Сравнение РИ с СССР (1)

>>>>"По факту, в СССР всё-таки удалось реально обеспечить, в пользу народа и во имя светлого будущего, многие великие завоевания, - которые в РИ могли разве что присниться, а в РФии были полностью или в значительной мере потеряны".
>>>"И какие же завоевания?"
...
>"1. Аналогичные процессы шли и в РИ - рост числа школ и процента охвата был в 20 веке существенным и приводил к тому же результату к середине 20-х, т.е. примерно к тому же времени что и в СССР.
2. Точно также в СССР в 30-е годы и в меньшей степени в 40-е шло заимствование иностранных технологий в этих областях. Хотя безусловно уровень самостоятельности СССР в РИ был недостижим.
3. Это здравоохранение было развитием уже существовавшей системы земской медицины.
4. Ну так социальные гарантии появлялись и в РИ, а опыт развития других капстран показывает что они развивались бы в любом случае.
5. Ну при таких соотношениях как у СССР и РИА японцев била бы, особенно если бы их большая и лучшая часть армии воевала на других фронтах.
То же самое относительно немцев - 1941-1942 годы показали что они лупили советских ничуть не слабее чем царских (а как бы не сильнее), а в дальнейшем сказалось численное превосходство.
6. Действительно тут есть чем гордится - в течении 50-60-х годов СССР действительно был второй научной и промышленной державой мира (в 70-х её обогнали японцы)."
0. Что в РИ прогрессивные процессы как-то тоже шли - не то чтобы прямая ложь.
Но это введение в обман, если без сравнения реальных результатов этого процесса.
А они таковы: царская Расея всё время "догоняла" развитые державы так, что обычно отставала от них ещё больше. Реально сокращения этого разрыва (причем даже увеличившегося за годы гражданской войны и послевоенной разрухи!) добился только уже СССР.
1. Что касается образования. Кроме количественных показателей, по которым положение РИ может показаться не таким уж ужасным (особенно если "забывать" его сравнивать не с самой же расеей на 100 лет раньше, а с развитыми странами того же времени, да в приведении на душу населения!), еще более важны качественные.
1.1. Подавляющее большинство школ РИ, число которых, ага, росло, - это были школы земские и церковно-приходские. С мизерным числом учащихся в каждой из них. С одним, как правило, учителем на все классы. По числу учащихся на душу населения РИ в 20 веке отставала даже от нищих балканских стран!
1.2. Они были с очень кастрированной, даже для начальной школы, программой. В которой были сведены до непристойного минимума точные и естественные науки, зато непомерно была раздута поповщина и мракобесие.
1.3. Сказки свидетелей РКМП про якобы прекрасное царское школьное образование "обосновываются" у них ссылками на якобы гениальность некоторых отдельных гимназистов и гимназисток. Даже если, ДОПУСТИМ, поверить в такие истории - они в масштабе страны не значат ровным счетом ничего.
1.3.1. Даже в гимназиях отличники и отличницы были в явном меньшинстве. Что, в общем, для любых обычных школ обычная картина: как правило, в любом классе единичные отличники уравновешиваются единичными двоечниками, а подавляющее большинство учащихся - середнячки.
И показатель общего уровня - именно те середнячки.
1.3.2. Но даже не в этом главная беда царского образования, а в том, что гимназии были в еще более жутком меньшинстве на фоне обычных в РИ убогих школ.
1.3.3. Хвалёные свидетелями РКМП гимназии были тоже довольно ублюдочны. В них давали, допустим, знание иностранных и древних языков, ага,- но что это давало на выходе, кроме поверхностного лоска светских бездельников, умевших трепаться "о том, о сём, а в общем ни о чём"?
Знания в области точных и естественных наук в гимназии были весьма убоги, и по прежнему основной объем как-бы-знаний там касался поповщины. Во всех школах царской Расеи главным предметом был Закон Божий, все занятия по любым предметам начинались с молитвы, пение начиналось с церковного хора, и т.п.
1.3.4. Лучше знания в практически значимой сфере давали реальные училища, но ведь их тоже было немного. И там тоже было нечем особо похвастать.
К тому же, отсутствие такого уж провала по естественным и точным наукам в реальных училищах "компенсировалось" провалом по гуманитарным дисциплинам. Такой же "односторонний флюс", как в гимназиях, только с перекосом в другую сторону. Полноценного среднего образования, аналогичного советскому, в царской расее не давала ни одна из школ.
Профильные специальные знания, полезные в реальной жизни, науке и технике, юные россияне при царе-батюшке могли получать только в профильных ВУЗах, а их было тем более негусто.
1.3.5. В сельской местности, где обитали более 85% населения РИ, средние школы практически отсутствовали. Т.е. от среднего образования подавляющее большинство юных россиян, а тем более россиянок (около 80% женщин в РИ были неграмотны совсем!), было отрезано заведомо.
1.3.6. Но даже те, кто мог посещать начальную школу, как правило, дальше 1 класса в ней не особо задерживались. Обязательного образования в царской Расее НЕ БЫЛО,- а для жизни, по мнению тогдашнего общества, детям простонародья не требовалось более чем умение читать по слогам, писать с грехом пополам, и считать на пальцах до десяти.
1.3.7. Даже это скудное образование, по некоторым тогда популярным мнениям, считалось "избыточным" и "опасным". Невежественным народом править легче, чем образованным и умным,- а потому менее покорным, и менее подверженным влиянию тупой пропаганды верноподданичества и правоверности.
Поэтому царская Расея была обречена на темноту и малограмотность подавляющего большинства её населения,- и на соответственно дальнейшее отставание от развитых стран во всём,- на многие десятилетия и после революции, если бы та не увенчалась успехом.
При всей похвальбе числом студентов "как во Франции" (ага, для населения вчетверо больше),- считая за студентов кого попало, в т.ч. семинаристов и всяких "блаародных девиц",- ни одно серьёзное дело, связанное с техникой и технологией, в РИ не делалось реально без участия иностранных специалистов, иностранных технологий и иностранной продукции.
|
</> |