Спасти СССР

Пока что у меня есть единственный путь к спасению страны – анализировать произошедшее, которое я помню, уворачиваться от рифов, типа катастрофы на ЧАЭС, и пытаться извлекать опыт из ошибок, своих и чужих. Перед глазами – важнейший пример правильной и крайне успешной трансформации социалистического общества – Китай. Хотим мы того или нет, но именно Китай занял то место, которое планировал занять СССР – сверхдержава (без натяжек), мировая мастерская и «общество средней зажиточности». В Китае двадцатых годов двадцать первого века будет много богатых и даже сверхбогатых – но главное что там не будет бедных. Китай и Индия – но прежде всего Китай – сформируют новую прослойку «золотого миллиарда», фактически второй золотой миллиард –группу потребителей численностью от 500 до 800 миллионов человек с доходом в тысячу долларов на человека в месяц. Ни Россия, ни СССР – такой прослойки сформировать не смогли.
В чем Китай обошел СССР?
Тут стоит начать с основ. Если мы внимательно почитаем Ленина – то нам станет понятно, что реально построенная страна сильно отличается от идей Ленина. Горбачев ведь настоящий знаток Ленина, он не может этого не видеть! Маркс – а за ним и Ленин – считали, что по мере построения социализма государство будет постепенно отмирать, его функции будут передаваться правильно организованному социалистическому обществу, его первичным ячейкам. В реальности этого не происходит, государство отмирать и не думает: и в этом реальная причина нарастающего отчуждения между обществом и государством. Анекдоты, самиздат, слушанье ВВС по ночам, мелкое воровство (несуны) – все это показывает, что советские люди не считают страну – своей, и место работы – своим. Они воруют, как крестьяне воровали бы у барина. Потом они с равнодушием отнесутся к демонтажу СССР: нечего защищать.
Все попытки реформ упираются в одно и то же – радикальное расхождение целей и приоритетов между обществом и государством. Я уже, кажется, упоминал о сворачивании реформ Косыгина. Шестьдесят восьмой год, Америка во Вьетнаме, мы в Чехословакии, Устинову нужны деньги на радикальную модернизацию Советской армии, ее вооружения. А народ, которому дали право распоряжаться частью заработанного: вкладывает не в расширение производства – в жилье, детские сады, больницы, дворцы культуры. Не воруют! Но вкладывают в улучшение жизни здесь и сейчас. Не готовы еще ждать – светлого будущего.
Точно такие же –и еще более кричащие – результаты даст Перестройка. Народ будет вкладывать деньги в повышение собственной зарплаты, дойдет до того что академик Абалкин придумает запретительный налог в 40 % на повышение ФОТ – но остановить лавину уже не удастся…
Теперь давайте к Китаю…
В отношении Китая – бросается в глаза то, что Китай, в том числе и социалистический Китай – был замкнут на самом себе, он и не пытался нести революцию в капиталистические страны – как это делали мы. И тем самым – убирал существующий с самого начала существования СССР конфликт между ним и Западом: право же, как сотрудничать со страной, которая одновременно и пытается торговать с тобой, и поощряет у тебя в тылу восстание рабочего класса, революцию. Китай никогда такого не делал. При Мао – главным врагом Китая постепенно стал… СССР, была придумана концепция «ревизионизма» - Запад такая вражда более чем устраивала. Во внешней политике – Китай опять-таки конкурировал с СССР, что США и другие страны Запада более чем устраивало. Албания, Зимбабве, некоторые другие страны Африки… После смерти Мао и неофициального «воцарения» Дэн Сяо Пина – Китай свернул и эту внешнюю политику, фактически отказавшись от каких-либо активных действий на мировой арене до 2010-х годов. И даже после, внешняя политика Китая оставалась очень осторожной и сдержанной, сильно не соответствующей его реальному весу и возможностям.
