Совсем без жира не живи!
vykhochetepesen — 03.01.2023Горький. 1952-1953 гг.
Соня (Сания) после окончания бухгалтерского техникума в родном Горьком получает распределение в Кемеровскую область и уезжает в Сибирь от своей многочисленной татарской родни.
Однако семья не спешит выпускать дочку в собственную жизнь, беспокоясь по мелочам и привязывая её к родному гнезду сотнями нитей.
Написание письма блудной дочери — целое ритуальное событие, и в нём принимают участие все родные.
Продолжаем сериал «Мамина забота», начатый ранее.
Привет из Горького!
Здравствуй дорогая моя доченька Сонечка! Прими привет и массу наилучших пожеланий от папы, мамы, абзи, Халима абез, и маленьких малявочек Алочки и Розочки. После привета сами остаемся живы и здоровы, чего и тебе желаем.
Во-первых сообщаем, что письмо твое получили, за что большое спасибо. Из письма узнали, что ты устроилась хорошо и пока жива и здорова, а это дорогая доченька для нас самое важное.
Сонечка ты говоришь что дела ст. бухгалтера принимать будешь хаерма булсен, ни бельмя гянмерне сора узенням артеклардан, кто больше тебя знает.
Ты беспокоишься насчет здоровья папы, теперь улучшилось. В настоящее время ходит по комиссиям, т.к. 10 сентября кончился срок, хочет дальше продлить срок инвалидства.
Теперь ты пишешь почему от меня нет ни одного слова. Халима абез писала тебе письмо, а я около неё сидела, и она писала от себя, писала, что сама знала. Я себя чувствую в настоящее время хорошо, но беспокоюсь насчет тебя. Насчет того, что ты все вещи привезла благополучно, мы очень обрадовались.
Еще пишу то, что можно ли у вас достать чайники, если это можно, себе достань, совсем без чая не живи, в сухомятку. Пишешь что масло есть в магазинах, ты деньги не жалей, бери и масло, совсем без жира не живи.
Если денег не хватет напиши.
Сонечка насчет мы очень рады что комната на троих, это хорошо. Это так думаю не только я одна, но так же думает и бабушка и все наши родные.
Сонечка ты пишешь что Нина очень хорошая девушка, мы очень рады и у неё есть мамаша, которая живет в 70 км от города. Я хочу написать насчет того, что нельзяли на базаре купить живьём овцу и заколоть и привезти на зиму себе, а то без мяса совсем плохо, особенно тебе, т.к. ты дома не жила без мяса.
Но если совсем мясо нет, я все же тебе не советую кушать свинину. А то Нине может мама и привезти. Смотри не кушай.
...
Ты пишешь, что купила мне калоши, за это большое спасибо, но пока ты уж насчет себя побеспокоилась, как там можно ли достать валенки и к ним калоши, если нет, то пиши быстрей нам, здесь купим. Папа носит 9 или 10 размер узбечек, а туфли 42 номер. Дядя Ваня пишет что Равиля наверное заберут, водят по комиссиям, Саря абез будет трудно, я очень беспокоюсь.
В доме сделали обновки: купили комод за 450 руб, диван за 1100 руб. Дома стало хорошо, но вот только тебя нет, печьку ещё не сложили, т.к. было очень грязно привезти кирпич, теперь уж наверное привезем.
На этом кончаю писать, привет от родных. Главным образом от бабушки, тёти Галии, Зариф абзидан, Кимы, Алочки, Абез тютидан, Айнёк абзидан, Рашидидян, Мякорузя абездан, Халим абзидан, Сонечкадан, Бористан, Шуриктан, Ханёк тютидан от Фени и от всех соседей и знакомых соседей. Привет от Люси Каляпиной. от дяди Серёжи и Клавы соседей тёти Гали. Ну на этом всё кончаю писать.
Привет от писаря т.е. от Раи наверное догадываешься по подчерку. Пора мне написать ответ, очень жду.
До свидания. Крепко целуем тебя все твои родные.
Уголок Ленинского района города Горького, где проживают родители и родственники Сони расположен за Окой, в Заречье, между заводом «Красная Этна» и старым кладбищем. Он состоит по большей части из частных небольших домиков и бараков, ограниченных речкой-вонючкой Ржавкой и Шуваловским каналом. Жители квартала знают всё друг о друге, и поэтому соседи по улице тоже как члены семьи. Одна «махалля», одна слободка. Можно сказать, один мусульманский приход: ныне мечеть расположилась на соседней от Сони улице в таком же частном доме.
Вот как описывает в своём письме Соне родственный переполох «писарь» Рая, Сонина двоюродная сестра, учащаяся того же булгалтерского техникума:
... Я и вообще все свои очень беспокоились за тебя, почему так долго нет от тебя письма. Ну мамаша твоя чуть ни с ума сходила, что случилось, почему так долго нет письма. И вот решили послать телеграмму с ответом, чтобы сообщили о твоей работе и здоровье. Но ответа почему то не получили.
