Кто была невеста на картине Пукирёва "Неравный брак" и как сложилась её судьба?

топ 100 блогов artalebrio27.06.2023

Василий Пукирёв (1832—1890) — русский художник, чьей карьере в начале его творческого пути можно только позавидовать — крестьянский сын, который благодаря своему таланту, стал академиком живописи. Его самая известная картина — «Неравный брак», отчасти сослужила Пукирёву дурную службу — он стал восприниматься современниками, и в особенности потомками, как художник одной картины. Но Пукирёв написал ещё и портреты на заказ, жанровые и исторические полотна. Его художественное наследие достаточно богатое, интересных и достойных внимания картин у Пукирёва и помимо знаменитого «Неравного брака» достаточно, например, «Игрок», «Приданное», «Дьячок объясняет прихожанам картину Страшного суда».

Приданное
Приданное

Судьба Пукирёва вначале складывалась как нельзя лучше — крестьянский сын благодаря своим способностям к рисованию в 16 лет поступил в Академию художеств. Ему не приходилось как Василию Тропинину, который был крепостной по происхождению, уже в статусе достаточно известного художника прислуживать за столом у своих господ. Пукирёв был из вольных крестьян, а в то время это являлось очень весомым преимуществом перед крепостными. Уже к 18 годам он стал учителем рисования, спустя 5 лет — некласным художником, а ещё через три года, когда он с отличием окончил училище — свободным художником.

Игрок
Игрок

Понятное дело, всё это время ему приходилось подрабатывать написанием картин и давая уроки живописи. В 28 лет Пукирёв получил заветное звание академика живописи, поселился на съёмной квартире — благо уже начал зарабатывать достаточно, чтобы не скитаться по углам.

А в 1862 году в возрасте 30 лет Пукирёв написал ту самую свою знаменитую картину «Неравный брак», о которой мы и поговорим поподробнее.

Неравный брак
Неравный брак

На первый взгляд, там всё просто и понятно — молодую девушку помимо её воли выдают замуж за пожилого обеспеченного господина. Именно на этой, явно неоднозначной ситуации, и заостряют внимание — ну как можно родителям так разменивать счастье дочери на какие-то свои личные меркантильные интересы? Но не всё так просто. Если приглядеться, можно заметить, что на картине изображены аж три невесты — первая, понятное дело, на переднем плане рядом со своим пожилым женихом, вторая — слева за плечом жениха, она пожилая и не очень красивая, а лица третьей не видно, зато можно разглядеть венок невесты.

Неравный брак. фрагмент
Неравный брак. фрагмент

Некоторые, не разобравшись в замысле художника, утверждали, что стоящая слева за плечом жениха пожилая женщина — сваха, сумевшая угодить этому пожилому кавалеру, которому захотелось жениться на молоденькой, годящиеся ему во внучки, невесте. Кстати, изображённая на картине ситуация не является каким-либо особым исключением в XIX веке, известно, что знаменитый художник Иван Айвазовский во второй раз женился на молоденькой армянке Анне Саркисовой-Бурназян, которая на 40 лет была младше своего мужа.

Но вернёмся к картине. Если предположить, что та женщина сваха, то почему она стоит так близко от священника и от жениха, а главное — зачем на ней надет венок невесты? И ещё одна женщина, лица которой не видно в подвенечном венке — три невесты на одной церемонии бракосочетания это уже перебор. Вывод напрашивается простой, но несколько необычный — две женщины в венках не реальные персонажи, а призраки умерших жён жениха. То есть в этой картине соединена мистика и относительно обыденная ситуация XIX века.

Стоит обратить внимание и на великолепную передачу света от свечей и от естественного солнечного освещения — соединить всё это очень сложно, является показателем высшего художественного мастерства, но Пукирёв справился. Искусственный свет от свечей имеет тёплый оттенок, а свет от солнца ближе к холодному спектру, и если обратить внимание на руку невесты, то видно, что на запястье она красноватая от свечки, а дальше кожа обычного белого цвета, как при естественном освещении.

Неравный брак. фрагмент
Неравный брак. фрагмент

То есть относительно каких-либо технических деталей к Пукирёву нет никаких вопросов — он действительно мастер с большой буквы, жаль только, что знают его в основном только по одной картине.

