Спасибо санкциям
cinecon — 16.04.2022Сначала всем сюда: https://www.fondsk.ru/news/2022/04/14/platezhnyj-balans-rossii-ili-chto-delat-55978.html, иначе дальше будут трудности с пониманием, о чём речь.
Теперь по порядку. Санкции убили главного врага нашей экономики – Центральный банк (Минфин на втором месте). Наш ЦБ отключили от операций с валютой, и теперь он перестанет гадить нашей экономике, изымая из неё валютные ресурсы и разгоняя инфляцию.
Ура! Нашему главному спекулянту валютой заморозили валютные счета. И теперь наш ЦБ может больше не беспокоиться ни о валютном курсе, ни об инфляционном таргетировании. А о таргетировании на нулевой платёжный баланс ЦБ не беспокоился никогда. И вот теперь, наконец-то, нашему ЦБ вместо спекуляций придётся заняться реальным делом – кредитованием нашей экономики, созданием реальной ставки рефинансирования, под которую банки реально смогут занять денег, т.е. создать механизм управляемых пассивов для банков. Но, увы, не всё так просто, у ЦБ свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
Профессор рассуждает о «валютной аномалии, которая будет выражаться в гигантских объёмах притока валютной выручки в страну». И предлагает, по скромному, ввести валютную монополию государства и рекомендует правительству принять меры по снижению гигантского профицита счёта текущих операций и торгового баланса. Формально с ним можно согласиться. Такие меры технически осуществимы. Но де-факто сие будет означать ещё и скрытую в квотах и тарифах госмонополию внешней торговли. Со всеми вытекающими последствиями – чёрный рынок валюты и контрабанда дефицита.
А вот что будет, если не делать ничего? Если не прислушиваться к рекомендациям профессора? Да всё понятно, избыток валюты выплеснется на валютном рынке и начнёт укреплять рубль. Но этот процесс не может быть бесконечным, на каком-то уровне укрепление рубля должно закончиться. Вот только на каком? И тут тоже всё понятно, на том, при котором зафиксируется нулевое сальдо платёжного баланса. А если по-умному, то на уровне замыкающих затрат по эффективности импорта. Рынок сам установит необходимые ценовые пропорции. Если совсем просто, то моя рекомендация, в отличие от профессора, такая: не делать ничего, дать экономике самостоятельно, автоматически войти в режим нулевого сальдо платёжного баланса. Понятно, что некоторые экспортёры столкнутся с ростом издержек в валюте, что старые, истощенные нефтяные провинции придётся консервировать, что экспорт удобрений и алюминия не будет приносить сверхрентабельность. Ну и что с того? Следующим поколениям побольше достанется. В нашем климате солнечные батареи никогда не будут рентабельны, внукам углеводороды тоже пригодятся. Зато экономика получит чёткие ценовые ориентиры, не искажённые заниженным курсом рубля. Дорогой рубль сделает дешевым импорт оборудования и всякие там инновации. А это, в свою очередь, создаст предпосылки для внятной промышленной политики государства, ведь будет хорошо видно, где чего не хватает, куда надо подбросить льгот или инвестиций. Если совсем просто, то Минэкономразвития наконец-то начнёт понимать, что нужнее нашей экономике здесь и сейчас. Экономическую логику гайдароидов, - наплевать на экономику, всё, что нужно, купим за нефте-газодоллары, - пора выкорчёвывать с корнем.
Если внимательно проанализировать деятельность Набиуллиной в ЦБ, то моментально обнаруживается странная закономерность, чем больше у ЦБ валютных резервов, тем слабее рубль. На резервы ЦБ можно было скупить всю рублёвую массу 4-5 раз, а рубль всё слабел и слабел. Любую внешнеполитическую заминку, что в 2014 году, что сейчас, Набиуллина использовала для обвала курса рубля, выдавая своё вредоносное бездействие за реакцию рынков. И только теперь, когда ЦБ ушёл с валютного рынка, появился прекрасный шанс поймать правильный, равновесный курс рубля. И когда это случится, а это произойдёт наверняка, вредительская политика Набиуллиной в ЦБ станет более чем наглядной.
Ну а теперь о новой пакости, которую устроил нашей экономике ЦБ. Зампред ЦБ Алексей Заботкин бодро отрапортовал об устойчивом профиците ликвидности в банковской системе, мол, не нужно нашим банкам столько денег, сколько у них есть, а по сему разместили они свои свободные средства на депозитах в ЦБ. Называется и сумма депозитов – 280 млрд. рублей. По этим депозитам ЦБ сейчас платит 16% годовых. А все остатки на корсчетах комбанков в ЦБ всего 82 миллиарда. Понятно, о чём речь? ЦБ делает прямо противоположное тому, что обязан делать эмиссионный банк, вместо того, чтобы снабжать экономику деньгами, желательно дешевыми и длинными, он высасывает из неё последние соки. Мало нам Минфина с его вечным профицитом бюджета, который сгорает в Фонде национального благосостояния. Так теперь и ЦБ делает тоже самое, лишает экономику ликвидных активов. И если до санкций ЦБ делал это, наращивая бессмысленные валютные резервы, то теперь он это делает напрямую, пылесося финансовые рынки.
Спросите любого производственника, может ли он взять кредит в своём банке лет так на 10 под понятные 5-6% годовых. Уверен, что ответ знают все. А теперь зададимся другим вопросом. А что сделал наш ЦБ для того, чтобы в экономике появились длинные инвестиционные ресурсы? Ничего, ничего и никогда, зато он делает всё возможное, чтобы такие ресурсы в экономике в принципе отсутствовали. И очередной гайдароид из ЦБ, Алексей Заботкин, такой ситуацией явно гордится. И этот человек руководит департаментом денежно-кредитной политики ЦБ, который находится в его подчинении как зампреда. Мне чертовски интересно, а как А. Заботкин представляет себе предстоящую абсорбцию нашим рынком ожидаемого сальдо торгового баланса хотя бы в 100 млрд. долл.? Он что, предлагает за 82 млрд. рублей купить 100 млрд. долл. по курсу 1,22 доллара за рубль? А ведь есть ещё и такое явление, как бегство капиталов, которое теперь резко сократится в силу того, что бежать особо и некуда. И это тоже будет толкать рубль вверх. Заботкин вообще-то понимает, что он делает? Или это сознательная мина по Путина, чтобы все экспортёры взвыли от роста валютных издержек и схлопывания экспорта? И всё это затем вылилось в политические протесты?
Давайте широко глянем на нашу экономическую ситуацию. Западные источники финансирования для нас перекрыты, а внутри страны наше прозападное лобби, - Белоусов, Силуанов, Набиуллина, - делают всё возможное, чтобы инвестиционные ресурсы не появились. Мало того, у них есть чётко выраженное намерение убить наш экспорт с помощью завышенного курса рубля. Значит надо что-то делать.
Что я предлагаю:
1. Создать парламентскую комиссию по расследованию действий ЦБ на валютно-финансовом рынке, её явно найдётся, чем заняться. И привлечь к её работе Г. Лунтовского в качестве финансового эксперта;
2. Срочно, на законодательном уровне запретить ЦБ принимать депозиты от коммерческих банков, пусть эти деньги работают в экономике;
3. Законодательно обязать ЦБ начать практику управляемых пассивов с автоматическими кредитными линиями для первоклассных банков и гарантированной выдачей кредитов прочим банкам при наличии залогов, закладов, поручительств и т.д. Необходимую инструкцию ЦБ может разработать сам.
Мои рекомендации явно расходятся с рекомендациями проф. Касатонова, но уверен, что жизнь рассудит, кто из нас прав.
|
</> |