Передвижники. Как они появились, сколько зарабатывали и почему впоследствии
artalebrio — 21.06.2023Передвижники — объединение русских художников, существовавшее с последней трети XIX века и до 1922 года. Они организовывали передвижные выставки по российским городам, где выставляли свои картины, в основном на темы «униженных и оскорблённых», бичевавших различные пороки нашего общества. Артель передвижников стала одним из первых творческих объединений художников в России, занимающихся продвижением своих картин путём участия их в выставках и последующей продаже всем желающим. Кстати, купить картину передвижников, особенно признанных мастеров, таких как Илья Репин или Исаак Левитан было непросто, эти полотна стоили очень дорого, не случайно доходы Репина и Левитана превышали доходы рядовых передвижников аж в 28 раз.
Передвижники — это и финансовое предприятие, впоследствии ставшее очень успешным, и артель художников, со своим уставом и своей бухгалтерией. Передвижники пытались противостоять засилью академизма в русской живописи, а организовались в результате знаменитого бунта 14 в Академии художеств.
Поначалу Петербургская академия художеств была довольно передовым художественным училищем. Там принимали без учёта звания и статуса в обществе, мещан, крестьян, ремесленников, важно было лишь наличие таланта. Лучших выпускников академии наградили золотой медалью и давали право на пансионерскую поездку в Европу, обычно в Италию, где молодые художники могли совершенствоваться в мастерстве, изучая работы прославленных итальянских мастеров, например, Микеланджело и Рафаэля. Пансионеры получали 300 золотых каждый год в течение 6 лет, что давало им возможность творить и изучать искусство, не думая о заработках — для небогатых мещан и крестьян эта возможность была очень кстати.
Но всё было не так радужно. Повезло лишь тем художникам, которые сумели устроиться при дворце — портреты придворных и членов царской семьи были всегда востребованы. Но таких счастливчиков было мало, а в основном русские художники бедствовали и не могли прокормить себя и свою семью — классические библейские сюжеты большого спроса не находили, а ничего другого их писать так и не учили. Многие русские купцы и фабриканты предпочитали картины зарубежных художников, поскольку считали их более престижными. Так-то и место простого учителя рисования для выпускников Академии художеств было за благо.
В 1862 году правило конкурса на золотую медаль изменились. Она была единственная и должна была достаться кому-нибудь из 14 лучших выпускников академии. Понятное дело, писать нужно было только в классическом стиле, известна была даже тема конкурсной картины — «Пир Одина в Валгалле». Это и вызвало возмущение всех художников — зачем писать на столь закостеневшую тему по скандинавским мифам, если творческий талант почти всех выпускников мог в полной мере проявиться только в жанровых работах и психологических портретах. Выпускники предложили выбрать тему самостоятельно, но профессора ответили решительным отказом. В итоге 14 выпускников во главе с Иваном Крамским решили отказаться от участия в конкурсе, попросив присвоить им положенные звания «классный художник». Да, они лишились некоторых академических привилегий, но и Академия художеств потеряла больше — уход 14 лучших выпускников со скандалом серьёзный удар по репутации.
Все 14 художников, за исключением Константина Маковского и Александра Литовченко разделяли идеи народничества, организовали совместную коммуну, даже жили вместе, под одной крышей. Так, в одной квартире ютились Крамской со своей женой, Александр Григорьев, Богдан Венинг, Алексей Корзухин, Фирст Журавлёв и Николай Шустов. Там же были организованы и художественные мастерские, а по вечерам на «четверги» собиралась вся передовая творческая молодёжь.
Поначалу дела складывались не очень хорошо — заказов было мало, богачи ехать к свободолюбивым художникам на городскую окраину не хотели. Но постепенно известность росла, с ней появлялись и более выгодные заказы. Через пять лет артель художников уже приносила неплохой доход. Но постепенно артель себя изжила, Крамского не устраивало, что артельщики чересчур сблизились с Академией художеств, а когда один из артельщиков Дмитриев-Оренбургский стал претендовать на пансионерскую поездку от Академии художеств, терпение непримиримого Крамского лопнуло, и он покинул артель.
Было организовано новое товарищество передвижников, основным идеологом, сумевшим организовать финансовую сторону дела, стал Григорий Мясоедов, а Крамской отвечал за организацию этого движения, поскольку отличался выдающимися организационными способностями. Идею товарищества передвижников поддержали 16 столичных художников, потом Мясоедов, благодаря личным связям, обратился к прогрессивному министру внутренних дел Тимашеву, который и сам неплохо рисовал и интересовался художественной жизнью, тот способствовал официальному утверждению этой организации. Так, в 1870 году было организовано товарищество передвижных выставок.
Передвижники подчинялись строгому уставу и были обязаны писать для ежегодной выставки новые картины по темам соответствующим идеологии этого движения, в противном случае они исключались. Картины для выставок утверждались общим собранием и исключение не делали не для кого. Первая выставка прошла в 1871 году, там особый успех снискали картина Саврасова «Грачи прилетели» и картина одного из лидеров передвижников Николая Гё «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Работы передвижников охотно покупали, например, всего было реализовано картин на 22910 рублей — огромная сумма по тем временам. Чистый доход от посещения выставок составил свыше 4 тыс. рублей. Передвижники организовывали выставки почти во всех крупных российских городах. Но были и определённые сложности. Покупатель, приобретя картину, мог стать её собственником, лишь когда она проедет по всем выставкам, а это примерно год ожидания. Многих это останавливало от покупки, но далеко не всех. Работы передвижников были престижны, являлись показателем статуса, жанровые сцены, пейзажи и портреты всегда находили покупателей. Людям нравилось, что передвижники отражают российскую действительность, пишут актуальные картины, а не гонятся за античными сюжетами, как академисты. Часто художники делали авторские копии своих наиболее удачных картин. Например, известны несколько копий картины Павла Федотова «Сватовство майора» и целых 18 копий полотна «Славильщики-городовые» Леонида Соломаткина.
Лишь спустя 25 лет передвижничество стало угасать. Причина — слишком большая разница в доходах между известными художниками с именем и рядовыми членами. Последние часто ничего не зарабатывали — их картины просто не выдерживали конкуренции на одной выставке с полотнами более знаменитых и мастеровых художников. В итоге назревали внутренние противоречия и возникали конфликты. «Старая гвардия» в частности, Николай Ярошенко не давали свободы молодым художникам, он даже составил циркуляр с обозначением наиболее желательных тем для написания картин. Любые работы молодых художников проходили через жёсткий отбор, их оценивало строгое и придирчивое жюри, в то время как картины опытных передвижников, которые неоднократно выставлялись на выставках, никакое жюри не оценивало.
Но передвижничество продержалось вплоть до 1922 года, за это время было проведено 47 выставок и сложно переоценить вклад этого художественного объединения в развитие русской живописи.
Покупайте картины для интерьера, в коллекцию или в подарок на сайте маркетплейса artalebrio.com.
.
.
#саморазвитие
#статьи
#чтиво
#авызнали
#история
#искусство #арт
#живопись
#статьи
#искусствовечно
#художник
#художники
#историиизжизни
#интересное #жзл
#journal
#journalart
#readingtime
#readingisfun
#knowledgeispower
#knowledge
#didyouknow
#знания
#интереснознать
#факт
#хочувсезнать
#обучение
#познание
#полезное
#интересное