СПб, Владимирский дворец (Дом учёных им. Горького)
architectstyle — 06.11.2021Дворцовая набережная, дворец Великого князя Владимира Александровича, акварель А.Н. Бенуа
Еще Николай I ввел негласное правило возводить в Санкт-Петербурге великокняжеские резиденции в виде роскошных дворцов для императорских потомков по достижении теми 20-летнего возраста. Пришёл черёд отделяться от своего родителя и сыновьям императора Александра II. Первоначально Александр II планировал соорудить на одном земельном участке дворцы для обоих сыновей – наследника Владимира и Александра. Но обстоятельства сложились таким образом, что под строительство особняка для великого князя была отдана вся площадь. Работу над проектом вел Александр Резанов.
В 1867 году начали разбирать стены прежней застройки, однако впоследствии фундамент и некоторые элементы конструкций частично были сохранены и использовались при возведении нового дворца. Как вспоминал позже архитектор Шретер, «дешевле, прочнее и честнее... редко строили в России». Основные работы были завершены к лету 1873 года, но само освящение здания произошло лишь 10 августа 1874-го. Дата выбиралась неслучайно: спустя всего шесть дней состоялось бракосочетание великого князя с принцессой Мекленбург-Шверинской Марией Павловной.
Главный фасад здания выполнен в стиле неоренессанс и своим внешним видом - арочными окнами, рустованными (облицованные гранитным камнем с грубо сколотой поверхностью и стилизованной под ним штукатуркой) стенами напоминает флорентийское палаццо. По всему периметру фасада размещены гербы царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского. Портик облицован бременским песчаником, украшен грифонами и чугунными фонарями.
С 31 января 1920 года и по сей день во Дворце Великого князя Владимира Александровича располагается Дом учёных.
Мы попали сюда на экскурсию летом 2020 года. Пришли во дворец заблаговременно. Очень учтивый охранник усадил нас на банкетку и попросил немного подождать. Через пару минут подошла экскурсовод, сообщила, что вместе с нами на экскурсию записано ещё два человека, время терпит, и если нам не трудно, хорошо бы подождать людей до означенного часа. Мы согласились, но в душе я мечтала, чтобы экскурсия всё же проходила для нас двоих. Всё так и вышло. Ровно в назначенный срок начался экскурс по дворцу, на котором присутствовали я, муж и наш экскурсовод.
Роскошная обстановка дворца изначально состояла из 350 помещений, оформленных в разных стилях, и конюшни на 36 коней. Нам показали лишь малую часть помещений, но экскурсия была достаточно объёмной и увлекательной. Правда наш гид сразу предупредила нас, что ей хочется как можно больше передать нам информации о дворце, поэтому, если мы будем фотографировать, то желательно, чтобы это делалось поживее и прямо во время рассказа. Сами понимаете, когда ваш оппонент смотрит вам прямо в глаза и о чём-то увлечённо рассказывает, верх бестактности отводить взгляд, отворачиваться и щёлкать фотоаппаратом. Мы с мужем разделились. Муж принимал на себя роль внимательного слушателя в то время, когда я была занята съёмкой, и иногда мы менялись ролями. Очень понравилось, как велась сама экскурсия, это не был монолог одного человека, который оттарабанил заученный текст и через час распрощался с вами. Велась беседа, участниками которой были все трое (но если честно, разговаривали в основном мой муж с гидом). Она время от времени задавала разные хитрые вопросы про художников, архитекторов, стили и направления, а муж на них неукоснительно отвечал, чем приводил в восторг экскурсовода. Гид так искренне радовалась нашей просвещённости в данном вопросе, что ещё больше вызывала в нас интерес к теме и даже некое чувство азарта.
Экскурсия началась прямо в холле первого этажа возле бюста писателю М. Горькому.
