«Никогда не разговаривайте с неизвестными»
cantanapoli — 30.03.2024Мне повезло — я смотрел свежую постановку «Мастера и Маргариты» вообще без всяких ожиданий. Я в сущности ничего не знаю о современном российском кинематографе и ничего хорошего от него не жду.
Частично это реакция на то качество, которым славны российские фильмы, частично — мое нынешнее ожидание появления на горизонте «отравленного пирожка» (писал об этом эффекте с год назад).
Я был совершенно готов к тому что фильм окажется пафосным говном (такое сплошь и рядом происходит когда режиссер работает с классикой и заранее мнит свой фильм шедевром) или наоборот — что фильм будет какой-то отдаленной и разбавленной фантазией на тему булгаковского романа.
А потом вдруг оказалось что я смотрю хороший фильм. Его жанр довольно сложно определить (как и жанр романа), но я бы сказал что это иллюстрация, но не к роману как таковому, а скорее к самой истории и эпохе его написания.
Далее у меня в тексте есть скромного размера спойлеры, так что если вы хотите соблюсти совершенную девственность — не читайте.
Что мне понравилось:
- Не было сюсюканья со зрителем. Фильм выстроен на ожидании того что этот самый зритель роман прочел, и что он хотя бы частично представляет историю написания книги, а также ее дальнейшую судьбу.
- Реалистичность повествования. Несмотря на наличие в фильме «той силы, что вечно хочет зла», он выстроен подчеркнуто реалистичным. Более того, сознательно исправлены те моменты романа, которые были нарочито фантазийными — например линия «Мастер сошел с ума из-за травли коллегами» заменена на гораздо более соответствующую реалиям эпохи «Мастера арестовали, допрашивали, возможно — пытали, а потом отправили на принудлечение в дурку»
- Мистика без мистики. Мне очень нравится этот художественный прием, я его встречал у Стивена Кинга в «Сиянии». Там все происходящее можно обьяснить как мистическим влиянием злого духа отеля Оверлук, так и гораздо более простым образом — медленно сходящий с ума отец главного героя, загоняющий себя в алкогольный психоз. Таким же образом можно пересказать и суть фильма, выбросив из него всю мистическую составляющую, оставив при этом основную канву истории без всяких изменений, просто имея в виду что это происходит в фантазии не очень здорового психически человека.
- Хорошо подобраны актеры. Тут уже конечно чистая вкусовщина, но на мой взгляд очевидных мискастов нет. Как ни странно сильнее всего мне понравились не основные действующие лица, а второстепенные персонажи. Как хорош оказался критик Латунский! А с бароном Майгелем повествование вообще вышло на совершенно новый уровень. Дело в том что актер, его играющий, не просто зиганутая тварь, а тварь со знаком качества — был доверенным лицом путина на этих «выборах». Тот случай когда искусство не повторяет, а предваряет жизнь.
- Инфернальная столица странысоветов и ее судьба в фильме.
Что не понравилось: пожалуй, мне бы хотелось чтоб фильм чуть зацепил бы чуть больше второстепенных линий.
Итого: смотреть, на мой взгляд, стоит. Фильм хорош тем что не спорит с первоисточником, но и не покоряется ему слепо и бездумно. Опять же, современная жизнь неожиданно (?) задала повествованию такой фон, который очень точно расставляет все точки над i.