СПГХПА им. А.Л. Штиглица (продолжение)


А наша экскурсия продолжается уже по первому этажу.

Коптская галерея.
В 1960-х годах живопись этого помещения оказалась скрытой за побелкой, а сегодня частично расчищена.

Расчисткой занимаются сами студенты.

Сейчас в галерее располагаются некоторые интересные экспонаты, в том числе образцы старинной мебели. Часть пространства выделяется под временные выставки. В нашем случае это оказалась выставка «История одной кровати», составленная из мебели, изделий из металла, керамики и витражей XVI-XIX вв.

Главным экспонатом выставки стала кровать, «снимавшаяся» в фильме «Гамлет» (1964 года). Эта дубовая резная кровать с армуаром (шкафчиком) и изображением библейских сюжетов была изготовлена в Нидерландах в 1565 году; реконструкция выполнена во второй половине XIX в.
Кабинетные витражи с изображением гербов донаторов, библейских сюжетов и аллегорий (Германия, Нюрнберг, середина XVI – начало XVII века)

Далее начинается постоянная экспозиция.

Вдоль стен галереи выставлена мебель, вазы, а также витрины с произведениями искусства. Деревянный комод, к примеру, украшен в технике маркетри (своеобразная мозаика из тонких деревянных пластин). Шифоньер, стоящий справа, сделан в XVIII веке и украшен маркетри ореховым наплывом. В застекленных стеллажах можно увидеть предметы античного искусства из «Троянской» коллекции Г. Шлимана. Рядом представлена часть музейной коллекции западноевропейского стекла: алабастры, амфориски, бусы, подвески, амулеты. В соседней витрине размещены произведения западноевропейского прикладного искусства: итальянская бронзовая ступка с пестиком, чаша для причастия, дверное стукальце в виде свернувшейся змеи, гребни для волос.
Видим открытую дверь, сразу ныряем туда.

Оказалось, выставка студенческих работ.


Некрасова Т.И. «Фигура с зеркальцем»


Опять оказываемся в Аванзале первого этажа, откуда в начале экскурсии мраморный портал вывел нас в Большой выставочный зал музея. Также от портала Аванзала вправо и влево отходят малые Итальянские галереи с красочными расписными сводами. В этих помещениях демонстрируются интересные образцы мебели различных исторических эпох. Все эти предметы позволяют будущим мебельным мастерам и простым посетителям музея познакомиться с разнообразием методов отделки и декора дерева.
Осмотрим галерею, ведущую налево. Самое интересное здесь — предметы старинной мебели, а также некоторые образцы керамики и художественного металла. В витринах находятся впечатляющие металлические изделия, в том числе испанское блюдо с изображением аллегорий четырех частей света и герба и блюдо с мифологическими сценами. Всё это гальванокопии конца XIX века с оригиналов XVII века.

Резьба на фасаде буфета в стиле французского Ренессанса. Дерево, резьба, лак. Западная Европа. Вторая половина XIX в.

Другая малая Итальянская галерея демонстрирует экспозицию фарфора и керамики.

Кроме фарфоровой посуды, тут можно увидеть скульптурные группы и фигурки. Стиль шинуазри отмечен стилизованными «китайскими» вазами и французской мебелью в стиле неорококо с китайскими мотивами. Имеются и подлинные японские вазы.


«Арлекин и Коломбина»

«Дама в кресле». Фарфор, роспись. Модель И.Векерле. Нимфенбург. Германия 1906 г.


Из галереи выходим в сказочный по красоте зал под названием «Теремок». Зал предназначался Месмахером для отдела древнерусского искусства. Декор напоминал палаты Теремного дворца в Москве.

Пилоны, арки, своды были по рисункам Месмахера покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой». Нижние части стен были набраны из цветных изразцов.


В экспозиции зала были представлены иконы, складни, кресты, шитые золотом и жемчугом дорогие ткани, ювелирные изделия. Подлинные росписи зала не сохранились, но и будучи восстановленными, они производят сильное впечатление.

На подиуме, в «сердце» Теремка, находятся образцы старинной русской мебели:

стол в древнерусском стиле, выполненный по эскизам Г.Д. Поленовой (1890-е годы), два «монастырских кресла» конца XIX века, а также короб для бумаг XVII века из Архангельской губернии и светец (подставка для горящей лучины), тоже XVII века. Тут же вдоль стен стоят традиционные лавки-скамьи. На Руси было обычаем и в боярской Думе, и в семье сидеть на лавках, близко друг к другу, локтем чувствуя соседа.
В зале «Теремок» обычно демонстрируются предметы русского прикладного искусства: набивные ткани, русские этнографические куклы, костюмы.

Майолика. Работы студентов 2017 - 2018 гг.

Малые Итальянские галереи, уходящие вправо от Аванзала.

Они приводят нас в небольшой зал, так называемую Византийскую комнату. Тут можно увидеть кабинет в стиле неоготики с сюжетами из Нового завета, созданный во второй половине XIX века.

Инкрустация кабинета приводит в восторг и благоговейный ужас первокурсников Училища. После первого поверхностного осмотра предмета интерьера и короткого рассказа о том, что раньше мастера укладывались с выполнением заказа в жёсткие сроки от одного до двух месяцев, и не могли, как теперь, позволить себе роскошь растянуть время, данное на заказ. Студенты с придыханием говорят: "Ах! Ну этот кабинет делали маньяки своего дела". Потом перед студентами медленно открываются створки кабинета, после чего наступает долгое молчание и, наконец, шёпот: "Нет, это делали просто маньяки..."

Фасад в деталях


Следующий зал, зал Медичи, посвященный мастерам декоративно-прикладного искусства, прославившим Флоренцию, и их покровителям. Плафон зала украшают четыре медальона с портретами представителей династии Медичи и других деятелей. При Месмахере в зале находились витрины с итальянскими и немецкими плакетками XV-XVII века, в основном на античные мифологические и христианские сюжеты.
Важным элементом отделки зала являются яркие керамические балясины небольшой лестницы.

Жемчужиной зала является складной стол XVII века с изображением библейских сцен из жизни Иосифа. Стол выполнен итальянскими мастерами из черного дерева и отделан вставками из слоновой кости.
Отсюда попадаем в зал печей. Официально он называется залом «Раннего итальянского Возрождения».

Здесь представлено уникальное собрание русских изразцовых печей XVII-XIX веков. Первая печь была приобретена в коллекцию у купчихи Прядиловой в Нижнем Новгороде.

В 1960-х годах научным сотрудником музея Я.А. Кузенко была произведена систематизация и атрибутирование уникальной коллекции русских изразцовых печей.

В XVI-XVII веках изразцовые печи стали появляться в храмах, трапезных, парадных княжеских и боярских хоромах, а в XVIII столетии — и в обычных жилых помещениях. В то время изразцовые орнаментальные печи стали неотъемлемой чертой зажиточного русского дома.

Окна зала печей украшает дипломная работа ученицы Мухинского училища Л.Н. Скоробогатовой (1967 год) — ансамбль витражей для салона красоты «Надежда» на Невском проспекте в Ленинграде (хрусталь, пескоструйная обработка).




На северной стене зала представлены образцы мозаичных панно. Это копии с мозаик Софийского собора в Киеве (Богоматерь и архангел Гавриил с композиции «Благовещение»), переданные музею в начале 1960-х годов профессором А.И. Тараном.

А выполнены эти рисунки мозаичных панно студентами, выезжавшими на летнюю практику. Да, да, именно рисунки, я не ошиблась. Даже при ближайшем рассмотрении трудно поверить, что это не настоящая мозаика, а рисунок с неё.

Вестибюль на выходе

|
</> |