Современная российская догма (1/2)
cantanapoli — 12.04.2024Несколько постов назад я делал небольшой опрос о том что люди думают об идеологии современной россии. Не скажу что я узнал много нового, но впечатление у меня сложилось.
И впечатление это примерно такое — люди цепляются за уходящее (даже если оно было вполне ужасным), изменения до самого последнего момента воспринимаются как нечто временное, эфемерное.
Это относится далеко не только к жизни в авторитарном государстве, но к нему относится особенно близко. Идеология современного российского режима так серьезно поменялась за столь короткий срок — что люди оказались не готовы признаваться себе в том что происходит вроде бы вполне открыто и явно.
- Идеологию можно воспринимать чисто инструментально — как способ сплочения граждан, придания «своим» некоего общего свойства разной степени воображаемости. Это может быть национализм, изобретенный французами, расовая теория, использованная Гитлером, или наоборот — теория о борьбе классов, применявшаяся в СССР, ну и разнообразные религии как основа определения своих.
- Но при этом идеология не просто инструмент сплочения вокруг флага, продолжительное ее применение - трансформирует общество. Если роль идеологии невелика — то эти изменения происходят медленно, но в авторитарных и тоталитарных государствах такие сдвиги происходят стремительно. Так было в СССР, так было в Третьем Рейхе. Так происходит в современной россии.
- Идеология путинского режима очень серьезно менялась за прошедшие четверть века — стартовал он как, страшно сказать, либеральный монетаризм, противопоставляя это коммунистическому ресентименту.
- А дальше в течении многих лет режим старался, как мог, увеличивать базу своей поддержки. Оппоненты изгонялись, убивались, но чаще — покупались. Таким образом российский режим поглотил и присоединил к себе коммунистов, почвенников, некоторых либералов, даже лайтовых исламских радикалов. Конечно, что-то оставалось за бортом, но усилия предпринимались именно в этом направлении.
Здесь я прервусь, но продолжение следует...
|
</> |