СССР - как много в этом слове?
yakobinets — 18.01.2011 Когда старшие товарищи постят советский флаг или герб и пишут "Мы все вернем!" или "На будущий год в СССР!" - меня это никак не трогает и в душе моей ничего не шевельнется. И не потому даже, что я такой уж противник "реального социализма". На фоне нынешнего (а особенно будущего) "реального капитализма" такая разборчивость - роскошь, не для всех позволительная. Дело в другом. Будь даже погибшая держава хоть в сто раз лучше, чем она была в реальности - и тогда, относясь к её возвращению безусловно положительно на уровне сознания, эмоционально я не смог бы ощутить решающую разницу между "На следующий год в СССР" и "На следующий год в ГДР", например.В СССР я не жил, и никаких чувств к нему испытывать не могу. Союз рухнул ровно в том момент, когда я пошел в первый класс. Я не Лопатников, и не буду говорить "я жил при Сталине до пятилетнего возраста, и могу о нем судить". Почти не помню, а что зацепилось в памяти - особо не радует, Союз был уже очень и очень не торт. Впрочем, мне самому жаловаться не на что - при СССР меня кормили, поили, обували, одевали, шнурки на ботинках завязывали и сопли утирали. Забавно, что и у многих нынешних пятидесятилетних о Союзе остался ровно такой же набор воспоминаний, но речь сейчас о другом.
Вот не чувствую я СССР своей страной, и все тут. "Своей" - не в смысле "человек проходит как хозяин", тут бы и у современной России шансов не было. Просто Россия мною воспринимается, а СССР - нет. В России воробуржуи, Медвепут и тридцать три несчастья, жить здесь "плохо, но недолго", и все же это болото - мое болото, я здесь вырос, мне здесь жить и что-то (желательно) с ним делать. А СССР против нынешнего болота может быть хоть цветущим лугом, но это картинка из книжки, и сердцем не воспринимается. Только разумом: "да, в СССР то-то и то-то было устроено хорошо, признаю; а в ГДР ещё лучше".
Нет того советского патриотизма, который есть у многих людей, заставший СССР "живьем". Даже победа над Германией или полет Гагарина воспринимаются хотя и с гордостью, но нелогично-медведевски, как достижения абстрактных "наших", сферического "народа" в вакууме. По-другому не получается. Есть, конечно, люди, которые умеют чувствовать патриотизм в отношении давно погибших государств (рейхофилы, например), или даже просто выдуманных ("За Империум Человечества!", ага), но у меня для этого слишком плохо развита фантазия.
Теперь о социализме. Люди приходят к нему по-разному.
Одни путем абстрактных размышлений: "В нынешней ситуации плохо то-то и то-то, что делать? О, есть теория, предлагающая делать так-то и так-то! Вроде все по уму, мне нравится. Так и надо делать".
Другие судят почти обратным образом: "В СССР мне было хорошо/не было так плохо/просто я к нему привык, надо снова сделать как в СССР. Что там было? Социализм? Ну, пусть будет социализм!"
Не буду себя обманывать: второе пока куда популярнее первого. Он может вообще не требовать никаких рассуждений, зато подкреплено вескими зримыми образами и реальным опытом. Легче и выгоднее, казалось бы, делать ставку на второе. Но я позволю себе одно сравнение.
После 1917 года остались люди и силы, желающие возвращения капитализма в Россию. Они даже прилагали к этому немалые практические усилия, куда там нынешним левым. Но по большей части это были не сознательные рассудочные сторонники вообще капитализма как системы (с блекджеком и шлюхами), а эмоциональные любители "России, которую мы потеряли". И, что характерно, они не добились ничего. Более того, реставрация капитализма только тогда и стала возможна, когда вместо идеи "вернуть царя, помещиков и буржуев" составилась идея "хотим выборное демократическое правительство, фермеров и эффективных собственников". И беглые беляки-ностальгисты в реальнм возрождении капитализма никакого участия не принимали, а делалось оно сплошь людьми, родившимися и выросшими уже в СССР, и уж никак не по рецептам бывших господ-офицеров и купцов первой гильдии.
Есть над чем подумать.
|
</> |