Спасение улетающих... Авиа-дизайнерская шутка или реинкарнация реального проекта
alex_rozoff — 25.10.2019 "Что, если бы люди больше не погибали в авиакатастрофах? Возможно ли такое? Украинский авиаинженер Владимир Татаренко целых три года ломал голову над этим вопросом и нашёл для этой проблемы решение. Он изобрёл модель самолёта с отделяющимся корпусом, который срабатывает в течение нескольких секунд с момента чрезвычайной ситуации.Отделившаяся от самолёта капсула может приземляться как на твёрдую поверхность, так и на воду. Она снабжена мощными парашютами и надувными баллонами, которые будут удерживать её на плаву или смягчат посадку на землю"*.
Казалось бы: шутка, курьез, авиа-дизайнерское чудачество. При очень небольшом числе фатальных катастроф с авиалайнерами в воздухе - ни одна авиастроительная корпорация не станет инвестировать деньги в такую систему спасения. Ведь такая переделка схемы типового авиалайнера это почти как проект нового самолета, причем очень нестандартного. Но...
...Не все так однозначно. Заглянем примерно на 70 лет в прошлое, и сравним два видео.
Это - современная анимация по проекту Татаренко*
А это - старый (1950-го года)документальный видеоклип о военно-транспортном самолете Fairchild XC-120 Packplane**
История самолета Fairchild XC-120 Pack Plane ***
"Военно-транспортные самолеты, особенно тяжелого класса, вынуждены тратить на погрузку и разгрузку значительное время. Даже совместное проведение погрузки и требуемого обслуживания не позволяет сэкономить много времени, что может иметь негативные последствия в условиях вооруженного конфликта. Ускорить и упростить погрузочно-разгрузочные работы можно при помощи использования крупных стандартных контейнеров вместо мелкой тары. Оригинальный вариант развития этой идеи был предложен в проекте военно-транспортного самолета Fairchild XC-120 Pack Plane.
Самолеты-транспортники классической схемы перевозят полезную нагрузку внутри фюзеляжа в соответствующей кабине больших размеров. При необходимости кабина может оснащаться специальным оборудованием, сиденьями для пассажиров и т.д. В конце сороковых годов появилось оригинальное предложение, позволявшее в значительной мере упростить переоборудование самолета под новые цели и задачи, а также сократить время, необходимое на его загрузку. Конструкторы компании Fairchild Aircraft предложили транспортировать груз не внутри самолета, но в специальном контейнере. Последний должен был крепиться к самолету и иметь возможность расстыковки.
По задумке авторов оригинального предложения, использование отделяемого контейнера позволяло резко сократить время на подготовку к вылету. Самолет мог прибыть к месту назначения, сбросить грузовой отсек с теми или иными припасами либо специальным оборудованием, затем взять новый и отправляться на другой аэродром. При такой эксплуатации после первой посадки требовалось лишь дозаправить машину и подвесить новый контейнер. Кроме того, необычная архитектура техники могла быть использована для расширения круга решаемых задач. Можно было строить специализированные грузовые или пассажирские контейнеры, а также делать мобильные командные пункты, госпитали и т.д.
Компания "Фэйрчайлд" предложила оригинальную идею американскому военному ведомству и смогла заинтересовать его. Имеющаяся обстановка в мире требовала дальнейшего развития как вооруженных сил в целом, так и их логистической системы. Военно-транспортный самолет, способный переносить контейнеры с различной нагрузкой, представлял большой интерес для заказчика. Новый проект получил поддержку армии.
Проект получил официальное обозначение XC-120. Также использовалось название Pack Plane ("Самолет с коробкой"), которое иногда писалось слитно. В дальнейшем, после завершения испытаний и принятия на вооружение, название проекта должно было лишиться литеры "X", обозначавшей новые разработки, пока не доведенные до использования на практике. Также известно, что серийные XC-120 могли получить название C-128.
В рамках нового проекта было предложено использовать готовые изделия и агрегаты, заимствуемые у серийной техники. Такой подход позволял резко сократить сроки разработки проекта, а также упростить будущее серийное производство военно-транспортных самолетов. С точки зрения конструкции новый "Самолет с коробкой" должен был стать глубокой модернизацией транспортника Fairchild C-119 Flying Boxcar, принятого на вооружение чуть ранее.
ЛТХ
Модификация ХС-120
Размах крыла, м 33.30
Длина самолета,м 26.37
Высота самолета,м 8.40
Площадь крыла,м2 131.92
Масса, кг
пустого самолета 18136
максимальная взлетная 33747
Тип двигателя 2 ПД Wright R-3350 Duplex Cyclone
Мощность, л.с. 2 х 3500
Максимальная скорость, км/ч 476
Крейсерская скорость, км/ч 342
Практическая дальность, км 3700
Практический потолок, м 6700
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: 65 парашютистов или 9000 кг груза
Целью проекта Fairchild XC-120 Pack Plane было создание перспективного военно-транспортного самолета модульной архитектуры, способного максимально быстро выполнять основные операции с грузом и перевозить самые разные варианты полезной нагрузки. Поставленные конструкторские задачи были успешно решены при помощи нескольких оригинальных идей, однако самолет все же не пошел в серию".
Вот так выглядел Fairchild XC-120 Packplane
В эскизе:
Без контейнера:
С контейнером:
В цвете:
Как видим, идея Владимира Татаренко (отделяемый и спасаемый салон авиалайнера) имеет очень интересную идею-предка, причем реализованную в металле и в полете.
И что важно - идея-предок многофункциональная. Задача спасения пассажиров тогда не ставилась, но ставились вполне практичные задачи авиационной логистики.
Может, у идеи отделяемого контейнера есть шанс на реинкарнацию, в которой спасение пассажиров - будет одной из нескольких опций отделяемого (сбрасываемого) контейнера?
Поживем - увидим.
По крайней мере, это любопытно.
------------------------------
*) Украинский авиаинженер изобрёл съёмный корпус самолёта, который отделяется в чрезвычайной ситуации
http://pandaznaet.ru/ukrainskij-avia-inzhener-izobryol-syomnyj-korpus-samolyota-kotoryj-otdelyaetsya-v-sluchae-chrezvychajnoj-situatsii/
коллаж https://imgur.com/gallery/dl5XO
**) Fairchild XC-120 Packplane
канал AIRBOYD https://youtu.be/JcNLrvetMUA
***) C-120 Packplane. Разработчик: Fairchild. Страна: США.
Первый полет: 1950. Тип: Военно-транспортный самолет.
http://www.airwar.ru/enc/craft/c120.html
|
</> |