рейтинг блогов

Спасение улетающих... Авиа-дизайнерская шутка или реинкарнация реального проекта

топ 100 блогов alex_rozoff25.10.2019 "Что, если бы люди больше не погибали в авиакатастрофах? Возможно ли такое? Украинский авиаинженер Владимир Татаренко целых три года ломал голову над этим вопросом и нашёл для этой проблемы решение. Он изобрёл модель самолёта с отделяющимся корпусом, который срабатывает в течение нескольких секунд с момента чрезвычайной ситуации.
Спасение улетающих... Авиа-дизайнерская шутка или реинкарнация реального проекта
Отделившаяся от самолёта капсула может приземляться как на твёрдую поверхность, так и на воду. Она снабжена мощными парашютами и надувными баллонами, которые будут удерживать её на плаву или смягчат посадку на землю"*.

Казалось бы: шутка, курьез, авиа-дизайнерское чудачество. При очень небольшом числе фатальных катастроф с авиалайнерами в воздухе - ни одна авиастроительная корпорация не станет инвестировать деньги в такую систему спасения. Ведь такая переделка схемы типового авиалайнера это почти как проект нового самолета, причем очень нестандартного. Но...
...Не все так однозначно. Заглянем примерно на 70 лет в прошлое, и сравним два видео.

Это - современная анимация по проекту Татаренко*

А это - старый (1950-го года)документальный видеоклип о военно-транспортном самолете Fairchild XC-120 Packplane**

История самолета Fairchild XC-120 Pack Plane ***
"Военно-транспортные самолеты, особенно тяжелого класса, вынуждены тратить на погрузку и разгрузку значительное время. Даже совместное проведение погрузки и требуемого обслуживания не позволяет сэкономить много времени, что может иметь негативные последствия в условиях вооруженного конфликта. Ускорить и упростить погрузочно-разгрузочные работы можно при помощи использования крупных стандартных контейнеров вместо мелкой тары. Оригинальный вариант развития этой идеи был предложен в проекте военно-транспортного самолета Fairchild XC-120 Pack Plane.
Самолеты-транспортники классической схемы перевозят полезную нагрузку внутри фюзеляжа в соответствующей кабине больших размеров. При необходимости кабина может оснащаться специальным оборудованием, сиденьями для пассажиров и т.д. В конце сороковых годов появилось оригинальное предложение, позволявшее в значительной мере упростить переоборудование самолета под новые цели и задачи, а также сократить время, необходимое на его загрузку. Конструкторы компании Fairchild Aircraft предложили транспортировать груз не внутри самолета, но в специальном контейнере. Последний должен был крепиться к самолету и иметь возможность расстыковки.
По задумке авторов оригинального предложения, использование отделяемого контейнера позволяло резко сократить время на подготовку к вылету. Самолет мог прибыть к месту назначения, сбросить грузовой отсек с теми или иными припасами либо специальным оборудованием, затем взять новый и отправляться на другой аэродром. При такой эксплуатации после первой посадки требовалось лишь дозаправить машину и подвесить новый контейнер. Кроме того, необычная архитектура техники могла быть использована для расширения круга решаемых задач. Можно было строить специализированные грузовые или пассажирские контейнеры, а также делать мобильные командные пункты, госпитали и т.д.
Компания "Фэйрчайлд" предложила оригинальную идею американскому военному ведомству и смогла заинтересовать его. Имеющаяся обстановка в мире требовала дальнейшего развития как вооруженных сил в целом, так и их логистической системы. Военно-транспортный самолет, способный переносить контейнеры с различной нагрузкой, представлял большой интерес для заказчика. Новый проект получил поддержку армии.
Проект получил официальное обозначение XC-120. Также использовалось название Pack Plane ("Самолет с коробкой"), которое иногда писалось слитно. В дальнейшем, после завершения испытаний и принятия на вооружение, название проекта должно было лишиться литеры "X", обозначавшей новые разработки, пока не доведенные до использования на практике. Также известно, что серийные XC-120 могли получить название C-128.
В рамках нового проекта было предложено использовать готовые изделия и агрегаты, заимствуемые у серийной техники. Такой подход позволял резко сократить сроки разработки проекта, а также упростить будущее серийное производство военно-транспортных самолетов. С точки зрения конструкции новый "Самолет с коробкой" должен был стать глубокой модернизацией транспортника Fairchild C-119 Flying Boxcar, принятого на вооружение чуть ранее.
ЛТХ
Модификация ХС-120
Размах крыла, м 33.30
Длина самолета,м 26.37
Высота самолета,м 8.40
Площадь крыла,м2 131.92
Масса, кг
пустого самолета 18136
максимальная взлетная 33747
Тип двигателя 2 ПД Wright R-3350 Duplex Cyclone
Мощность, л.с. 2 х 3500
Максимальная скорость, км/ч 476
Крейсерская скорость, км/ч 342
Практическая дальность, км 3700
Практический потолок, м 6700
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: 65 парашютистов или 9000 кг груза
Целью проекта Fairchild XC-120 Pack Plane было создание перспективного военно-транспортного самолета модульной архитектуры, способного максимально быстро выполнять основные операции с грузом и перевозить самые разные варианты полезной нагрузки. Поставленные конструкторские задачи были успешно решены при помощи нескольких оригинальных идей, однако самолет все же не пошел в серию".

