СПАСЕТ ЛИ СУДО - РЕМОНТ РОССИИ "КУЗЮ"?
san-gennaro — 02.11.2018
НЕКУЗЯВЫЙ "КУЗЯ" ИЛИ КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ НА ДНЕ.часть.2
По опубликованным источникам, сегодня уже можно говорить о
том, что инциндент с "Кузнецовым" произошел во время его нахождения
в плавдоке ПД-50.Очевидцы считают, что только по счастливой
случайности "Кузнецов» не утонул в Кольском заливе вместе с
доком.По данным "СеверПост" во время внештатного погружения
плавучего дока ПД-50 авианосец находился внутри него.
Официально, авария произошла, когда "Кузнецов" выходил из дока, но
это не совсем так. Источник "СеверПост" утверждает, что с
корабля была для ремонта снята часть винтов и крейсер в тот день не
собирались выводить из плавдока. Это была вынужденная
мера.
Когда стало очевидно, что ПД-50 тонет, то дали срочную команду
экипажу авианосца "отдать концы", и только благодаря слаженным
действиям простых трудяг, рабочих и моряков, "Кузю" успели
разъединить с плавучим доком раньше, чем ПД-50 ушёл на дно.Только
поэтому авиа-несущий крейсер остался на плаву выйдя на чистую
воду. (
http://severpost.ru/read/71686/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop).
И это то еще не все! По словам одного из членов экипажа плавдока,
авария произошла на нижней палубе:
- "На доке всего две "башни" - как мы их называли. Одна жилая,
другая - рабочая. На каждой башне есть кран грузоподъемностью 50
тонн. Высота "башен" дока - 36 метров. В жилой башне, по
непонятным причинам,
произошла пробоина и подтопление,
отчего она стала погружаться в воду. При этом оба башенных крана
упали - один в воду, другой - непосредственно на корпус
корабля "Адмирал Кузнецов". С него уже были сняты некоторые винты
для ремонта, - рассказал изданию "Вечерняя Москва" один из
рабочих, находившихся этой ночью на смене (
http://severpost.ru/read/71627/).
Сообщается, что
от удара несколько человек упали в
воду и их забрал военный катер. Старшего механика Виктора Проценко
спасти не сумели. Сам плавдок затонул за несколько минут!
Между тем,руководство ОСК ,в лице Рохманова, и глава
пресс-службы завода "Звездочка" Гладышев озвучили версию, что
причиной происшествия стал скачок напряжения в ходе операции
по спуску авианесущего-крейсера на воду:
-" Произошёл скачок напряжения с берега, из-за этого встали
насосы, и произошло нерасчётное погружение дока в воду", —
начальник пресс-службы "Звёздочки" Евгений Гладышев.
Поэтому, удерживающие док на плаву цистерны заполнились
водой, после чего ПД-50 резко ушел под воду.По словам главы ОСК
Рахманова,все это и вызвало крен, из-за которого началось
"неконтролируемое снижение двух подъёмных механизмов".
Его утверждение основываются на том, что 29 октября в
23:56 диспетчер системы "112" якобы сообщил, что "при
проведении доковой операции на 82-м судоремонтном заводе произошло
притопление плавучего дока с находящимся внутри ТАВКр
"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".В 02:40 авианесущий
крейсер был отбуксирован на безопасное расстояние, а в 03:30
плавучий док полностью ушёл под воду. Т.е.за 3,5 часа. Существенная
нестыковка с данными "СеверПоста".
В результате инцидента упали два башенных крана. Один из них –
на палубу авианосца. Утром, с неубранным 70-ти тонным
краном,"Кузнецова" отбуксировали к штатному причалу 35 завода
под Мурманском для продолжения плановых ремонтных
работ:
- "Кран остается на палубе. Его не будут трогать, пока идут
следственные действия", – заявил Гладышев.
По его словам:
- "Еще предстоит продумать способ поднятия крана с
палубы".
- "Данные сети питаются от нашей подстанции по пяти фидерам,
два из которых были в ремонте, три находились в работе и в
указанный период по ним не было никаких отключений" - заместитель
генерального директора - директор филиала ПАО "МРСК Северо-Запада"
"Колэнерго" Сергей Викулин.
Более того,по мнению упомянутого начальника пресс-службы
"Звёздочки" Евгения Гладышева,ранее допускавшего "скачек
напряжения", перебои в электроснабжении сети, тем не менее, не
могли стать помехой:
-"Любой плавдок должен быть оборудован резервными источниками
питания, то есть быть в состоянии работать автономно и вне
зависимости от многих внешних факторов" – подчеркнул он. Другой
вопрос, был ли плавдок оборудован "резервными источниками питания"?
Ибо состояние ПД-50 было неудовлетворительным.Это признал и сам
глава ОСК Рахманов:
-" В общем, мы знали о том, что состояние дока не очень
хорошее. Я не хотел бы сейчас оценивать, насколько это большой
риск, мы выполняли эти работы по договору с 82-м заводом", —
добавил глава ОСК.Иными словами - "проблемный" крейсер
ремонтировался в "проблемном" доке 82-го завода и ОСК заключила с
ним контракт! Правда предприятие было задействовано только как
подрядчик.Официально модернизацию корабля проводил центр
судоремонта "Звёздочка".
-"Рассматриваются все возможные версии случившегося, в том
числе отрабатываются версии, связанные с причинами возникновения
крена на судне. Но говорить о причинах преждевременно,
поскольку док находится под водой — и основные причины также на дне
Кольского залива" - констатация следствия. Уголовное дело
возбуждено по факту нарушения правил безопасности при организации
работ в плавдоке. Похоже, ищут крайних.
