![](/media/images/top/preview/historyfotoruwp-contentuploads-D0-9F-D0-B0-D1-81-D1-85-D0-B0--D0-B2--D0-A1-D0-A1-D0-A1-D0-A0--D0-B0-D0-BF-D0-B5-D1-80-D0-B5-D0-BB-D1-8C-1942--D0-B3-D0.jpg)
СССР, 1942 год. Пасха.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В 1942 году Пасха была очень ранней — 5 апреля. Обстановка на фронтах оставалась крайне тяжёлой. Врага отбросили от стен Москвы, но опасность для столицы ещё не миновала. Тяжёлые бои шли под Вязьмой и Старой Руссой, находился в смертельном кольце блокады Ленинград...
В таких условиях перед советским руководством стояла альтернатива –
разрешить или запретить торжественное празднование Святой Пасхи.
Казалось, что очевидным было именно второе решение. Во-первых, все
религиозные праздники в СССР априори находились "вне закона":
никаких симпатий к православию вожди страны не испытывали и с
религией велась жесточайшая борьба. Во-вторых, подобные
мероприятия противоречили элементарным правилам безопасности. В
прифронтовых городах с лета 1941 года действовал строжайший
комендантский час. В любой момент к городам могли прорваться
вражеские бомбардировщики, и, если бы бомбы попали в скопление
людей, жертвы исчислялись бы сотнями. В Ленинграде, кроме того,
были тысячи носителей сыпного тифа, гепатита и дизентерии, которые
чаще всего протекали нетипично (в 1942-м в городе 16306 человек
умерли от дизентерии и 1279 – от гриппа). Допускать массовое
скопление потенциальных носителей болезней в одном месте было бы
крайне опасно.
И тем не менее в начале апреля было принято решение разрешить
торжественное отмечание Пасхи в крупных городах. Причин было
множество. Одной из них были просьбы от западных союзников. Другой,
с марта 1942 года шла активная работа по подготовке книги "Правда о
религии в России" (план этой книги представлял на заседании
Политбюро ЦК ВКП(б) 10 марта лично Лаврентий Берия, которому в
итоге и поручили обеспечение издания), предназначенной для
распространения в США, Европе и на Ближнем Востоке. И без описания
Пасхальных торжеств в книге, дало бы союзникам повод говорить о
том, что в СССР празднование Пасхи по-прежнему находится под
запретом.
Но главной причиной было всё же не это. Руководители СССР понимали:
в данном случае отмена запрета важнее, чем сам запрет, – вера в
победу жизни над смертью для людей значит больше, чем страх, а
эффект будет неизмеримо большим, нежели возможные потери. На фото
митрополит Ленинградский Алексий во время богослужения в Страстную
Пятницу в Никольском соборе г. Ленинграда, текст молитвы и
богослужение в ночь на Пасху в кафедральном Богоявленском соборе г.
Москвы. 1942 год.
Утро 4 апреля началось с сообщения об отмене комендантского часа в ночь на 5 апреля. Эту, услышанную по радио новость верующие встретили всеобщим воодушевлением. Владыка Николай немедленно известил все приходы о единообразном традиционном праздновании Воскресения Христова в Пасхальную полночь.
Правда, электричество в храмы не было подано, были запрещены в
целях безопасности и крёстные ходы вокруг церквей. Но воодушевлял
сам факт того, что Великий Праздник пройдёт торжественно.
Утреня ещё не началась, а запоздавшим уже было трудно протиснуться.