А телеграмму посылали секретарю по работе. Я каждый день ходила к вам и все спрашиваю нет ничего. А мне отвечают нет. Даже твой папаша забеспокоился. Он говорит твоей мамаше, ну что нибудь случилось и она написала письмо Рае т.е. мне и не велела дескать говорить.
А мамаша твоя бежит к нам и говорит вот так и так Ханяфи говорит мне и снова меня теребит. А я им говорю, неужели бы я стала к вам каждый день бегать и узнавать нет ли от Сони что нибудь. Ну вроде успокоится и уходит домой. Дома еще что нибудь надумает и снова бежит. Вот так что давай не забывай нас и не выводи из терпения и не устраивай нам такие суматохи, а пиши как можно чаще.
И вот наступило 1 декабря, и я иду из техникума, мне навстречу попадается мама моя у магазина 55 и говорит, что от Сони письмо. И не веришь Санулька, как я была рада и всю дорогу от магазина до дому бежала от радости к твоему письму, к твоей весточке дорогая. Вот пишу тебе письмо, вернее эти строчки и мне что-то так сделалось обидно и грустно и я заплакала, и у самой перед глазами твоё фото.
Сейчас я сижу в передней и пишу письмо, а на кухне сидят мама, бабушка, твоя мама, папа и делают пельмени и все вместе вспоминают о тебе... Прочитав письмо я приступила к исполнению твоего наказа. Поцеловала Алочку и она очень обрадовалась и забегала. Вот пришел папа и она бежит к нему: «ати мине Сания абезеш поцелуй кушкан» папка её не понял и поцеловал её и видимо уколол своей бородой, она заплакала и говорит: «Сина Сания абезеш кошмаган убяргэ».
Ну вот кажется и всё описала.
...
Сонечка забыла написать одну новость хотя и не особо приятная. 1 ноября умер в деревне Зибу абзи. Вот и всё что напомнила мне мамаша, когда я стала письмо закладывать в конверт.
Но Соне по контрасту с родной чумазой слободкой новые дома Сталинска (нынешнего Новокузнецка) кажутся куда современнее и привлекательнее. Да и молодёжь собралась со всего Союза, так что новые знакомства и симпатии возникают быстро.
Родители придумали тем временем схему, как под предлогом наличия отца-инвалида выдернуть дочку обратно из Сибири под родной кров. Но Сания мягко уклоняется от этого.
Соня, мы тебе уже писали и ещё пишу, если ты не против, то мы пошлём справки. Здесь можно сделать. Всё равно ты ещё дела не приняла, и не старайся принять. Ты наверное и не нужна им. Что ты там одна у чёрта на куличках на 500 руб живёшь. Ты там поговори, скажи, что отец больной, мать старая, а Мишу не указывай. Если там ничего не скажут, то пошли в Министерство.
Материнское сердце чует, что дочь выходит из-под контроля, да ещё и соблазняет сестру Раю на подобный же побег в далёкие от родительского глаза места:
Кое что много есть писать, но все не опишешь. Поздно вечером не ходи сама, себя держи в руках как положено...
Но, несмотря на все опасения, в каждом мамином сообщении неизменно присутствует раздел о калорийном питании:
Во-первых, спешим сообщить что 12/XII куйдеш посылка, мавлет гастинечларе, синдя кабен кал. Зарезали лошадь, очень жирная, хотела тебе послать мясо, если надо ты напиши, какое мягкое или для супа. Напиши пошлём посылку. 10 штук тутердек колбаса Алла насибь итсен бергэ, берге ашарга*. До этого дня за 4 послали письмо получишь.
Син хат ану кётмя , частагена сав исгень хабарекне язь.
*Алла насибь итсен бергэ, берге ашарга — Да благословит Аллах Вас на совместную трапезу. (Не силён в татарском языке, перевёл, что смог. Буду благодарен читателям за помощь в переводе остальных фраз).
История эта завершилась, как и следовало ожидать, ужасным концом.
Нет, не то, чтобы Соня объелась свинины, упаси Господь!
Получилось гораздо хуже. Соня влюбилась и вышла замуж за русского парня.
Как говорится, — гаеп мулла кызында да була. (Грехи даже у дочери муллы бывают).
Подобный случай (женитьба на русской однокурснице) произошёл с моим одноклассником, москвичом в третьем поколении из нижегородских татар. Его отец сразу прервал все отношения с невесткой, а мать лишь тайком несколько раз увиделась с внучкой.
Боюсь, что похожая история, несмотря на всю родственную любовь, произошла в какой-то мере и с Соней. В семейном архиве остались письма мужа, сына, подруг, но нет писем от горьковских родных более позднего периода.