
Спят усталые игрушки или в предверие юбилея

Поскольку я живу на севере города, путь мой часто лежит в Дубну к сыну, для меня канал - это неотъемлемая часть жизни вот уже 15 лет. Я и купалась на Левобережном пляже, и каталась на "Ракетах", и ездила вдоль канала до самой Дубны, наблюдая шлюзы, доехала до слияния канала и Волги с огромной статуей Ленина, взрирающего на это свершение рук человеков.

Грандиозное сооружение, стоившее стране огромных жертв, в первую очередь человеческих, теперь служит многим целям, без этого канала уже как-то и не представляешь себе Москву.
Поэтому когда компания "Мостурфлот" и сообщество


Итак, экскурсия в преддверие юбилея включала в себя посещение места, где зимуют круизные теплоходы, где они обновляются к судоходному сезону и отдыхают от летних трудов. Сначала мы приехали в Хлебниковский затон в Долгопрудном. Зима, лед, кораблики выстроились в ряд.

Жизнь там как будто замерла. А я же помню, как летом они величественно проплывали под мостом через канал на Ленинградке. Подошли поближе - кого тут только нет: и писатели, и аристократки, и художники, и поэты:
княжна Виктория

Михаил Булгаков

Николай Карамзин

И многие другие. Представляете, в этой компании даже княжка стала пролетарской)))

Все теплоходики стоят как в детском садике, связанные веревочками (чтобы не потерялись), хотя как там потеряешься-то? Кругом сплошной лед!

Мы еще забрели в ремонтный отсек, там велась сварка и вовсю кипела жизнь. Рабочие попросили их не фоткать (ибо не при параде)))). А вообще сообщили, что к весне от каждого теплохода прибудут по 2-3 человека, которые займутся покраской своих судов, чтобы к сезону все блестели и переливались на солнце новыми нарядами.
128 км - протяженность канала им. Москвы. 128 км строительства, которое велось в 30-е годы прошлого века. Велось тяжело, техники не было, а задачи партии и правительства (как все помнят) необходимо было выполнять и перевыполнять.
За всей этой историей мы и поехали в Яхрому - в музей канала им. Москвы.
У входа нас встречала детка-кораблик)

Мы просочились в небольшой музей (а группа немалая - не менее 45 человек), внутри очень уютно, даже живые рыбки.

Экскурсию вела Галина Александровна Герке - человек, преданности которого своему делу можно только завидовать! Она всю жизнь связала с каналом (а сегодня ей уже более 80 лет!), после выхода на пенсию и стала директором и бессменным экскурсоводом этого музея. Сразу хочу признаться ей в любви - необыкновенно притягательный человек, время совсем не затронуло ее - глаза все так же блестят, голос то срывается от нахлынувших воспоминаний, то дрожит от негодования на эпоху, то наливается гордостью за дело жизни.
Она и рассказала, и показала все, что смогли собрать. Изначально было 3 проекта, но после рассмотрения выбрали именно вариант Дмитровского машинного последнего .

4 года и 8 месяцев строили канал, строили чуть ли не руками

Представляете? Огромное гидро-техническое сооружение лопатами... Кто мог выдержать такое?
А у страны был расходный материал - заключенные из Дмитлага. Именно их жизнями вымощена эта стройка, более 22 тысяч погибло (а кто знает точные цифры, сколько там пропало без вести). Как в насмешку сейчас читаются лозунги тех лет:



И все-таки в 1937 году, да-да, именно в том самом кровавом году, 15 июля канал был открыт для движения пассажирских и грузовых судов.
Но надо отметить, что задача канала - не только судохоство или я бы сказала - не столько судоходство, водой из водохранилищ, образованных при этом канале, питается Москва. Канал защищал Москву в военные годы, являясь преградой на подступах к городу. В общем, переоценить значение трудно.
Просто поклониться памяти тех, кто все это делал на добровольной или принудительной основе.
И радоваться тому, что сейчас мы живем и пользуемся всеми благами и возможностями, которые он предоставляет.

Меня очень впечатлило увиденное и услышанное. И захотелось летом с ветерком проплыть по всем шлюзам до Волги, а может и дальше.
А вам?
|
</> |