Кстати возникновение "крена на судне" - это отдельный и
интересный вопрос! Дело в том, что:
-"Центровка корабля – ювелирное дело. Погрешность при
постановке корабля в док минимальная и измеряется в сантиметрах.
Это как подковать блоху. Если корабль встанет не так, это приведет
к появлению дополнительной вмятины", – поясняет бывший командир
плавучего дока ПД-33 Илья Стулов. Он считает, что при заходе или
выходе корабля из дока нужно внимательно следить за креном,
дифферентом и наполняемостью доковых отсеков. Версию с перебоями в
подаче электричества Стулов назвал "надуманной, разве что
диверсионная группа перегрызла провода":
-" Если док стоит возле берега, то получает ток от
электроподстанции. Во время ремонта корабля у него есть свои
дизель-генераторы, "но резервом остается берег...Если вдруг
происходит нештатная ситуация, допустим ослиную мочу налили вместо
дизель-топлива, есть возможность перейти на берег", – пояснил
Стулов:
-"Скупые сведения о перебоях в электроснабжении – это хорошо,
но безопасность любого дока, даже самого новейшего, определяют две
вещи: кренометр и перемычки токовых отсеков. Кренометр – простой
корабельный отвес, под которым располагается элементарная мишень,
висит он в доковой рубке. Если док отклоняется, отклоняется и
отвес, и командир без всякого электричества видит, что он кренится
и у дока идет дифферент...А ручная перемычка – это элементарный
вензель клапана, "который может повернуть десятилетний
ребенок...Если у командира не было связи с вахтовыми трюмами, то он
должен был послать посыльного, на что ушло бы до 10 минут, и "такое
время не является критичным для аварийной ситуации" - уточнил
Стулов.
Теперь вопрос подъема ПД-50:
- "Потеря ПД-50 – очень серьезная потеря, затопленное
оборудование потребует длительного ремонта, но если корпус
существенно не пострадал, то такой док стоит восстанавливать", –
резюмировал эксперт.
Экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов
так же считает, что затонувший в Мурманске док ПД-50 необходимо
поднять:
- "Поднимать, конечно, надо. Я уверен, что его будут
поднимать".
Но точные сроки восстановления работоспособности дока Попов
назвать не смог:
- "Затопление помещений имеет очень серьезные последствия", -
пояснил Попов.
Напомним, что затонувший док ПД-50 был крупнейшим в
Европейской части России и одним из крупнейших в мире:
-"Наличие у предприятия
единственного в Европейской
части России плавучего дока грузоподъемностью 80 тысяч тонн и
площадью стапель-палубы 23 тысячи квадратных метра (ПД-50), делает
его
единственным в регионе исполнителем докового ремонта
крупнотоннажных кораблей, стратегических атомных подводных лодок,
транспортных судов водоизмещением свыше 25 тысяч тонн" (
https://ria.ru/incidents/20181030/1531789692.html
).По предварительным подсчетам поднять плавдок ранее 6-12 месяцев
не получится:
- "Подъём ПД-50 с учётом его больших габаритов и водоизмещения
будет очень сложной операцией. Многое зависит от того, в каком
положении он находится — стоит ли он на прямом киле или лежит на
боку...Поскольку при затоплении плавдока образовался его крен, то
он, скорее всего, лежит на боку, что, конечно, затруднит операцию.
С учётом опыта подъёма АПЛ "Курск" операция по подъёму ПД-50 займёт
минимум полгода, а может затянуться и на год", — добавил источник
ТАСС.Вопрос: можно ли будет восстановить оборудование ПД-50 по
истечении этого времени остается открытым.В этой связи заявление
вице-премьера Борисова о том, что "в России есть альтернативные
доки подобного размера и происшествие не повлияет на сроки ремонта
тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" - оставим для
официальных СМИ.
Заменить ПД-50 России нечем, от слова "совсем". Скупая
информация о наличии в Северодвинске "примерно такого же" дока
(ПД-1), который, якобы, может принимать для ремонта крупные
надводные корабли первого ранга, выглядит сомнительной. ПД-1 - это
бывший немецкий трофейный плавдок построенный еще в 1936 году в
Элбинге ( "Ferdinand Schichau"Elbing). В 1960 году он был разделен
на ПД-1 и ПД -63. Использование другого дока ПД-190, который,
теоретически, способен принимать корабли типа"Адмирала Кузнецова" и
ракетного крейсера "Петр Великий" вряд ли возможно. В данный момент
ПД-190 находится в Новороссийске. Он принадлежит местному порту и
его транспортировка из Черного моря в Мурманск более чем
проблематична. При том,что ПД-190 почти в два раза меньше: 162
метра против 330 метров у ПД-50.
Единственный плавдок в России способный полностью заместить
ПД-50 - это построенный для СССР японцами в 1978 году ПД-41
находящицся в бухте Чажма.Его длина те же 330 метров,ширина 99
метров, осадка 6 метров и та же грузоподъемность в 80000 тыс.тон.
Но он находится на Тихом Океане! И это снимает все вопросы. Если не
считать технического состояния самого дока ПД-41. После распада
СССР он активно разворовывался местными жителями "новой России",
но, каким-то чудом, до сих пор выполняет свое предназначение.
Поэтому подъму ПД-50, похоже, альтернативы нет: .
-"Будет приниматься решение, сейчас водолазы работают. В
ближайшие два дня будет принято решение", - сказал он. По словам
Мантурова, после поднятия дока можно будет оценить ущерб,
нанесенный авианосцу. Иными словами, будет там дальше
ремонтироваться "Кузя" или нет?