СССР 2000-го года. Наркотик космоса (реквием по потерянному спутнику)
nikyvob — 22.08.2011 Кто-то из умных людей однажды заметил, что душу любой страны лучше всего можно понять, если внимательно прочитать те сказки, которые созданы ее народом. Вот, например, у европейцев даже небылицы не лишены зерна рационализма и подчинены прагматической логике. Счастливый финиш к их героям приходит только как награда за сверхусилия и честный труд. В русских же сказках наоборот - счастье находят исключительно в качестве внезапной удачи – «по щучьему велению» или благодаря счастливому знакомству с золотой рыбкой…Юрий Швец (1902-1972). «Луна. Океан бурь. Проспект Гагарина 1996 год». Работа датирована 1972 годом.
Всё под катом (картинки выложены с возможностью увеличения)
На днях занялся разборкой старых журналов. Хотел выкинуть лишнее. Однако, как обычно, «рука не поднялась». И к тому же «ушёл в ностальгию» - начал их листать. И вроде бы забытые страницы вдруг ожили, потянув за собой из памяти разные события уже далёкого детства и ранней юности…
60-е и начало 70-х годов прошлого века явились пиком недолгого могущества СССР, когда он в серьёз конкурировал с США за контроль над миром. В пропагандистском плане наиболее яркой частью этого соперничества стала «лунная гонка». Ныне уже не секрет, что первым вывести человека в космос Советскому Союзу помогло везение и счастливая интуиция конструктора Королёва (выжавшего максимум из трофейного немецкого ракетного наследства). На этом потенциал военной добычи и счастливого инженерного фарта оказался исчерпан. Для следующей задачи – пилотируемого полёта на Луну - требовался огромный труд с привлечением всей мощи науки и промышленности. Здесь Америка была неизмеримо сильнее. Что она и доказала на деле, выдав победный результат в июле 1969 года.
В СССР так и не смогли создать надёжного двигателя следующего поколения, способного не просто вывести корабль в космос, а доставить его на орбиту «ночной красавицы» и вернуть обратно. Но в процессе «лунной гонки» этого, разумеется, еще никто не знал. В Кремле, похоже, даже не понимали, что советская экономика не в силах решить тех проблем, с которыми ей довелось столкнуться, и надеялись на новые «космические» успехи. В соответствующем русле работала и огромная пропагандистская машина Страны Советов. Далеко не последним её «винтиком» являлся журнал «Техника-молодежи», выпускавшийся каждый месяц гигантским тиражом в 1.500.000 экземпляров. Это было удивительное издание. Его название, казалось бы, ясно очерчивало рамки тематики, предполагавшейся к публикации – всё многообразие машин, механизмов и различных приборов, связанных с получением образования, активным отдыхом и началом творческой или рабочей карьеры. Но в реальности там солировала совершенно оторванная от жизни фантастика. По большей части она звала читателей в астронавты – покорять далёкие звезды.
Журнал тогда выходил в чёрно-белом формате – цветными были только обложки и четыре страницы вкладок. Кто успел поработать в подобных СМИ, тот знает, что именно над этими цветным страницами в редакции трудятся особенно тщательно. Поскольку они в первую очередь привлекают внимание читателей, там размещаются материалы превалирующей пропагандисткой направленности. И именно их с повышенной привередливостью проверяет цензура. А что власть хотела вколотить в мозги подданных легко понять, если взглянуть хотя бы на подборку 1968 года, когда «лунная гонка» вышла на финишную прямую.
Это примеры обложек:
А это примеры вкладок того же 1968 года:
После июля 1969 года руководству СССР потребовалось немалое время, чтобы смириться с поражением и свыкнуться с мыслью, что в «космическом» соревновании с США лидерство уже потеряно и отставание продолжает быстро увеличиваться. Видимо, это произошло ближе к середине 70-х годов. Что можно легко заметить и по внешнему виду «Техники-молодежи». Объём «космической» темы на её страницах постепенно уменьшается. В подборке 1973-го ей уже посвящена всего одна обложка – апрельского номера, где традиционно отмечалась годовщина полёта Юрия Гагарина. Впрочем, и она даёт лишь скромную картинку орбитальных станций.
А в 1975-м даже культовый апрель акцентировал внимание не к звёздам, а на север.
Журнал, кстати, с 1970 года стал полностью цветным. Он по-прежнему звал читателей не к реалиям повседневности, а в фантастическое будущее. Правда, будущее, так сказать, приземлённое. Но всё равно весьма странное. В СССР тогда быстрыми темпами (включая привилегированные города) пропадали продукты первой необходимости, исчезало с прилавков постельное бельё и даже зубные щетки. А «Техника-молодежи» предлагала летать по воздуху без крыльев, собирать плотины из айсбергов, забивать сваи посредством ракетных двигателей, осваивать дно морей и океанов, а также перенаправлять воду сибирских рек для орошения пустынь Средней Азии или прорыть под всей территорией Москвы два подвальных этажа для передвижения транспорта.
Однако даже на подобном, мягко говоря, специфическом фоне выделяются художественные конкурсы, регулярно проводившиеся редакцией «Техники-молодежи». В 60-е годы они, как не трудно догадаться, посвящались изображению предполагавшихся покорителей космоса.
Но после поражения в «лунной гонке» требования к конкурсантам согласно генеральной пропагандистской линии начали быстро меняться. Космическая тема постепенно отступала на вторые роли. А соискателям предлагали заглянуть всего лишь на три десятилетия вперёд и показать, как изменится наш мир к 2000-му году.
