Среди прочих многочисленных странных человеческих убеждений

Шарлотта Бронте книги своей предшественницы Джейн Остин ценила не слишком высоко, они казались ей уж слишком приземленными, лишенными романтического горения и бурления, она сравнивала их с безукоризненным парком, где все по линеечке. Но даже романтичная Шарлотта в самом известном своем произведении "Джейн Эйр" союз богатого землевладельца и гувернантки описывает как дельце довольно скандальное, причем еще до того, как становится известно о скелете в шкафу мистера Рочестера. И, возможно, авторской волей не дает ему свершиться еще и поэтому, и поэтому Джейн вернется к своему возлюбленному уже независимой владелицей собственного капитала (а более поздний роман "Шерли" той же писательницы, где описан уже чистый мезальянс - брак обычного учителя с богатой наследницей - читателям не зашел категорически).
В одном, пожалуй, любители золотой старины все же правы: брак в обобщенной какраньшии и впрямь значил существенно больше, чем сейчас, но отнюдь не в смысле романтических чувств, а вовсе наоборот. Это был инструмент организации экономики, во-первых, и инструмент выживания, во-вторых. Семья была не просто союзом любящих сердец, но хозяйствующим субъектом. А уж на этот "гвоздь" вешалось все остальное, и любовь, и совместные дети, и даже обязательное девичье целомудрие (потому что внебрачный ребенок - это еще и лишний рот, который кто должен кормить? кому он будет наследовать?). И договорные браки, иногда прямо помимо воли молодых, отнюдь не всегда проистекали из жестокосердия родителей, просто в условиях большой семьи и совместного хозяйства кого ты приведешь под свой кров и в свою постель - касалось всех, потому что влияло тоже на всех. Это кажется абсурдом только с бережка современной городской нуклеарной семьи, которая, буде захочет, может вообще не общаться с родственниками. Да и то... Мне тут довелось наблюдать, по счастью, с не слишком близкой дистанции, за одним семейством, состоящим из молодого шалопая и таких же шалопаистых, если не сказать больше, родственников, у которых в анамнезе и долги по кредитам, и много чего еще веселого и авантюрного, и знаете, я вдруг очень остро осознала (возможно, это возраст), какой это ужас, когда твое дите выбирает себе в спутники вот такое и их проблемы становятся в некоторой степени твоими. Так вот, в какраньшии это надо умножить на десять, потому что законы владения и наследования имуществом, потому что институт репутации и пр. И сразу как-то начинаешь сочувствовать королю из "Бременских музыкантов", у которого, понимаешь, дочь сбежала с каким-то хиппарем, а ему теперь в лицо иностранным послам смотреть. Со сложными щщами.
И в общем-то, коль уж я второй раз вспоминаю советский мультик про сбежавшую принцессу, возникает у меня подозрение, что именно на сказках (которые так-то всегда об исключениях из правил, о чудесном во всех смыслах) и вот на советско-романтическом воспевании неравных браков и честной бедности и строится представление выросших детей о том, что вот раньше-де люди не задумывались о материальном, а бросались любви навстречу очертя голову, и это представление старательно поддерживала эпоха худо-бедно, с оговорками, но двигавшихся социальных лифтов и городской, читай - атомизированный образ жизни. Но большую часть своей истории человечество жило и любило совершенно иначе.
|
</> |