Тесно. Хор негромко вторит священнику. В церкви ещё полусвет,
свечей недостаточно, чтобы преодолеть огромную, сводчатую
византийскую высоту. Но близится час Воскресения Христа. Священник
обращается к верующим:
– Братья! Город наш окружён тьмой, тьма рвётся к нам на вражеских
крыльях. Враг не выносит света, и впервые наше Светлое Воскресение
мы встречаем впотьмах. Тьма ещё стоит за порогом и готова
обрушиться на всякую вспышку света. Мы сегодня не зажжём паникадил,
не пойдём крестным ходом, как бывало испокон веков; окна храма
забиты фанерой, двери глухо закрыты. Но мы зажжём свечи, которые у
каждого в руках, храм озарится светом. Мы верим в воскресение Света
из тьмы. Свет, который внутри нас, никакой враг погасить не в
силах. Воинство наше – мужья, братья и сыновья, и дочери – в этот
час стоит на страже нашей страны против сил тьмы. Храните в себе
Свет, веруйте в Победу. Победа грядёт, как Светлое Воскресение.
И, перебегая от свечи к свече, по храму потекла сплошная волна
света. Полный сияния, храм начинал заутреню 1942 года, и хор
откликался хору, и нежные гирлянды цветов на иконостасе и на
клиросах, и весь воздух содрогнулись от весеннего клика: Христос
Воскресе!
И каждый понял, что затаённая во мраке правда живёт, не угасает.
Что наши воинства не допустят германскую тьму в нашу жизнь, что с
нами вместе и Невский, и Владимир, и Сергий, и древние воины, и
древние просветители – всё прошлое и всё настоящее нашего народа,
слитые воедино, победят во имя будущего, для сохранения навеки
неугасимого света нашей родины. На фото пасхальная заутреня в
Богоявленском соборе г. Москвы в апреле 1942 года: алтарь, слева от
которого стоят представители английской и польской армий, фото
людей пришедших в храм и фото проведения богослужения, слева —
митрополит Николай.
Великий Праздник торжественно встретили все 30 московских храмов
и 124 храма Московской области. В сохранившихся отчётах НКВД
зафиксировано количество людей, присутствовавших на Пасхальной
заутрене. Больше всего – 6500 человек – было в Богоявленском
соборе, в других храмах – от 1000 до 4000. Всего в Москве в
Пасхальных богослужениях участвовало 75000, а в области – 85000
человек.
Население Москвы в то время составляло 2 миллиона человек (меньше половины от довоенной поры). Очень интересны зафиксированные сотрудниками НКВД разговоры верующих, обсуждавших между собой события Пасхальной ночи. Они свидетельствуют о том, что главный эффект от разрешения торжеств был достигнут – люди были воодушевлены и безоговорочно благодарили власть: "Сталин разрешил праздновать Пасху! Дай Бог ему здоровья!"
В блокадном Ленинграде Пасха 1942-го прошла под грохот канонады. В
17 часов 4 апреля, в Великую Субботу, немцы начали артобстрел
города, который длился с небольшими перерывами всю Пасхальную ночь.
Чуть позже прилетели и вражеские самолёты – к городу прорвались 132
бомбардировщика. Их основными целями были стоявшие на Неве корабли
Балтийского флота, но бомбили и действующие храмы (их в городе было
пять: Никольский Морской, Князь-Владимирский и Преображенский
соборы и два кладбищенских храма), и жилые кварталы. Всего в
Великую Субботу в Ленинграде погибло 116 и было ранено 311 мирных
жителей, в день Пасхи погибло 50 и было ранено около 100. И тем не
менее дух ленинградцев сломить не удалось. Храмы утром 5 апреля
были переполнены.
Пасха 1942 года навсегда осталась в истории Русской Церкви. Это был
праздник непокорённых, ликование тех, для кого Пасха Господня,
Светлое Воскресение Христово было дороже собственного здоровья и
земной жизни, подлинной Победы Жизни над смертью, добра над злом.
Та "Снежная Пасха" открыла череду других великих церковных
праздников, совершавшихся в годы Великой Отечественной. И в 1943, и
в 1944, и в 1945-м комендантский час во время их празднования
отменялся. «И Свет светил во тьме, и тьма не объяла Его». Освящение
куличей и пасох в кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы, 1942
год.
·
|
</> |