СРЕДА. Год спустя
pavel_kosenko — 04.09.2016 Это самый большой мой пост за последние несколько лет. А может быть даже за все время ведения этого ЖЖ :) 75 фотографий с развернутыми комментариями!1 сентября исполнился ровно год, как мы закрыли фотошколу и начали заниматься тем, что не имело коммерческого потенциала, но было нам самим интереснее всего — фотоплёнкой и авторскими фотокнигами. Многие знакомые крутили пальцем у виска: «плёнка? в 2015 году? наверное у вас много лишних денег, которые вы хотите пустить на ветер». Нет, лишних денег у нас, к сожалению, не было. Но было глубокое внутреннее понимание — мы хотим делать то, что действительно любим. Поэтому мы не стали писать никаких бизнес-планов (которые, конечно же, потерпели бы полный крах), а просто с головой и огромным удовольствием погрузились в работу — стали издавать книги и продавать фотоплёнку.
Прошел год. Оглядываясь назад, трудно поверить, что столько всего произошло за это время. Сложно поверить, что всего год назад витрины были пустые, да и самих витрин тогда еще не было. Глядя на то, какие сейчас очереди в кассу (ох-ох, работаем над этим!), даже не верится, что всего год назад мы сели в полупустое помещение с эхом и клиенты к нам заглядывали раз в несколько дней. И уж тем более никто не ожидал, что всего спустя год мы сможем увеличить оборот в 5 раз (по сравнению с оборотом нашей же фотошколы) и вывести нашу маленькую фирму на полную самоокупаемость. И это при том, что штат за это время вырос аж до 20 сотрудников. Воистину, любовь творит чудеса.
Я не буду сейчас показывать графики и рассказывать про достижения. Отмечу лишь, что за это время нам удалось запустить собственный бренд кино-фотопленок, наладить импорт товаров из Германии, Японии и Китая, запустить полноценную пленочную лабораторию со своей проявкой, сканированием и ручной оптической печатью в темной комнате (причем печатью не только ч/б, но и цветной). Удалось издать несколько десятков книг, часть которых мы представили на международных книжных фестивалях в Амстердаме, Париже, Арле, Мадриде и Вене. Несколько наших книг были выставлены в музеях в Екатеринбурге и Афинах, вошли в шотлисты западных конкурсов, начали продаваться в самых престижных магазинах авторских книг в Европе, приобретаться в частные коллекции известными коллекционерами.
Но сейчас не об этом. Сейчас я хотел бы просто показать немного фотографий из жизни Творческой лаборатории «СРЕДА». Ибо самое главное в любом деле, это атмосфера — та самая СРЕДА, которую мы создаем. СРЕДА для развития фотографического мышления, реализации самых смелых идей. СРЕДА для фотографов.
1. Все началось ровно год назад. 1 сентября 2015 года новая СРЕДА выглядела так:
2. Это первое заседание Клуба «Самиздат». Еще среди строительных лесов, но уже с цветами и печенюшками. С этого момента чай/кофе навсегда стали атрибутом творческих встреч в Клубе «СРЕДА».
3. Неделю спустя. Начинаем обживаться. Появились первые книжные полки и первый (тогда еще единственный) холодильник для фотопленок. Холодильник еще пустой, мы только ждем первые поставки. На заднем плане — наша фирменная барная стойка с кофемашиной.
4. Первые поставки первых книг. Собираем витрины для магазина.
5. Обязательно — живые цветы. Следит за ними и до сих пор поливает их мой партнер, он же директор СРЕДЫ. Еще он хотел живую птичку принести, но вроде пока удается сдерживать его энтузиазм к флоре и фауне. Ибо цветочки поливать можно и раз в неделю, а птичку кормить надо пару раз в день.
6. Первые собственноручные намотки кинопленок. Пока еще все по-гаражному, катушки от руки подписаны.
7. Первые встречи с представителями типографий. Обсуждение цветопроб по первым книгам, над которыми мы уже работаем.
8. Ручная сборка одной из первых книг, изданных в СРЕДЕ — моей книги «Ошибка», 250 экземпляров. У книги сложная форма, почти целиком каждый экземпляр собирался вручную.
9. Первые деньги в первом кассовом ящике первого кассового аппарата.
10. Буквально через месяц после начала продаж у наших кино-фотопленок появляется бренд и фирменные этикетки.
11. Постепенно СРЕДА привлекает все больше и больше людей, занимающихся фотографией. Обсуждение книги Артема Житенева с нашими партнерами из питерского издательства «Галерея печати». На заднем плане видны собранные витрины, на которых появились первые товары — в основном книги, а также камеры и кассеты Instax (мы уже стали официальными селерами Fuji).