Здесь нам объяснили, какое отношение имеет писатель ко дворцу и почему Дом учёных назвали его именем. А именно, в 1920-м году в здании разместилась Петроградская комиссия по улучшению быта представителей науки, возглавляемая как раз Максимом Горьким. С тех пор в особняке находится Дом ученых.
А строился дворец так, что первый этаж занимал князь, оттуда по парадной лестнице открывался доступ на второй этаж во владения княгини Марии Павловны. Именно на второй этаж нас сразу и повели.
Парадная лестница. Вид из холла первого этажа.
Многочисленные гости великокняжеской четы войдя через парадный подъезд во дворец, оказывались у нижних ступеней прекрасной мраморной лестницы, ведущей на второй этаж в парадные залы. Она изготовлена из «каррарского мрамора второго сорта» в мастерской на набережной Фонтанки итальянскими скульпторами Е. Руджиа и C. Maдерни.
Лестница и сегодня поражает изысканностью формы, красотой пространственного решения и богатством отделки в стиле французского ренессанса XVI в. Мрамор перил украшают переплетения монограммы Владимира Александровича с растительным орнаментом и грифоны, элементы фамильного герба Романовых. Облик парадной лестницы формировался постепенно. Окончательный ее вид сложился в результате перестройки, выполненной архитектором М. Месмахером.
Парадная лестница. Вид со второго этажа. И наш экскурсовод на лестнице.
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная с большим балконом, обращенным на Неву, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. Архитектор А. Резанов хотел повторить убранство одного из парадных залов дворца Дожей в Венеции. Малиновый цвет был высочайше утвержден, как придворный цвет двора Великого князя Владимира Александровича.
В этой гостиной часто собирались родственники и друзья великокняжеской семьи, здесь выступали известные певцы и музыканты. Гостиную украшают три больших зеркала с мраморными подстольями, круглые столики с мраморными столешницами и резной золоченый мебельный гарнитур, обитый, как и стены зала, тканью малинового цвета.
Комнаты в этой половине дома располагаются анфиладой. Из Малиновой гостиной мы попадаем в Золотую.
Золотая гостиная раньше называлась голубой из-за цвета шелковой обивки, украшавшей стены. Оформление гостиной выполнено в стиле Людовика XVI. Скульптор А. Лапин украсил потолок и карниз, по его рисунку также изготовлена рама зеркала, помещенного над камином из белого мрамора.
Украшением золотой гостиной является чудом сохранившаяся ваза мейсенского фарфорового завода, изготовленная по модели Кендлера, - подарок Великого герцога Фридриха Франца II к свадьбе Марии Павловны и Владимира Александровича.
Зеркало над камином и ваза при нём.
Роскошество Малиновой и Золотой гостиных сменяется строгим английским стилем.
Вообще в интерьере дворца можно увидеть сочетание таких стилей, как готика, рококо и ренессанс, а также византийский, русский и другие стили. Великий князь считался страстным поклонником живописи, поэтому в доме размещалось более 60 полотен великих русских художников: Репина, Сурикова, Айвазовского, Крамского и других. Они соседствовали с закупленными во Франции и Германии стараниями академиков Китнера и Шретера декоративными элементами в бронзе и с изысканной мебелью.
Особняк был оборудован всеми техническими новинками того времени. В нем работали телефон, лифт, вентиляция с подогревом и увлажнением воздуха, проложено электричество и водяное отопление.
Каминные часы «Мефистофель»
Мавританский будуар
Будуар Великой княгини был оформлен по мотивам дворца Альгамбры в Гранаде. Эта комната вызывает ассоциации с богатой восточной шкатулкой. В нише, слева от входа в эту уютную изящную комнату, располагаются низкие диваны, которые были обиты восточной тканью. Над диваном ранее располагалась целая коллекция фотографий родных и друзей хозяев дворца.
