Спецнаборы в бронетанковые школы РККА

топ 100 блогов war_only07.10.2021 Рассказывает юзер photo-collector:

Формально для военных школ был установлен принцип добровольности, то есть туда никто никого не должен был призывать, а поступали граждане и военнослужащие по собственному желанию. Фактически же вузы мотомехвойск РККА испытывали острый недостаток в желающих пройти обучение, которые к тому же должны были соответствовать определенным требованиям по образовательному уровню и т.п. Служба в армии, мягко говоря, популярностью не пользовалась и мотомехвойска сначала не являлись каким-то исключением из общего правила.

Для того, чтобы укомплектовать вузы квалифицированными слушателями (курсантами); а под квалифицированными понимались люди с образованием не ниже 7 классов для командных школ и 10 классов – для технических, имевшие дело с техникой; стали применяться принудительные меры.
Поскольку принцип «добровольности» набора в военные школы оставался незыблемым, действовать стали по партийной линии. Что имеется в виду. Проводили так называемые «спецнаборы», когда в добровольно-принудительном порядке в военные школы направляли партийный и комсомольский актив, как наиболее сознательных и в принципе безотказных в этом вопросе граждан.

Решение о мобилизации 7000 коммунистов для укомплектования в 1931 году военных школ, в том числе 1300 человек для бронетанковых, было принято Политбюро ЦК ВКП(б) в феврале 1931 года. Отбор первых кандидатов должен был быть закончен уже в мае того же года для июньского и сентябрьского наборов в школы и в сентябре – для декабрьского. В 1932 году специальный набор в бронетанковые школы, как метод в целом давший хорошие результаты, был повторен, в июне 1932 года Горьковская, Орловская, Саратовская и Ульяновская школы получили таким образом более 2300 человек курсантов.

Кроме принудительного порядка набора в вузы спецнаборы имели и еще одну особенность, для них устанавливались сокращенные сроки обучения. Так курсанты из спецнабора июня 1932 года выпускались из бронетанковых школ в июне и ноябре 1934 года, а не через три года, как «нормальные» наборы.
Впрочем, в первые годы существования бронетанковых школ в них практиковались и другие способы укомплектования и принципы проведения обучения. В частности в некоторых вузах существовали ускоренные отделения, срок обучения «ускоренников», очевидно, был короче «нормальных» наборов. Проводились наборы курсантов из младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, так в 1931 году сверсхрочников получили Нижегородская и Ульяновская школы (еще не как бротанковые). Сроки обучения их варьировались от 1 года 9 месяцев до 2 лет 1 месяца.

Директивой начальника ГУВУЗ РККА Фельдмана от 8 декабря 1932 года все ускоренные отделения во всех вузах упразднялись, все курсанты, принятые в 1932 году, переводились на нормальные сроки обучения (для БТШ и ШАТТ – 3 года), курсанты «спецнаборов» продолжали обучаться на прежних основаниях по 2 года.

Начальник штаба 7-й гвардейской танковой бригады подполковник Юренков Николай Николаевич. 18 августа 1943 г.
Судя по тому, что Юренков обучался в Саратовской бронетанковой школе с июня 1932 по ноябрь 1933 г., он входил в число "спецнабора", да еще и выпустился досрочно.

Спецнаборы в бронетанковые школы РККА

О том, как они не совсем добровольно попали в мотомехвойска, вспоминают многие окончившие в 1930-х годах бронетанковые школы советские военачальники, оставившие нам свои мемуары.

Генерал-майор танковых войск Егоров Александр Васильевич попал в ММВ РККА в 1931 году по решению райкома комсомола:

«В апреле 1931 года секретарь фабричного комитета комсомола Алеша Белов сообщил мне радостную весть: я утвержден кандидатом на учебу в Московский энергетический институт. А после первомайских праздников неожиданно вызвали в райком партии. Думал, что разговор будет о том же, и шел в приподнятом настроении. Очень хотелось стать студентом, потом инженером-энергетиком, может, даже на своей фабрике.
Секретарь райкома партии Иван Кулаков, неторопливо расспросив о работе, о домашних делах, объявил мне: решение райкома комсомола отменено. Райком партии направляет меня на учебу в только что созданное Орловское танковое училище, которое сформировано на базе Иваново-Вознесенской пехотной школы имени М.В.Фрунзе.
- Вы, молодой рабочий-коммунист, должны стать командиром-танкистом. Надеюсь, что к учебе отнесетесь как к партийному долгу, оправдаете доверие фабричной партийной организации, - напутствовал меня секретарь.
Сборы были недолгими. В мае 1931 года с партийной путевкой я прибыл в танковое училище. Это было десять лет назад, а сколько пережито за это время...
».

По спецнабору был призван в 1932 году на военную службу с направлением в Орловскую бронетанковую школу, которую он тоже неправильно называет училищем, дважды Герой Советского Союза Слюсаренко Захар Карпович:

«Харьков. Хорошо знакомый, близкий, родной город! Сюда часто ездил по служебным делам из Мерефы. Здесь в 1931 году я, заворг парткома Мерефянского стекольного завода, по путевке ЦК КП(б)У учился на лекторском факультете Высшей школы профдвижения. А через год, за день до окончания этой школы, тринадцать выпускников срочно вызвали в городской военкомат. Строгая медицинская комиссия лишь меня отправляет на второй этаж, где заседает мандатная. Озадачен: чем лучше других и, вообще, причем здесь мандатная комиссия? Кажется, хотят определить в кадровую армию. Какой из меня военный? [...] Наверняка какая-то ошибка.
- Слюсаренко!
- Я!
- Войдите.
За длинным столом, покрытым красной материей, заседают военные. Один из них, старший начальник, с тремя шпалами в петлицах, назвав несколько бронетанковых училищ, спрашивает, словно мы с ним на эту тему уже вели длительный разговор:
- Вас в какое зачислить?
Молчу, не знаю, что ответить. Почему, если на то пошло, бронетанковое, а не артиллерийское? Хотя бы спросили, может, мне хочется стать летчиком? Но самое главное – тяготения к военной жизни не испытываю. Для чего мне этого училище? День и ночь тянись по стойке «смирно», веди кочевой образ жизни...
- Вы работали машинистом на электростанции
- Не сразу. Был курьером, весовщиком, кочегаром, помощником машиниста... В общем, постепенный рост, как говорится.
- Стало быть, знакомы с техникой. – Военный с тремя шпалами раскрывает мое личное дело. – Секретарь комитета комсомола, член парткома, заведующий организационным отделом парткома завода. Да и это очень кстати.
- Товарищ Слюсаренко, - обращается ко мне худой человек в гражданском, которого я ранее не замечал. – Вас призывают на военную службу по спецнабору. Красной Армии нужны молодые командные кадры, грамотные коммунисты. Поняли?
- Конечно, - отвечаю, - раз партия считает нужным...
- Так в какое бронетанковое училище желаете поступить? – повторяет вопрос военный с тремя шпалами.
В любое. Туда, где больше нужен, - отвечаю уже четко
».

Другой прославленный советский танкист дважды Герой Советского Союза Драгунский Давид Абрамович проходил срочную службу 4-м стрелковом полку 2-й Белорусской стрелковой дивизии, когда его, ни о чем не спрашивая, отправили в 1933 году учиться в Саратовскую бронетанковую школу:

«Я пришел в армию из деревни Ахматово Калининской области. Беляков и Жмуров приехали из Ногинска, где по окончании средней школы работали на «Электростали». В минских лесах мы крепко подружились. Вместе нам было легче переносить длинные переходы, форсированные марши и тяготы солдатской службы.
Однажды нас вызвали в канцелярию. Командир роты Баранулько объявил приказ командования:
- Решено направить вас в танковую школу. Надеюсь через несколько лет увидеть вас достойными командирами Красной Армии...
Слова ротного вмиг сокрушили мои заветные планы: я мечтал, отслужив в армии, податься в Москву и поступить в МГУ на литературный факультет.
Осенью 1933 года всех троих направили в Саратовскую Краснознаменную бронетанковую школу. А через три года мы успешно окончили ее
».

Воспоминания Давида Абрамовича здесь приведены исключительно для демонстрации понимания в СССР «добровольности», его пример не имеет отношения к спецнаборам, так как он обучался в бронетанковой школе стандартные три года.

Безусловно не всем насильно загнанным в вузы карьера танкиста пришлась не по душе. Выпускник Саратовской бронетанковой школы Драгунский Давид Абрамович дослужился до генерал-полковника танковых войск. Курсы «Выстрел», май 1980 года.

Спецнаборы в бронетанковые школы РККА

То, что в мемуарах описывается как небольшая грустинка по прежним планам, не более чем обычное советское лицемерие и вранье. Вопрос стоял на контроле Политбюро и на самом деле представлял собой большую проблему. Менять комсомольско-партийную карьеру на «мазуту», чтобы стать, если не очень повезет, командиром танка, а если очень, то аж командиром взвода - в гробу видал актив эту армию.

Мне доводилось встречать в архивах материалы по спецнаборам, за ними очень пристально следили на самом верху, и документы по поводу недовольства курсантов своим положением поступали по нескольким каналами - армейским и органов ОГПУ. Судя по этим документам, многие насильно мобилизованные курсанты, очевидно, имевшие совсем другие планы на использование партийности в своей карьере, любыми средствами пытались добиться увольнения. Плохо успевали, пьянствовали, устраивали самоволки и даже драки с начальством и т.п.
Забегая вперед, скажу, что со временем проблема набора в ВУЗы была решена и решена, возможно, единственным доступным в условиях мирного времени путем – популяризацией службы в армии в целом и автобронетанковых войск и танкистов в частности.

А что касается спецнаборов, тут есть один непонятный мне момент. Я давно обратил внимание на то, что очень многих курсантов, кто учился в первых наборах бронетанковых школ (не только специальных), найти в армии потом не удается. Вот так, берешь списки выпускников вузов и начинаешь проверять по всем возможным базам, а их нет через одного. Возможно, что в середине 1930-х гг., когда численность автобронетанковых войск РККА стабилизировалась, нежелающих служить просто уволили из армии. Этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Да эти ваши беззеркалки на одной батарейке и полдня не проживут! - А ты на них хоть снимал вообще? - Нет, но где-то такое слышал. Ох, сколько раз я имел этот разговор с разными товарищами. Вокруг бзк летает куча мифов, один из них что батарейки у бзк мрут как мухи и отходить далеко ...
Сегодня мой МАМЕ звонила какая-то ПИЗДА (Дип-Фейк) "проректор по научной работе" и пыталась поговорить... Предъявила "бумагу от ФСБ"... Блять, хохлы!!! Вы сами то эту бумагу читали? Особенно пункт о "Не допускать оглазки иным лицам" и сами же вываливаете... Ну блять и ебланы... Ну уж ...
Стиль: пост-метал Я уже писал про два их последних альбома, углубимся в их более раннее творчество. Всего 5 композиций, из них четыре продолжительностью более 10 минут. Все та же печальная музыка, много скрипки, вокал на эстонском. Но, в отличие от более поздних альбомов, этому не ...
2016. «Автомобиль «Лада» кубинской полиции припаркован перед зданием городского суда Гаваны» ...
Неужели вы всерьез думаете, что  если бы не удались конкретные провокации, не было бы крови? Просто зашли бы с другого бока. Или с третьей стороны. Или снизу ...