12. Очередное заседание Клуба «Самиздат» собирает все больше и больше фотографов, работающих над своими арт-проектами. В роли ведущего клуба и куратора с нами начинает сотрудничать Лена Холкина — один из самых известных на западе российских авторов.
13. Групповая фотография на память, сделанная на очередной встрече клуба Самиздат.
14. Александр Павлов «рекламирует» кинопленки OSCAR film. Ну и какой же холодильник без шампанского :)
15. Первый просмотровый столик, первый сканер и первые принятые на сканирование фотопленки. Проявляли тогда мы еще не сами — клиенты или сдавали нам уже проявленные пленки, или мы переразмещали заказы в других лабораториях.
16. Практически сразу же мы поняли, что проявлять надо самим. И практически сразу же начали вручную проявлять черно-белые пленки.
17. Сейчас уже стыдно показывать, как мы сушили первые проявленные пленки. Но история есть история, да, так и сушили, на «заднем дворе» склада.
18. Спустя всего лишь два месяца после открытия, работа над книгами уже идет полным ходом.
19. Параллельно развивается сотрудничество со школой «Фотоплей», которой мы передали все курсы, которые проводились в СРЕДЕ, когда она еще была фотошколой. Встреча с магнумовским фотографом Томасом Дворжаком и директором школы «Фотоплей» Алексеем Лурье.
20. Мы и наши книги на UNSEEN в Амстердаме. Начало сотрудничества с Натальей Балута и Russian Independent Self-Publishers Groupe.
21. Пленки OSCAR film продаются уже вполне приличными объемами.
22. Еще немного, и у OSCAR film появляется та самая «вкусная» упаковка, в которой они продаются до сих пор.
23. Портфолио-ревю Григория Ярощенко.
24. Старт продаж только что изданной нашими партнерами книги Сергея Максимишина. С этого момента (и до сих пор) книгу можно купить только у нас в СРЕДЕ, и еще несколько экземпляров есть в «Фотоплей». На сегодняшний момент тираж 2,500 экземпляров почти полностью распродан, осталось около 30 книг.
25. Встреча с Куделкой на Paris Photo, куда мы возили наши книги.
26. Мы и наши книги на Offprint в Париже. За столом Лена Холкина.
27. На встрече Клуба плёночной фотографии «СРЕДА» Дима Новак демонстрирует устройство для пересъемки негативов собственного изготовления. Качество пересъемки конкурирует с одним из лучших сканеров для узких и широких пленок Nicon 5000/9000.
28. Объемы сканирования растут, и к декабрю мы покупаем второй сканер Nikon 5000.
29. Самостоятельная проявка черно-белых фотопленок на очередной встрече Клуба плёночной фотографии.
30. Предновогодний просмотр слайдов на слайд-проекторе.
31. Ежевечерние клубные встречи собирают все больше и больше участников.
32. Первые эксперименты по собственноручной проявке кинопленок по процессу ECN-2. Для того, чтобы обеспечить температуру рабочих расстворов ровно 100 градусов по Фаренгейту, используем тепловые ванны, представляющие из себя обыкновенные тазы с подогревом и ручным контролем температуры. Не смотря на то, что все делается буквально «на коленке», результаты проявки более чем удовлетворительные. В декабре уже все принимаемые на проявку кинопленки мы проявляем сами (вместо того, чтобы возить их на Мосфильм и в Синелаб).
33. Объемы проявки растут, но сушим все еще на коленке.
34. Ассортимент фотопленок растет. В продаже появились пленки CineStill, Ilford, Adox, Fuji, Kodak. Пока еще в небольших количествах.
35. Очередная аншлаговая встреча, на этот раз с легендарным фотографом Валентином Самариным, которому недавно исполнилось 88 лет.
36. Новогодняя вечеринка в СРЕДЕ.
37. Объемы продаж и, соответственно, поставок фотопленок увеличиваются.
38. В январе у нас появляется проявочная машина Jobo. Пока что ютимся на выделенном уголке склада.
39. В январе же появляется первый скоростной сканер для узких пленок Pakon F235, а также Nikon 9000 для среднеформатных пленок. Рабочее место сканировщика начинает становиться похожим на ЦУП.
40. Февраль — первые пробы черно-белой печати, пока что еще на примитивном фотоувеличителе, и опять-таки, на задворках склада. Печатаем пока в основном для себя. С этого момента к нашей команде присоединяется легендарный печатник Юрий Милосердов, который 30 лет печатал фотографии для фотографов Фотохроники ИТАР-ТАСС, включая Халдея, Мусаэльяна и многих других.
