"Спасти рядового Райана" - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

топ 100 блогов kinoshtat24.07.2023

Хочу сразу охладить пыл тех, кто запрыгнул в статью только за тем, чтобы осудить автора за преклонение перед Западом (хотя они же сразу в комментарии побегут, вступление читать не станут) - я искренне считаю лучшими лентами о Второй мировой войне наши советские, снятые режиссерами, побывавшими в окопах, или по сценариям и произведениям подлинных фронтовиков. Реальный нерв войны в такого рода произведениях искусства всегда чувствуется. Но такова реальность - из десятка опрошенных на улице людей семеро скажет, что "Спасти рядового Райана" лучше "Они сражались за Родину". И это у нас - на западе ситуация будет еще плачевнее. Поэтому давайте поговорим о фильме Спилберга, тем более что ему исполнилось 25 лет!

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Лента Стивена Спилберга в свое время была номинирована на 11 "Оскаров" в самых престижных номинациях, в фильме задействован впечатляющий актерский ансамбль от Тома Хэнкса и Мэтта Деймона до Вина Дизеля и Брайана Крэнстона, сцена высадки морского десанта общепризнанно считается одной из наиболее реалистичных в истории военного кино, однако редкие зрители берутся пересматривать картину из-за чрезмерной эмоциональности и драматизма. Но не только этим история заброшенного в тыл врага отряда американских солдат, разыскивающих последнего из братьев Райан, заслуживает высоких эпитетов. Наверное, стоит отметить главные достижения Спилберга и его команды.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

В сцену высадки вложен весь талант режиссера

Мощная открывающая сцена - кинематографический шаблон, который используется режиссерами испокон веков. Спилберг здесь немного хитрит (вы ведь наверняка не помните, что фильм вообще-то начинается не с военной сцены, а с эпизода на военном кладбище уже в мирное время), но очень скоро обрушивается на зрителя с таким темпераментом, что напрочь выбивает воздух из легких. Технические детали о массовке числом в 750 человек и 17 тысячах пиропатронов, использованных для съемки 30-минутного боевого отрезка, здесь не так важны, сколь талант Спилберга-постановщика.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Чередование планов, акценты на красках, физически ощущаемые боль и ужас - Стивен Спилберг прежде привлекал зрителей своим сентиментальным взглядом на любое насилие и тревогу, но здесь его словно подменили. Однако, нет, это все тот же мастер, умело выделяющий главное в своей истории, но при этом столь же виртуозно создающий атмосферу повествования. Громко? Да. Жестоко? Не без этого. Ужасно? Конечно. Но при этом пронзительно и, как ни страшно это признавать, красиво - сцена высадки на Омаха-Бич в окрашенной в бордовый воде Атлантики впечатляет и не отпускает до сих пор.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Ужас войны как главная тема истории

До появления "Рядового Райана" голливудское военное кино страдало от хорошо известной нам проблемы - персонажи любых картин о Второй мировой были не более чем функциями, отважными героями, смело идущими на подвиг и выходящие победителями из любых сражений. Ровно к этому скатилось отечественное кино о войне в последние 15 лет, что неизбежно привело к почти полному падению интереса зрителей к жанру. Свой Спилберг, изменивший нисходящий тренд, у нас пока не появился, но и без него все очевидно - даже в военном кино нужны объемные образы.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

"Спасти рядового Райана" оглушает вступительной сценой битвы на берегу Ла-Манша, но это далеко не последняя встреча героев со смертью. Наоборот, каждый шаг солдат вглубь вражеской территории, как и каждая минута, проведенная зрителем у экрана, множат шансы персонажей не вернуться из этого похода. Спилберг совершает невозможное - каждому члену отряда дает собственную историю, каждого наделяет характером и индивидуальностью, каждому предоставляет возможность проявить себя, но никому не гарантирует возвращения домой. Увы, хорошие парни тоже гибнут, они теряют друзей и сослуживцев, часто смерть их неприглядна и жестока, а сами они выглядят испуганными и потерянными, но в том и кроется правда войны - смерть здесь полноправная хозяйка.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Война - дело обычных людей

С древнейших времен воинское дело было отдельной профессией - бойцы получали специальную подготовку, солдатам отдельно платили за защиту, на армию тратились огромные бюджеты. Однако когда дело доходило до более-менее глобальных конфликтов или даже мировых войн, государства вынуждены были мобилизовать гражданское население. Спилберг намеренно выводит профессиональных военных за скобки своей истории - его интересует обыватель, оказавшийся в обстоятельствах, к которым жизнь его никогда не готовила.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Герой Тома Хэнкса, как известно, на родине был школьным учителем и тренером бейсбольной команды - это не просто делает его более человечным, чем солдафона до мозга костей, это, как ни банально звучит, позволяет зрителю представить себя на его месте. Каждый мужчина в команде капитана Миллера - обычный трудяга, которого война выдернула из привычной жизни и кинула в адское пекло. Как и в любой другой войне, герои Спилберга - мальчишки, которые просто хотят вернуться домой, чтобы остановились потери и навсегда затих грохот взрывов. Они боятся, они изредка шутят, им бывает скучно, они не чужды ошибок, приводящих порой к страшным последствиям. Они сражаются, несут потери, но не из страсти убивать, а под давлением среды.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Война бесчеловечна и одинаково уродует и победителя, и побежденного