А вот СССР в свою очередь с самого своего основания –вел крайне активную и агрессивную внешнюю политику, чего не мог себе позволить – но позволял. Лежа в руинах после гражданской войны, СССР в лице Коминтерна вмешивался по всей Европе. Особенно – в Германии, историю раннего СССР нельзя понять, если вынести за скобки постоянное ожидание революции в Германии и попытки ее подтолкнуть. Гитлер не пришел бы к власти, если бы не было этих попыток. Но и после ВОВ, в полуразрушенной стране, не обладая и пятой частью ВВП США, которые тогда производили половину промышленной продукции мира – мы снова позволили себе активную внешнюю политику, снова повели наступление на мир капитализма. Нам самим нужна была помощь – но мы помогали всей Восточной Европе. Потом выяснится, что это была не помощь, а оккупация и спасибо мы не дождемся…
Второе – это армия.
Несмотря на огромные, уже втрое превосходящие СССР людские ресурсы – Китай имеет армию меньше чем СССР, оборонная промышленность слабее, собственных разработок он почти не ведет, предпочитает воровать чужие. Танки – это сворованные Т-62, стратегический бомбардировщик – сворованный ТУ-16, истребитель – сворованный Миг-21. Оружие – дикая смесь из ворованных идей Калашникова, Горюнова, Драгунова, Токарева, Симонова. Одновременно с этим в Китае производятся на экспорт (в основном в США) копии М16, М14, Узи. Сейчас налаживается сотрудничество с оборонной промышленностью США, Китай закупил партию вертолетов Н60 «Черный ястреб», готовится в серию танк – шасси Т62 с американской башней и двигателем. Все это накроется в 1989 году, после событий на площади Тяньаньмэнь. Но тренд не изменится – просто Китай перейдет на закупки Су-27 и Ми-8. у Израиля он купит документацию на великолепный истребитель Лави и запустит его в серию как j-10. И на армию и особенно на оборонные НИОКР – Китай будет тратить самый минимум, какой только возможен. Даже в нулевые и десятые годы – Китай не стеснялся закупать большие партии российских истребителей и вертолетов, хотя и с намерением украсть технологию.
Вы говорите, что Китай не испытывал таких угроз как СССР? Да ну? То же самое противостояние с СССР, которое чуть не вылилось в полномасштабную ядерную войну, плюс проблема с Тайванем, а следовательно и с США, война с Вьетнамом (и опять с социалистической страной!), настроения ненависти и желания мести по отношению к Японии – бывшему жестокому колонизатору. Тут можно было такой милитаризм развить! Но его же не было! Китай руководствовался чисто оборонительной стратегией и концепцией минимальной достаточности – а не идеями «догнать и перегнать флот США по тоннажу!» как у нас Горшков. Опять же – такая оборонная политика возможна только при такой внешней политике – скромной, чисто оборонительной ни на что особо не претендующей. Мы ничего, сидим, починяем примус…
Что мешало Китаю сделать осью своей политики ненависть по отношению к Японии, тем более что все основания для того были. Но ведь не сделали!
Третье – Китай во многом отказался от базового постулата Маркса – производство средств производства на первом месте. Китай предпочитал станки – купить, идеи – своровать, на НИОКР лишнее не тратил, самое главное – произвести. Как можно больше и как можно дешевле. И не патроны и снаряды – а тапочки и штаны. Для начала. У них был намного короче инвестиционный цикл. Если им надо было производить тапочки – они не начинали с того что разрабатывали и пытались освоить станок для производства тапочек – они его покупали. И только потом, производя много тапочек, начинали думать про свой станок – имея на него гарантированный спрос.
СССР тоже покупал лицензии и станки – пример тому ВАЗ, целый завод купили. Но – много меньше чем Китай, сделавший это вообще доктриной своего развития. В записках у Брежнева можно найти сетования, что слишком мало уделяем внимания покупке лицензий. Но – марксистская догма была важнее здравого смысла.
Китай пользовался внешними инвестициями для развития. Но в который раз – нормальные взаимоотношения с внешними инвесторами стали возможными в результате скромной внешней и оборонной политики, отсутствия вражды с США и ведущими странами Запада. Инвесторы знали, что если они построят фабрику – ее не конфискуют, работников не мобилизуют на фронт, бизнес не разбомбят чужие бомбардировщики. Вкладывать можно. При этом социалистическая ориентация Китая не имела особого значения в условиях развития свободных экономических зон.
