Современный Васнецов. Языческая Русь на полотнах Бориса Ольшанского.

топ 100 блогов artalebrio05.07.2023

Не нужно думать, что хорошие художники бывают только в столице и крупных городах, где есть возможность получить выгодный заказ, провести выставку, на которую придёт много любителей искусства, и завести нужные знакомства среди сильных мира сего. Сейчас некоторые художники сознательно живут в провинциальных городах, пишут там свои картины, которые вполне востребованы, а с развитием интернета и онлайновых художественных галерей, как наша ArtAlebrio вполне могут выставлять свои неординарные и интересные работы на продажу и получать за них неплохие деньги, которые, впрочем, вполне соизмеримы с затратами труда и таланта, приложенными при написании картин. Одним из таких художников является Борис Ольшанский (1956-н. в.) пишущий картины из жизни древней Руси, изображающий на холсте народные старинные былины и славянские образы. О жизни и творчестве художника мы и поговорим в этой статье.

Борис Ольшанский. Автопортрет.
Борис Ольшанский. Автопортрет.

Родился Борис в Тамбове. Сам он был из крестьянской семьи и рисовать любил с детства, запечатлевая на бумаге то, что видел каждый день — обычную жизнь провинциального города. Рисунки получались замечательные, несомненный талант был виден сразу и потому Борис переехал в Пензу в середине 1970 и стал учиться в Пензенском художественном училище им. Савицкого. Чтобы свести концы с концами — стипендия была не очень большой, а соблазнов у молодого человека даже в провинциальной Пензе было немало, подрабатывал, как и многие другие художники и учащиеся художественного училища, продавая свои картины на развале, расположенным около фонтанной площади — известное в Пензе место, где торговали картинами. Правда, в основном только пейзажами, которые и находили наибольший спрос. Художников тех милиция иногда гоняла перед приездом какого-либо крупного столичного начальника или если выходила сверху разнарядка по борьбе с незаконной торговлей, но особенно не трогала и торговля шла достаточно бойко. Однако Борису писать незамысловатые пейзажи было скучно, он всерьёз увлекался историей древней Руси, восхищался творчеством Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Андрея Рябушкина и хотел писать исторические картины по мотивам наших былин, сказов и преданий.

Алёша Попович и Елена Краса
Алёша Попович и Елена Краса

Русь языческая, странная, сказочная оживала на полотнах Ольшанского, и его картины привлекали внимание, они были необычны, оригинальны, чем-то напоминали работы Васнецова, только на современный лад, так видит славянские предания и былины современный русский художник, который всерьёз интересуется историей языческой Руси, изучает все материалы, исторические труды и пишет, согласовывая с ними. Потому и его картины вполне правдоподобны, в них нет откровенных ляпов хотя и фантазии немало, но слишком уж благодатная почва для её проявления — наши былины, предания и сказки, а картины Ольшанского дают возможность представить себе, как выглядела языческая Русь и герои славянских былин.

Волшебство
Волшебство

В 1980 году, когда Ольшанский окончил художественное училище им. Савицкого, то для продолжения своего образования отправился в Москву, стал учиться в Московском художественном институте им. Сурикова. После его окончания начал работать художником-иллюстратором, создавал рисунки для книг, благо тогда была востребованность в подобном творчестве — в Советском Союзе книг печатали немало и для многих из них, особенно детских, требовались качественные иллюстрации. Приходилось иногда рисовать плакаты, оформлять различные стенды — обычный заработок для любого начинающего советского художника.

Вскоре, по распределению пришлось вернуться в Тамбов, где родился и вырос художник, но и там работы находилось немало, его рисунки с 1983 года постоянно выставлялись на различных выставках. А в 1989 году Ольшанского приняли в Союз художников России.

Берегиня
Берегиня

А вскоре началась перестройка и оказалось, что его книжные иллюстрации никому не нужны. Рисовать откровенную халтуру для обложек детективов и дамских романов Ольшанский не захотел, зато наконец-то стал писать настоящие картины, темой которых была история языческой Руси, народные былины и сказки. Впрочем, не только они, в 1992 году он пишет картину «Помни имя своё», которая является своеобразным напоминанием об истинных русских корнях, всем, что определяет нашу общность как нацию.