Одним из главных и наиболее важных посылов фильма Стивена Спилберга становится простая мысль - война бесчеловечна, и шрамами жестокости и бессердечности она покрывает всех причастных. Для сидящих в ДОТе немецких пулеметчиков и для высаживающихся на французский берег американских десантников война с глобального противостояния цивилизаций, идеологий и мировоззрений сужается до желания выжить в данную конкретную секунду. Самосохранение, грубо очерченное сотнями трупов тех, с кем ты только что буквально плыл в одной лодке, меняет саму структуру сознания - теперь ты готов убивать, чтобы выжить. Здесь уже не до солдатской чести - либо ты, либо тебя. В какой-то момент действия солдат и вовсе сводятся к мести - а это уже точно путь в одном направлении.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Вспомните сцену, в которой группа должна решить, что им делать с пленным немцем. С одной стороны тот только что убил их товарища, с другой - зверства недопустимы даже в самых тяжелых обстоятельствах. Выслушав противоположные и неоднозначные мнения Миллер берет ответственность на себя и принимает решение отпустить нациста - это закрепляет его образ самого морально сильного и волевого члена группы, заслуженно несущего бремя командования. Возможно, это не самый душераздирающий эпизод, но безусловно важный для понимания того, как война перекраивает образ мысли, как она лишает этики и морали, как сталкивает человека в бездну звериной ярости. Увы, не на все вопросы есть правильные ответы, и не все решения оказываются правильными спустя время. "Райан" - еще и об этом.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Критики с восторгом осыпают Спилберга похвалами, но и без киноведов зрителю очевидно, что перед ним кино беспрецедентное. Такое кино навсегда оседает внутри - в памяти навечно отпечатались не только кровь Омахи-Бич, но и разрушенная снарядом колокольня, и входящий в грудь нож, и дуэль танка и пистолета. "Спасти рядового Райана" - снимок небольшой локальной операции, объединившей полтора десятка человек, но наличием противоречивых образов, неоднозначных ситуаций и неосмотрительных решений режиссер помогает нам масштабировать вылазку капитана Миллера и компании на весь театр военных действий. С первых кадров зрителю заявлено - здесь не будет просто, здесь не будет безопасно, здесь не все безупречны, отважны и справедливы. Здесь будет боль, страх и даже позор. Ибо такова и есть суть войны - как худший способ разрешения конфликта она и человека уродует вне зависимости от побед.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

Мне бы не хотелось никаким образом касаться текущих конфликтов - история еще устроит всем нам итоговый экзамен, когда все это так или иначе закончится - поэтому не нужно искать в тексте намеков и аллюзий, я имел в виду только конкретный фильм Стивена Спилберга о конкретном событии (пусть и в существенной мере вымышленном) в одном конкретном военном конфликте. И еще раз повторюсь - при всем уважении к американскому режиссеру, я считаю советские фильмы прошлого века о Великой Отечественной войне сопоставимыми или даже превосходящими Голливуд по силе воздействия и эмоциональности. Сейчас этот навык нами, увы, утрачен, но, возможно, ситуация еще изменится. Хотя я в душе надеюсь на скорое прекращение любых боевых действий на всей планете.

Спасти рядового Райана - 25 лет! Почему фильм Спилберга многими считается

К юбилею "Спасти рядового Райана", впрочем, это уже отношения не имеет, поэтому я сворачиваюсь и переключаюсь на другие темы - мне есть что рассказать вам и о грядущих новинках, и об актуальных картинах и сериалах, и, конечно, о классике. Просто заглядывайте регулярно на канал Киноведа в штатском - у нас всегда интересно и разнообразно. А еще лучше - подпишитесь на нас в телеграм - там вы точно не пропустите ни одной новой статьи и узнаете еще много интересного. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, избегайте кровопролития, и...

Увидимся в кино!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На днях регент, рожденная уже в Канаде, сделала замечание хористам: "Кончать надо вместе" и некоторые "советские" на клиросе прыснули со смеху. Действительно ли глагол "кончать" - табу? В смысле, его употребляют либо говоря о постельных отношениях, ...
Третья фигурка из серии Royal Doulton (про первые две тут , но, возможно, я их еще раз покажу по отдельности). 1986 года рождения. Куплена буквально вчера. В этот году у меня родился старший сын. Как-то так. Продолжу собирать эту коллекцию. Еще один кролик (но он тут же, как попадает ...
  Звезда «Игры престолов» Софи Тернер в фотосессии для июльского Glamour. Доброе утро, друзья! Отличного всем дня желаю! Присоединяйтесь тут: ...
Главное, чтобы костюмчик сидел Непринужденно, легко и вальяжно. Всё остальное, поверьте, не важно, Нет и не будет серьёзнее дел. Главное, чтобы костюмчик сидел Так, чтобы в жизни себе не простили Те, кто такого себе не пошили, Их непригляден и ...
Понятно, что географически мы вполне себе Европа. Хотя и Азия тоже, но больше именно Европа – здесь наше государство возникло, оформилось, отсюда оно росло в Азию. Понятно также, что если по высокой культуре – религии, философии, искусствам - мы европейцы, то по политической культуре ...