Четвертое. Если вы были в Китае – а я был – то можно заметить, что у них огромная часть промышленности располагается не просто в маленьких городках – а в сельской местности. Три десятилетия спустя – из одного из сельских кооперативов вырастет Xiaomi. До этого еще далеко, но тренд – понятен. В сельской местности строят заводы, на которых перерабатывают местное сырье (банально – кирпичи выпускают, древесину) и выпускают мелкие, недорогие, примитивные вещи. Типа бельевых прищепок, которых в СССР дефицит. Эта система по-настоящему выстрелит, когда появится Alibaba и для таких малых предприятий – откроется рынок всего Китая, а потом и международные рынки. Повезло? Отчасти – но я то знаю будущее и знаю по какому пути идти.
В СССР такого нет и это не случайно. Это – вытекает из самых особенностей советского ДНК, из мировоззрения тех, кто его строил и из особенностей тогдашней экономики. СССР строился русскими интеллигентами (многих из них я не могу назвать иначе как блаженными придурками) и полуголодными крестьянами, бывшими крепостными. От них - стране достался ряд болезненных «манечек», от которых она и поныне не избавилась. Первая – интеллигенты считали крестьянский труд на земле святым, а фабричный – как бы грязным. Отсюда – попытка, может даже неосознанная – сохранить в чистоте и неприкосновенности некий деревенский резерват, чтобы оттуда можно было черпать «не загрязненных» городской жизнью и трудом людей. В мире были и другие страны, в которых в какой-то момент интеллигенция начинала проклинать город и искать чистоту в деревне – но в России это достигло степени идиотизма. По сути – это был протест против индустриализации, против развития – которую потом большой кровью провел Сталин.
Вторая – основным экспортным товаром в России того времени было зерно и само государство не было заинтересовано в том чтобы крестьяне занимались чем-то другим, нежели производством зерна. Это тоже дошло до идиотизма, до перенаселения центральной части страны, когда не просто все производимое там зерно шло в потребление – но деревня нуждалась в закупках зерна для пропитания!!
Третья – а кто был ранее владельцем фабрик на селе? Дворяне и кулаки. Крестьяне в революцию и гражданскую войну рушили эти фабрики в отместку за нищую, скотскую жизнь – а потом может даже неосознанно противились возведению новых. Да и государству от крестьян нужно было зерно, а не товары, в том числе и потому что оно понимало: если крестьянство начнет производить само простые промышленные товары – то зачем ему город? Зачем ему выращивать зерно и кормить города? На кой черт простому крестьянину кормить рабочего с танкового завода в Челябинске? Большевики всегда понимали, что крестьянский мир больше склонен к капитализму не к социализму, каждый крестьянин – мелкий собственник. И рычагов воздействия на него мало, а если крестьяне начнут строить фабрики и забросят земли – их совсем не останется.
Но я то хочу чтобы страна получила новый импульс развития, прошла по пути Китая…
Итожим. Успех Китая – не случайность, это результат принципиально иного пути, хотя и в рамках коммунистической модели. Конфликт между обществом и государством не решен, но в случае с Китаем он не приобрел такой остроты как в СССР. Потому что простые китайцы видели: государство вкладывает ресурсы в производство не танков, а штанов и тапочек. Нужных народу здесь и сейчас. И не в помощь братским странам соцлагеря (Китаю к слову никто не помогал, СССР не вкладывал в него деньги кроме как на самом раннем этапе при Сталине и раннем Хрущеве). Потому общество соглашалось с целями государства и работало добросовестно на эти цели, а не «на отъ…сь» как у нас.
Что интересно – стартовые возможности Китая были хуже, чем у нас в 1917 году. Мы и представить себе не можем, в какой нищете жил Китай даже по сравнению с русскими крестьянами. И в Китае только что закончилась война с оккупантами – Японией, а потом и США…
Китай стал из больного человека Азии сверхдержавой фактически за время жизни одного поколения…
Напомните кстати мне, Маркс предполагал Холодную войну и гонку вооружений? А Ленин?
|
</> |