Помни имя своё
Помни имя своё

По мнению Ольшанского — это религия, православная вера, которая сама по себе является мощнейшим мерилом моральных ценностей, которые в те годы почти утратили своё значение, сменившись погоней за прибылью и попыткой хоть как-то свести концы с концами.

Была ещё впечатляющая работа «Русский реквием» посвящённая подвигу наших медсестёр во времена Первой мировой войны. Мрачные времена — мрачные картины.

Русский реквием
Русский реквием

Но Ольшанскому больше нравилось реконструировать на холсте те или иные эпизоды из истории древней Руси, иногда упоминаемые в летописях и литературе, как на картине «Щит на вратах Царьграда».

Щит на вратах Царьграда
Щит на вратах Царьграда

В 1993 году произошла первая большая выставка картин художника в Тамбовской художественной галерее. Лиха беда начало, пройдёт не так много времени, и работы Ольшанского будут выставляться в Москве и даже за рубежом, в Финляндии.

А ещё Ольшанский пишет русских женщин — красивых, часто обнажённых, но при этом их нагота совершенно не пошлая, она полностью соответствует окружающей обстановке и общему тону, заданной картиной. Эти работы Ольшанского напоминают картины советских художников Аркадия Пластова и Александра Дейнеки.

Заря-заряница
Заря-заряница

Художник искренне восхищается историей древней Руси, по его мнению, мы слишком мало знаем о ней, попросту забыли и не хотим вспоминать за делами сиюминутными. Потому и так важно воплотить в холстах всё, что было там, чтобы современники имели хоть какое-нибудь представление о ней. Ольшанский всегда старался опираться на факты, а не на голую фантазию, вдумчиво подходил к изображению костюмов и доспехов, продумывал композицию, соответствие написанным на картинах событий реальной истории.

Берендеи
Берендеи

Хотя, конечно, иногда его работы напоминают сказочные картины Васнецова, где художник даёт волю своему воображению. Но опять-таки оно опирается на былины и сказания, имеет твёрдую литературную основу. «Хороший художник-славянист должен больше времени проводить в архивах, нежели за мольбертом, иначе он будет писать фэнтези, а не исторические картины» — утверждает Ольшанский. И с этим сложно не согласиться.

Современный Васнецов. Языческая Русь на полотнах Бориса Ольшанского.

Ищите подарок или коллекционирует картины современных художников, графиков, иллюстраторов? На просторах онлайн маркетплейса artAlebrio.com вы можете познакомится с современными работами и купить произведения напрямую у автора.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Согласно указу Путина, который в четверг был размещен на сайте, первым критерием эффективности губернаторов выбран уровень доверия населения к власти и конкретно к президенту, который пошатнулся после пенсионной реформы 2018 года и с тех пор быстро продолжает падать вместе с доходами ...
Если будни твои – не сахар И на вкус твоя жизнь - не мёд, Нужно верить хорошим знакам, Нужно верить – и всё пройдёт! Если бьёшься в глухую стену, Упираясь душой в тупик, Помни: время твоё бесценно, Ни к чему согревать ледник! Улыбайся любой погоде, Сохраняя благой мотив, ...
Кардиохирург после 23-часовой (успешной) пересадки сердца. Его помощница спит в углу. Пациент не только пережил операцию, но пережил и своего врача. И вот так бывает ... ...
                                          Скинули мне материальчик, который появился в блоге самопровозглашённого полковника…. Потом, эту информацию опубликовали и «Еноты». Видимо ...
Что бывает, когда адвокат прознал про формулу Байеса Математико-юридическая задачка. 1. Уровень преступности в России в 2023 году примерно 40 на 100 тыс, это примерно 0,03 процента от всего населения России. Предположим для простоты, что 0,03 процента населения совершают преступления. ...