В проектировании мебели для будуара принимал участие архитектор В. Шретер. Она сплошь покрыта лепными украшениями позолотой и росписью яркими красками. Камин, расположенный напротив входа в будуар, выполнен из итальянского мрамора по проекту М. Месмахера в мастерской Е. Руджиа и С. Maдерни. Над камином поместили портрет великой княжны Елены кисти В. Измайловича. Незаметная дверь с левой стороны ведет на каменную лестницу, которая соединяет все этажи дворца.
Окно с видом на Неву. Восточная вязь.
А мы покидаем анфиладу комнат и переходим в Зелёную гостиную.
Над камином, на стенах и в дюседепортах размещены картины, выполненные в технике гризайль. И они, и копия с картины Б. Мурильо «Отдых на пути в Египет» выполнены художником В. Измайловичем.
С Зеленой гостиной (опочивальней) Марии Павловны связана одна очень интересная история. Владимир Александрович в качестве свадебного подарка преподнёс супруге тиару — головное украшение, состоящее из 15 бриллиантовых колец. После революции Мария Павловна уехала из России и, наверное, никогда не увидела бы своих украшений, если бы не британский антиквар, он же министр иностранных дел Альберт Стопфорд. Он тайно проник во дворец, вытащил из тайника, находившегося в опочивальни княгини, и вынес четыре комплекта украшений, принадлежащих царской семье. Среди них была и Владимирская тиара. По завещанию Марии Павловны после ее смерти эти драгоценности были разделены между детьми. Самая известная работа – Владимирская тиара, украшенная крупными жемчужинами, в 1921 г. была приобретена супругой английского короля Георга V Марией. Тиара и потом не затерялась в частных коллекциях, сейчас её владелицей является британская королева Елизавета II. Надеюсь, головной убор из России не жмёт ей за ушами.
Придворный архитектор А. Пронин по желанию Великой княгини Марии Павловны создал Зимний сад на втором этаже.
Прохлада Зимнего сада, красота его зелени и совершенство мраморных изваяний встречает гостей, попавших в этот уголок. На фоне растений прекрасно смотрится беломраморная скульптура. Фонтан и умывальник, были заказаны Великой княгиней в 1913 г. в Италии.
Резной мебельный гарнитур, который непременно привлекает взгляд, был изготовлен в мастерской И. Бюхтгера.
Из Зимнего сада опять выходим на Парадную лестницу. Светильник на втором этаже Парадной лестницы.
Особой изысканностью отличается Главная лестница Дворца. И мы любуемся её мраморной скульптурой, изящным разворотом к Белому залу и уникальными расписными зеркалами итальянского мастера Т. Келацци.
Эти зеркала Великая княгиня Мария Павловна заказала Тито Келацци. Создавались они в Италии, технология уникальна, сохранились зеркала безупречно. Келацци рисовал цветы в собственной яркой манере, которая была весьма популярна у знатных дам того времени. В зеркалах словно отражаются наяву лотос, агава, ипомея, пальма.
Потолочные росписи
А мы поднимаемся в Белый (танцевальный) зал, занимающий весь второй этаж левого флигеля дворца.
За образец в его оформлении был принят стиль рококо эпохи Людовика XV. В декор зала были включены растительные мотивы, великокняжеские монограммы под царской короной, фигуры купидонов и кариатиды. Шесть бронзовых с позолотой люстр на 42 свечи каждая и девять семисвечных бра от И. Берца заливали ярким светом танцевальный зал.
B годы правления Александра III балы стали необычайно пышными и приобрели политическое значение. Костюмированный бал во дворце Великого князя Владимира Александровича долго был предметом оживленных обсуждений общества. Он был дан 25 января 1883 г., за несколько месяцев до коронации Александра III и Марии Федоровны.
На костюмированном балу присутствовали 250 гостей, в том числе министр императорского двора граф И.И. Воронцов-Дашков, министр юстиции Д.Н. Набоков, обер-гофмаршал Императорского двора Э.Д. Нарышкин, гофмейстер двора императрицы Марии Федоровны князь и Голицын, статс-дамы графиня Е.Н. Адлерберг и княгиня Е.П. Кочубей и другие почетные гости.
