рейтинг блогов

Современный Пушкин в театре

топ 100 блогов ribera04.06.2024 У Элики Современный Пушкин в театре elika в этом летнем сезоне интересные задания о театре. Начну с рассуждений об осовременивании классики, а конкретно — с Пушкина по случаю скорого юбилея. Тема интересная, просмотрено много, так что будут продолжения.
«Осовременивание» — вещь неоднозначная и очень субъективная в плане восприятия. Особенно сейчас, когда многие отвыкли думать под клиповым мышлением и видеть значения дальше буквальных (это и сложно, и не обязательно, но всё же бесит, когда кто-то понимает). То им Пушкин ничего не объяснил, то Цветаева насочиняла какую-то дичь, совсем распоясались эти классики, никак не могут разжевать зрителям свои замыслы… Поэтому в первую очередь всё осовременивание — для зрителей, которые умеют читать и уже прочитали, заинтересовались, может, нашли что-то из экранизаций… им можно идти дальше, в лес метафор и новых смыслов.
Конечно, большинство зрителей ждёт от классики — классику, чтоб и костюмы, и атмосфера эпохи. Это и для постановки — гарантированный результат, вопрос только в бюджете на эти самые костюмы. Сама не могу сказать однозначное «за» или «против», потому что у меня по одному только Пушкину есть самые разные примеры, и ужасающая опера («Евгений Онегин») и ещё более ужасающее осовременивание («Руслан и Людмила»… ой, это вообще отдельная песня, когда и режиссёр отличный, и актёры, но в какой-то момент все дружно были не в себе, иначе не понять, как это можно было поставить и выпустить).
Ну, самый яркий пример неудачного осовременивания классики нам недавно показали в кино, ещё и за деньги, вот эта андреасня — так себе пример, выезжающий за счёт гениального текста и исторических костюмов. Когда на Первом повторяют фильмы, снятые в советские времена, становится ещё более ясно, что современные технологии вообще ни при чём.