Вот так выглядел Fairchild XC-120 Packplane
В эскизе:
Спасение улетающих... Авиа-дизайнерская шутка или реинкарнация реального проекта
Без контейнера:
Спасение улетающих... Авиа-дизайнерская шутка или реинкарнация реального проекта
С контейнером:
Спасение улетающих... Авиа-дизайнерская шутка или реинкарнация реального проекта
В цвете:
Спасение улетающих... Авиа-дизайнерская шутка или реинкарнация реального проекта

Как видим, идея Владимира Татаренко (отделяемый и спасаемый салон авиалайнера) имеет очень интересную идею-предка, причем реализованную в металле и в полете.
И что важно - идея-предок многофункциональная. Задача спасения пассажиров тогда не ставилась, но ставились вполне практичные задачи авиационной логистики.
Может, у идеи отделяемого контейнера есть шанс на реинкарнацию, в которой спасение пассажиров - будет одной из нескольких опций отделяемого (сбрасываемого) контейнера?
Поживем - увидим.
По крайней мере, это любопытно.

------------------------------
*) Украинский авиаинженер изобрёл съёмный корпус самолёта, который отделяется в чрезвычайной ситуации
http://pandaznaet.ru/ukrainskij-avia-inzhener-izobryol-syomnyj-korpus-samolyota-kotoryj-otdelyaetsya-v-sluchae-chrezvychajnoj-situatsii/
коллаж https://imgur.com/gallery/dl5XO
**) Fairchild XC-120 Packplane
канал AIRBOYD https://youtu.be/JcNLrvetMUA
***) C-120 Packplane. Разработчик: Fairchild. Страна: США.
Первый полет: 1950. Тип: Военно-транспортный самолет.
http://www.airwar.ru/enc/craft/c120.html

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Раз уж дождь зарядил надолго, вспомним-ка Юрия Ивановича Пименова. Никто из советских живописцев не радовался так дождливой погоде... Ожидание, 1959 Проливной дождь, 1957 Начало любви, 1960 Ливень, 1963 Задумчивая девушка, 1965 Калиниград. ...
Встреча состоялась! Большое спасибо всем пришедшим! Не все было гладко... P.S. По предварительной информации колокольня загорелась от китайского(воздушного) фонарика, есть ...
Все из вас надеюсь в курсе, что я автор огромного количества статей, материалов и фотографий с самого начала образования Рунета и социальных сетей? К тому же, вот уже более 12 лет я являюсь экспертом Goggle от России. И разумеется, некоторые мои материалы я частенько нахожу ...
Поздравьте, ударно отработала две пропущенные смены. Комсомольцы первых пятилеток угрюмо топчутся в своем замерзающем цементе в ожидании тридцать восьмого, а мне осталось всего восемь выходов компенсировать. Надеюсь, до лета обернусь. Отработала, и сразу попала под раздачу. Выбежала на ...