И тут выяснилась удивительная особенность – конкурсанты не хотели расставаться с космосом. Редакция, выполняя полученную сверху установку, открывала в первую очередь «зелёную улицу» тем, кто откликался на просьбу спрогнозировать «земные» темы. Но таких «прозаиков» было мало. И уровень их работ, увы, не превышал планку одаренного школьника. Вот одни из немногих примеров. Пара рисунков М. Бохана (Запорожье). «Мост через Берингов пролив» и «Электромагнитный поезд»
Т. Ильяшев (Павлодарская обл.) «На гидроцелине»
В. Калинин (Ломоносов) «Гомо акватикус»
Военнослужащий В. Кочережкин «Регулировщик»
А. Синиченков (Грозный) «Глубоководные монтажники»
Мне наиболее запомнилась картина югославского художника Милорада Есимовича, изобразившего архитектора будущего, который старался решить проблему пробок на городских дорогах.
Подавляющее же большинство продолжало «соперничать» с американцами - «осваивать» ближний и дальний космос. И надо признать, что зачастую работы действительно написаны здорово. С первого взгляда чувствуется мастерская рука и искренний интерес к тому, что выходило из-под кисти. Вряд ли они доставали краски ради выполнения пропагандистских директив партийного руководства. Другое дело, что содержание картин явно не имело никакого отношения к 2000 году. Однако это авторов почему-то не смущало.
На данной стезе в первую очередь выделяются профессиональные художники. Вот, например, Юрий Швец. Он в своём творчестве «взял реванш» у Штатов и обогнал их в освоении Луны, считая, что советским людям такой подвиг под силу даже ранее 2000 года.
Прекрасное космическое фэнтази в исполнении Геннадия Голобокова
«Контакт»
«Прощание»
«Реквием»
«Труженики космоса»
«За мгновение до посадки»
«Земная белка»
«Сеятель»
Запоминается также «космическое» творчество Петра Кливака (Львов)
Можно отметить и А. Соколова
«Экспедиция на Марс»
В. Петренко (Ровны) «Ритм инопланетного города»
Сергей Седов «Следы неизвестной цивилизации»
А. Непорожний (Кривой Рог) «Первый контакт»
Е. Степановский (Каменск-Уральский) «Полет над городом»
Геннадий Тищенко (Баку) «Обсерватория в космосе»
Тищенко «Обсерваторя в космосе»
Б. Травкин «Станция для выращивания инопланетных растений»
С. Гавриш. Четыре работы из цикла «Испытание полётом»
Николай Недбайло (Москва) «Московский космодром»
Недбайло «Москва XXI века»
Недбайло «Путешествие»
Владимир Иващенко (Новосибирская область). Пять работ из цикла «Космос»
В. Босенко (Москва) «Марс в свете Фобоса»
В. Давыдов (Москва). Триптих «Вечно живой космос»
В. Калинин (Ломоносов) «Закольцованный астероид»
В. Карпенко (Молдавия) «Лунные города»
Е. Козлов (Донецк) «Маяк братьев по разуму»
В Кудрявцев (Барановичи) «Завод-астероид»
Победителем был признан Георгий Курнин (Сочи)
К середине 70-х годов СССР уже прочно завяз в той полосе, которая ныне именуется «застоем». Жизнь в стране превращалась в тоскливую тягомотину с постоянными командировками «в колхоз» или «на овощебазу». И даже таким молодым и неопытным оболтусам, как автор этих строк (и той компании сверстников-школьников, где он вращался), становилось ясно, что родная партия и правительство спокойной жизни им не дадут. Впереди вполне могла ожидать какая-либо принудительная «путёвка» для очередной «целины» или «ударной стройки». Видимо, учитывая нарастающее недовольство, власть пыталась опять подправить «идеологическую линию». Поэтому космос в содержании «Техники-молодежи» окончательно отошёл на вторые роли. Читателей принялись усиленно призывать к трудовым свершениям на собственной территории. Что немедленно отразилось и в названии очередного художественного конкурса, озаглавленного «Сибирь завтра». Однако вскоре опять выяснилось, что столь прозаическая тематика совершенно не привлекает мастеров кисти. В большинстве случаев Сибирь на их полотнах больше напоминала инопланетные города, чем сколько-нибудь связанную с реальностью жизнь.
Евгений Букреев (Краснодар) «Сибирский город»
Вячеслав Бурмистров (Свердловск) «Завод-автомат»
Бурмистров «Микрорайон»
Николай Недбайло (Москва)
Недбайло
В Калинин «Сибирский город»
В. Шихов (Тирасполь) «Сибирский город»
Шихов «БАМ»
В. Босенко «Сибирский фитотрон»
Нина Якимова (Москва). Две работы из цикла «Сибирь завтра»
Профессиональней всех выглядят работы Евгения Голобокова. Но содержание… Лично меня потряс мамонт за окном…
Три работы из цикла «БАМ»
А это будни сибиряков «завтрашнего дня»
Можно лишь догадываться о причинах, но после прогнозирования сибирского будущего редакция «Техники-молодежи» подобных конкурсов больше не проводила…
В том же 1976 году я закончил школу. А в следующем надел погоны и поехал служить на север – в Печенгу. Жить там пришлось в старой казарме, где страшно воняло портянками, а в здоровенные щели задувал ветер. Туалет был на улице – в ста метрах от входа - в виде дощатого домика. Зимой содержимое оттуда приходилось выковыривать при помощи ломика…
P. S. Производительность труда в СССР уступала странам Запада и Северной Америки в несколько раз. Ныне отставание не сократилось…