Мне классические постановки не так интересны, потому что такое я и сама могу представить, пока читаю. Но классику всё же не отрицаю, поэтому она в планах тоже есть. Мне интереснее, когда режиссёр рассказывает знакомую историю своим языком, чтобы в ней открылись новые смыслы и звучания, это более сложный и более значимый эффект для зрителей. Но да, получается не всегда. Режиссёры сами часто не понимают, о чём они говорят, я это называю «приступ креативности». В духе «пусть руки торчат в разные стороны, а зрители сами найдут какой-то смысл».
Главный «красный флажок» для меня — фраза «каждый увидит в спектакле что-то своё», обычно означающая: «мы вообще в душе не имеем ни малейшего представления о том, что вы там увидите». Поэтому опыт просмотра оригинальных трактовок — не всегда позитивный. Я больше за то, чтобы экспериментировали в плане костюмов, декораций, всего внешнего, и — руки прочь от оригинального текста, он своё место в истории и культуре уже занял, а режиссёрам ещё только предстоит.
Далее расскажу о хороших примерах, но поскольку я всё ещё не Минкульт, это мой субъективный взгляд:
1. самый яркий пример для меня — «Борис Годунов» в Ленкоме в режиссуре Константина Богомолова. Нечто очень непривычное, плохо монтирующееся с имиджем Ленкома и с самим Пушкиным.
Современный Пушкин в театре
Очень своеобразно и очень не для всех, на первый взгляд — редкостная дичь. Но в этой дичи я наконец-то расслышала текст не самой интересной для меня поэмы. Да, она наполнена смыслом и историей, но какой же скучной и тяжёлой она казалась в школе… И какой современной зазвучала в театре, хоть и было всё показано очень жёстко, даже слишком. Конечно, один из главных козырей — Александр Збруев в роли современного Годунова, которому даже дьяволу нечего продавать. Ох, он там был идеален. Зрители понимали не все, нравилось далеко не всем… но за сцену «Народ безмолвствует» спектакль уже стоило поставить. Очень рада, что успела посмотреть (сейчас спектакль уже не идёт)
2. место концентрации школьной классики в пересказе для взрослых — Театр Вахтангова. «Евгений Онегин» Туминаса — интересный, стильный, яркий, с мистикой, с народной музыкой…
Современный Пушкин в театре
Да, там тоже кого-то что-то смущает, например, «двойной» Онегин (молодой и в возрасте) и — ещё лучше — Ленский. Казалось бы, что не понятно, герой со временем становится буквально другим человеком, призрак Ленского присутствует рядом всю жизнь… Но многих раздражает даже такое отступление от оригинала, а там ещё и зайцы, и ещё разное... И всё же это блистательная постановка, которую очень рекомендую всем, кто читал Онегина только в школе.
Там же в Арт-кафе — чудеснейшая «Сказка о попе и о работнике его Балде» с Николаем Романовским, который на основной сцене великолепно играет романтичного поэта Ленского. Сказка прекрасна и для детей, и для взрослых. Классно, что детей задействуют практически всех, хотя зал не маленький. Актёры живо реагируют на зрителей и прекрасно с ними работают. Сама сказка рассказана тоже далеко не классическим образом, два актёра показывают всех персонажей, а зрители становятся то морем, то лесом, то зайками. Под живой оркестр и джазовую музыку. Очень классно для любого возраста. И приятно, что там все сценические нововведения и интерпретации воспринимаются зрителями легко, как детская игра, в которой нет ограничений фантазии, но в то же время всё стильно и круто — для взрослых.
Премьера по повестям Пушкина — в планах на ближайшее будущее, так что расскажу потом отдельно.
3. трилогия по пушкинским сказкам в Театре Романа Виктюка («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»). Рассказывала о них под замком, кто в друзьях, уже читали. Сама идея пугает заранее многих, кто знает театр только по Служанкам. Но нет, никто не будет показывать детям Служанок за такую цену) Как в театре все спектакли очень разные, так и тут три сказки от трёх режиссёров — очень разные, но классные, мой внутренний ребёнок с удовольствием все пересмотрел. Реальные дети тоже были довольны и включались в игры, когда герои взаимодействовали с залом. Истории рассказаны не классически, но красиво, ярко и интересно, особенно радует народная музыка, детям её нужно слушать хоть иногда, хоть случайно. Отчасти напоминает детские игры, когда фантазия творит любые костюмы и декорации, поэтому детям так нравится. Без поучений, без навязывания, легко и весело. Если выбирать, то мне больше понравилась «Сказка о рыбаке и рыбке», рассказанная в стиле площадного театра, с куклами, с шикарными костюмами и развесёлыми танцами. Трилогию можно смотреть в любом порядке, и вместе, и по отдельности. Для детей, которые прочитали сказки или ещё не знакомы с ними, прекрасный шанс увидеть эти истории. Всё же Пушкин, как сказал кто-то из детей, «крутой был чувак, целая сказка в стихах». Один минус — теперь их покажут только в следующем сезоне.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
24.05.2024 Котик
Архив записей в блогах:
Не мастер я сочинений больше шести страниц. Особенно когда начинаю сомневаться в правильности построения доказательств. Гравитация не доказывает обратного ей процесса расширения вакуума. Гравитация материи и антигравитация вакуума доказывают существование общего для них пятимерного ...
Я не знаю, случается ли после смерти рай и попадают ли туда души. Но вот ад существует точно, причем он совершенно определенно располагается на земле и находится в московской гостинице "Севастополь". Это - тотальный, кромешный, запредельный, ...
Довести меня (Овна) надо постараться, но если удало-о-ось... мама дорогая - не гневите Овна! ОБИДЧИВЫЕ ЗНАКИ ЗОДИАКА. ОВЕН. Не знаю, чем вы умудрились обидеть это милое создание, но если вы его обидели, то вас сразу же простят. Один раз – об дверь, два раза – об рельс. Овны отличаются ...
Госдепартамент США вслед за Министерством торговли ввел ограничения на продажу в Россию продукции военного и двойного назначения. Ограничения касаются поставок в РФ продукции на 1,5 млрд долларов в год (около 10% годового импорта России из США) - это в основном детонаторы, программное ...
Всех в #ЖЖ поздравляем с Новым Годом! Желаем счастья, здоровья, удачи, успехов! Пусть успехи удвоятся у тех, кто поставит лайк этому поздравлению, и удесятерятся у тех, кто сделает репост. ...