Приглашены были и художники, и архитекторы, участвовавшие в подготовке бала: К.Е. Маковский, А.И. Шарлемань, К. Брож, М.Е. Месмахер, Г.Г. Гагарин. Бал удался на славу, танцы продолжались до самого утра, и даже императрица покинула зал в половине пятого.
В наше время в Белом зале проводятся лекции, научные конференции, встречи с выдающимися деятелями науки и культуры.
Дубовый зал (Большая столовая) отличался от всех залов отделкой в псевдорусском стиле.
Стены столовой покрыты лепниной, искусно имитирующей резьбу по дубу, благодаря чему облик зала напоминает о традиционном национальном искусстве узорочного украшения деревенских изб. Также в оформлении зала широко использовалась живопись. Пять живописных полотен, выполненные художником Василием Петровичем Верещагиным украшают стены Дубового зала.
По южной стене, левой от входа, на трех картинах – «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и «Алеша Попович в борьбе с Тугариным Змеевичем» - изображены русские богатыри.
На дальней от входа стене висят еще две картины В.П. Верещагина – «Солнечное божество» (Овсень) и «Дева-заря». Все картины написаны на специально заказанном грубом холсте, масляными красками, не имеют никакого блеска, а потому напоминают старинные шпалеры.
Также у дальней от входа сены расположена изразцовая печь.
Ранее, на бирюзовом фризе располагались меткие народные поговорки и пословицы:
«Что есть в печи, все на стол мечи», «Хлеб, соль ешь – да правду режь».
На этом наша экскурсия по дворцу заканчивалась. Нас проводили по мраморной парадной лестнице вниз.
Но выйти на улицу нам позволили не с парадного хода на Дворцовую набережную, а с другой стороны, чтобы была возможность осмотреть внутренний двор. Попасть в этот двор обывателю никак нельзя. Если пройти с Миллионной улицы в арку, то там путь во двор преграждает решётка. Нас предупредили, что когда мы окажемся во дворе, на охранном пункте за нами будет следить вахтёр по монитору. И когда будем готовы удалиться с территории, он нам откроет решётчатые ворота с пульта управления.
Бросив взгляд на окна со двора, мы моментально узнали те помещения, где только что ходили. Узнали мы их по люстрам и по другим деталям. Вот во втором этаже светятся люстры Дубового зала.
А вот стеклянный колпак Зимнего сада.
Охраннику, по всей видимости, надоело ждать, когда мы подойдём на выход к арке, и начал с одинаковой частотой открывать, закрывать ворота. Решётчатые створки махали нам, словно крылья, и намекали: «Давайте уже, выметайтесь поскорее». Мы не заставили себя ждать, и удалились.
Но попали вовсе не на улицу. Оказывается, Владимирский дворец состоит из двух дворов.
Второй двор доступен для всех.
Большую часть двора занимает внутренний корпус дворца, а за ним находится бомбоубежище времён ВОВ. Бомбоубежище мы фотографировать не стали, т.к. прямо на его крыши стоят контейнеры-мусоросборники. В другой раз, может быть, это и была бы тема для сюжета, но не сегодня.
Должна оговориться, второй двор, куда мы теперь попали, составляет не сам дворец, а пристроенный к нему четырёхэтажный Гофмейстерский дом. Этот дом как раз уже выходит фасадом на Миллионную улицу. А внутренний корпус двора, занимающий всё пространство, - это конюшенный корпус на 36 лошадей.
Часть дворца, выходящая на Миллионную улицу, в советское время была отведена под коммунальные квартиры. Теперь здесь ещё и трёхзвёздочная гостиница разместилась. Так что среди местных жителей во дворе могут попадаться вот такие колоритные путешественники с багажом.
Внутренний корпус. Вид через арку, выходящую на Миллионную улицу.