Вернемся к идеологии
cantanapoli — 04.04.2024Говорить о государственной идеологии оказалось сложно — тема как будто создана для того чтоб выскальзывать из рук.
Даже в насквозь тоталитарных обществах вроде СССР или Третьего Рейха — идеология была далеко не всегда тщательно прописана прям в документах, скрепленных печатями.
Да, разумеется, и там и там серьезно работали над тем что «все по закону», но нет — идеология всегда была сильно больше того что могло быть записано в книжках со скучным цветом обложки.
Ну для примера — 70-ые годы в СССР характеризовались государственным антисемитизмом. Свидетели всего этого, с обеих сторон — вполне себе еще живы, могут рассказать о том как советские ВУЗы блюли процентную норму в отношении евреев. Но вот в законах того времени ничего подобного не будет, наоборот, если почитать тогдашнюю конституцию — так и быть такого не могло.
Но было.
Или вот Третий Рейх. Государственная идеология в прямом смысле писалась нацистскими бонзами там на коленке, а результат после обьявлялся вечным и верным. Для меня, помню, было открытием когда я узнал с какой легкостью Гитлер перекидывал народы из арийцев в унтерменши и назад. Просто потому что так требовалось для необходимого политического союза. Потом это очень точно отразил в своей книге Оруэлл.
Так что идеология больше тех рамок которые ей определяет официоз. Это то что государство определяет как разрешенное и правильное, плюс еще некоторое пространство для произвола.
Выходит что идеология государства может включать элементы непроговариваемые вслух, но она, тем не менее - всегда очевидна для массы населения. Она не может быть тайной, это общее знание.
|
</> |