ССС на НТВ
sapojnik — 23.06.2012 Не скрою, был заинтригован шумихой – и потому все-таки посмотрел сегодня по НТВ фильм «Служу Советскому Союзу», вызвавший, говоря падонковским языком, столь неприкрытый баттхерт у новоиспеченного министра культуры Мединского (кто не знает – он обратился к руководству НТВ с открытым письмом, в котором «настоятельно рекомендовал» отменить уже анонсированный показ 22 июня, якобы в неусыпной заботе «о чувствах ветеранов»).Конечно, после такого цирка на дудках, учитывая репутацию Мединского как яростного русофила, очень хотелось признать фильм шедевром всех времен и народов без всякого просмотра. По принципу Бродского, знаете ли, «если Евтушенко против колхозов, то я за». Но я преодолел этот пристрастный порыв и честно совместил просмотр с кручением велосипеда в фитнес-клубе.
Итак, что же я увидел? Ну, во-первых, антураж. Антураж выдающийся. Самое забавное – что НТВ послало федерального министра на три веселых буквы (будем считать, на ОРТ) – то есть ничего не отменило и показало фильм именно тогда, когда и собиралось. Уже неплохо! Но, впрочем, одно изменение в программу вещания НТВ все же внесло: сразу после не полюбившегося Мединскому и его знакомым ветеранам телефильма НТВ поставило в сетку «Падение Берлина».
Ну, в полном соответствии со старым анекдотом: «Товарищ Иванов, не выпендривайтесь, слушайте свою любимую песню «Валенки»! Вышло действительно очень потешно, этакий постмодерн в чистом виде: здесь гостиница «Советская», напротив нее шашлычная «Антисоветская», а между ними мы все и живем. На проезжей части. Мечтаем уехать в Петербург, но едем почему-то все время в Ленинград. Очень символично!
Ну и фильмец – безусловно, тоже весь символичный насквозь. Идея прозрачна, как слеза: конечно, буквально в фильме ничего понимать не стоит, фильм вовсе не о реалиях 1941 года. Тут АЛЛЕГОРИЯ: типа, вот сидел до войны весь советский народ в ГУЛАГе, медленно там загибался (очень медленно, героиня Нонны Гришаевой вполне себе ничего) – и тут напали немцы. Вертухаи при появлении немцев все тут же разбежались, а сидящий в лагере НАРОД разбегаться не захотел, а захотел, наоборот, бить врага. Немедленно в лагере произошло братание урок и политических, артистов и воров, все разобрали оружие и пошли, натурально, мочить фрицев. Ну и самих себя – но немного, исключительно ДЛЯ ПОРЯДКУ, чтоб, значит, не было никакого дезертирства и мародерства.
Немецкий «десант» (читай – все гитлеровское нашествие подчистую) союз урок и политических во главе с жутко небритым Авериным, естественно, победил в каких-то маловразумительных сражениях. После чего, откуда ни возьмись, вернулись вертухаи и всех героев сопротивления (читай – весь народ в его творческом многообразии) поставили к стенке.
Спрашивается – кто ж тогда остался в СССР? Ответ – очевидно, потомки вертухаев только и остались (которые, естественно, теперь и выражают недовольство рассказывающим о них ПРАВДУ фильмом).
Ну и что я могу сказать на все на это? Фильм забавный, а на фоне «Падения Берлина» забавный вдвойне. По сути, тут мы видим ровно ту же самую развестистую клюкву, только «наоборот». И фактические претензии обоим фильмам предъявлять нельзя по одной причине – поскольку оба претендуют на роль «аллегории», «метафоры»…
Однако у меня и в символическом плане к ССС есть претензии. Коробит меня, если откровенно, все это радио «Шансон» - рассказы про «хороших урок», которые вместе с недобитыми троцкистами-зиновьевцами вгоняют гнилой фашистской нечисти нож под ребро. Не верю я всей этой блатной романтике пополам с интеллигентским соплежуйством.
Более того, я вижу в этом пагубное влияние «болотной идеологии», заключающейся в трогательном убеждении, что нацисты, коммунисты и либералы, взявшись за руки, дружно свалят прогнивший путинский режим, после чего во всей РФ незамедлительно наступит ЩАСТЬЕ. Не верю я в это. Не настанет царство истины таким макаром. В том, что такое представляли и представляют из себя урки и блатные, я склонен верить Варламу Шаламову, а не авторам сценария «ССС».
Вообще же, если приглядеться, то можно в ССС увидеть довольно безапелляционное утверждение, что БОГЕМА выиграла войну. Пели, типа, плясали, резали, стреляли – так и победили. Ибо что такое истинная богема? Это артисты, музыканты, писатели, воры и бандиты. Не так ли? Это ведь учил всех нас приятель Аверина-«дона Мигеля» по имени Хемингуэй? Этому.
А следом режиссер Чиуарели в фильме «Падение Берлина» устами товарища Геловани возражает: нет, товарищи, это не богема выиграла войну. Это товарищ Сталин выиграл войну!
И оба неправы. НЕ ТАК ВСЕ БЫЛО. Нет, ребята, все не так. Все не так, ребята.