Но как точно благодаря этим деталям Пукирёв сумел передать нужную глубину и драматичность ситуации. Весь между невестой и женихом нет ничего общего, а призраки его умерших жён лишь подчёркивают эту истину. И где гарантия, что от тоски и горя молодая невеста не присоединится к двум, уже покинувшим этот мир, жёнам? А жениху и горя мало: умерла жена — возьмёт в жены другую, чай не впервой. Потому никаких других чувств, кроме неприязни, на картине Пукирёва он вызывать не может.

Зато девушке можно действительно посочувствовать — вот стоит она с заплаканными глазами, почти ребёнок, а её неподдельное горе лишь подчёркивает разницу в возрасте и восприятии мира.

Картина Пукирева наделала много шума, более того, она изменила в обществе само отношение к подобным бракам. До этого они считались нормой, да и случались достаточно часто, хотя в 1860 году Синод запретил пожилым мужчинам брать в жёны чересчур молоденьких и явно несовершеннолетних девушек. Но многие обходили этот запрет. Зато после шума, наделанного картиной Пукирёва, уважающие себя господа в возрасте сами отказывались жениться на юных девушках — это стало моветоном, недопустимым в приличном обществе.

Неравный брак. фрагмент
Неравный брак. фрагмент

Стоит обратить внимание ещё на одну деталь — на картине изображён один-единственный момент до кульминации, то есть приём «мгновение до». Руки девушки и священника соприкоснуться, она станет женой пожилого мужчины, а её дальнейшей жизни можно только посочувствовать. Вот только поймать и достоверно изобразить это самое «мгновение до» может лишь большой мастер. И каков контраст между светлой рукой девушки и затемнённой рукой священника — на картине Пукирёва он явно не вестник светлых сил, скорее наоборот. Кстати, подобное соприкосновение рук впервые использовал ещё великий Микеланджело, в своем главном труде — росписи Сикстинской капеллы. 

Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы
Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы

Кстати, известно, кто на самом деле является этой несчастной невестой — девица Прасковья Варенцова. Она внебрачная дочь знатного и обеспеченного дворянина Матвея Варенцова, у которого были свои законнорождённые дети, потому он и задумал выдать замуж незаконнорождённую дочь, поскольку на наследство и богатое приданое — главные показатели завидной невесты и удачного брака ей рассчитывать было бы нельзя.

Жизнь её, как и можно было предположить, сложилась несчастливо — после смерти своего мужа она жила в Мазуринской богадельне, где и умерла. Есть даже рисунок Прасковьи Варенцовой 1907 года за авторством художника Владимира Сухова. В этой сломленной жизнью старушке очень сложно узнать молодую и красивую невесту.

Владимир Сухов. Прасковья Варенцова. 1907 год.
Владимир Сухов. Прасковья Варенцова. 1907 год.

А весь всё могло быть иначе, если бы родители выдали её замуж за самого Василия Пукирёва. Известно, что он сватался к ним, но Варенцов не захотел выдавать свою внебрачную дочку за художника крестьянского происхождения, пусть хоть трижды талантливого и известного.

Судьба Пукирёва сложилась после написания этого полотна не очень счастливо — он хоть и написал несколько достойных картин, старость встретил в нищете и безвестности и умер всеми позабытый на 58 году жизни. Но вот интересно, если бы Прасковью выдали за художника, то написал бы он свой "Неравный брак" и оказала бы эта картина такое влияние на отношение общества к подобным бракам? Воистину, неисповедимы пути Господни.

Кто была невеста на картине Пукирёва Неравный брак и как сложилась её судьба?

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Суббота же. Можно просто погулять :) ...
Недавно обсуждалась лимитка от Диор, обзоры с картинками были настолько вкусными, что захотелось себе такое же золото. Оказалось, что в магазинах уже всё закончилось, поэтому решила отыскать что-то похожее из другого класса.Нашла Bourjois Suivez Mon Regard ...
Салат маслянистый — так он называется, потому что из него даже можно получать масло. Однако и в сыром виде он очень полезен, поскольку богат витаминами группы B, А, D, PP, ...
Следователь завела дело на начальника полиции, когда тот отказался жениться на ней. Уголовный скандал вокруг шестерых уральских полицейских, обвиненных в пытках, разгорелся после того, как один из них бросил свою любимую в погонах. Мужчина убеждает, что признание в убийстве у не ...
Ситуация на текущий момент такова: 1. Власть сейчас принадлежит самому государству, а не народу и не партиям. 2. У государства нет варианта отдать власть, оно будет биться до последнего и пойдет на все, потратит все деньги и всех пересажает. 3. ПЖиВ ...