41. Интервью на радио «Сити ФМ».
42. Встреча, посвященная стерео-фотографии. В гостях у СРЕДЫ Роман Шмидт.
43. Начало марта. Берем в аренду еще одно помещение и начинаем строительство собственной лаборатории!
44. Неделю спустя. Первые воркшопы по ручной печати. Пока еще на простых увеличителях.
45. Еще 2 недели спустя. Заказы на ч/б печать поступают уже вовсю, в том числе из других стран. На фотографии — первый заказ из США.
46. Середина апреля — простые увеличители ушли на задний план, теперь они используются редко, только для воркшопов и детского фотокружка. Основными рабочими лошадками стали Durst и Leitz Focomat.
47. Интернет-магазин работает уже вовсю. Все больше и больше заказывают из регионов и других стран. Еженедельно отправляем по 10-15 посылок.
48. Пространство перед входом в СРЕДУ приспособлено под небольшие выставки, где начали экспонироваться работы студентов наших полугодичных мастерских.
49. Редкое и специфическое оборудование лаборатории пополнилось специальным сушильным шкафом для фотопленок.
50. Участники встречи Клуба плёночной фотографии, посвященной среднему формату.
51. Пробная поставка нестандартной химии для обработки фотопленок. Все чаще и чаще можно услышать, как участники клуба говорят по телефону своим женам «закупил химии, еду в клуб».
52. АПСО — специальное устройство для сушки баритовых отпечатков. Раритет, да еще в идеальном состоянии. 1969 год выпуска. Искали несколько месяцев.
53. Наш собственный набор (и главное, наша собственная инструкция) для проявки фотопленок по процессу ECN-2. Первые несколько наборов были сразу же приобретены покупателем из Лондона.
54. Май. Запуск проявочной машины AGFA FP-200 по процессу C-41. На самом деле, к этому моменту мы уже 2 месяца с ней возились, чистили ее и настраивали. Два месяца не могли избавиться от царапин, поэтому не запускали ее для проявки клиентских пленок. Но в этот день нам наконец удалось полностью победить царапины и машина начала работать так, как и должна.
55. Творческая встреча с Константином Машинским, фотографом русского происхождения из Парижа, который выбрал СРЕДУ для работы над своей книгой.
56. Мастер-класс Андрея Чежина по съемке на фотобумагу с помощью камер большого формата.
57. Ручная ретушь фотографий, напечатанных оптическим способом. Так выглядит Фотошоп на самом деле.
58. Июнь. Первый цветной отпечаток, полученный оптическим способом в нашей лаборатории. Для того, чтобы начать печатать цвет, мы нашли в Астрахани проявочную машинку RA-4, доставили ее в Москву и привели в чувство. Именно на её валиках лежит отпечаток.
59. Первая поставка из Японии. Современная цветная негативная фотопленка Fujicolor Print (Industrial).
60. Творческая встреча с Сергеем Новиковым.
61. Июль. Оптическая ручная цветная печать формата 50х75 см. Автор фотографии — Татьяна Выхристюк. Начиная с этого момента выбираемые СРЕДОЙ для печати и печатаемые в СРЕДЕ фотографии начинают покупать коллекционеры.
62.
63. Максим Мармур с отпечатком для аукциона (был продан, сумма сделки не разглашается). Слева мастер ручной оптической печати Юрий Милосердов.
64. Принесенный на сканирование клиентом домашний фотоархив. Заказы на оцифровку домашнего архива порядка 50-200 фотопленок становятся привычным делом.
65. Александр Павлов с фотографией Эннио Морриконе, напечатанной оптическим ручным способом в лаборатории СРЕДА.
66. Петр Ловыгин в лаборатории СРЕДА.
67. Валерий Нистратов подписывает свои книги для магазина СРЕДА.
68. Я, Дмитрий Чернышев и Ольга Паволга в СРЕДЕ.
69. Издатель Леонид Гусев, фотограф Игорь Мухин и арт-директор СРЕДЫ Алла Мировская обсуждают переиздание книги «Рожденные в СССР».
70. Ну и напоследок несколько фотографий из магазина СРЕДА, как это выглядит в последнее время.
71.
72.
73.
74.
75.
Если вдруг вы досмотрели и дочитали до этого момента, респект вам и уважуха :) Спасибо за внимание! Приходите, вам всегда рады в СРЕДЕ.
|
</> |