Современная история Суэцкого канала
perebeia — 05.01.2024Сейчас, когда хуситы парализовали Суэцкий канал (или по крайне мере сильно снизили его нагрузку) давайте коротенько вспомним его современную историю, оставив за скобками что его пытались построить еще во времена фараонов и то, как в VIII веке халиф Мансур приказал уничтожить уже построенный канал, чтобы сосредоточить торговые пути на территории халифата.
17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства.
Строительство Суэцкого канала началось в 1858-м, когда французский дипломат Фердинанд де Лессепс, близкий к вице-королю Египта Мухаммеду Саид-паше, получил от него концессию на сооружение. Для строительства была учреждена «Всеобщая компания Суэцкого морского канала», в которой контрольный пакет принадлежал Франции, а миноритарный — Египту
Канал, сильно сокращавший путь из Европы в Азию, стал популярен с первых же дней и оказался очень успешным коммерчески.
Строительство Суэцкого канала шло более десяти лет. Рабочим, египтянам из бедных слоев населения, приходилось принудительно трудиться под палящим солнцем, в пустыне, не имея в достатке пресной воды. Много времени ушло на строительство только лишь пресноводного канала из Нила, который должен был снабжать рабочих водой. Канал строили по 60 тыс. египтян в месяц, многие из них гибли из-за невыносимых условий работы и эпидемий
Великобритания противилась строительству Суэцкого канала — она контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды и боялась конкуренции
Однако скоро деньги, выделенные на строительство Суэца, закончились. Исмаил-паша, сменивший Саид-пашу, продал свою долю Великобритании, и Египет утратил контроль над каналом, лишившись и будущей прибыли. «Всеобщая компания Суэцкого канала» стала англо-французской
В 1869 году канал был открыт для судоходства. Радостное событие в Египте праздновали неделю. Итальянский композитор Джузеппе Верди специально к открытию должен был написать оперу «Аида», но не успел ее закончить
В 1956 году канал был частично разрушен в ходе Суэцкого кризиса, который начался после того, как египетские власти решили национализировать Суэц. Великобритания, Франция и Израиль вместе вели войну против Египта (Операция «Кадеш»). Судоходство было остановлено почти на год, пока в конфликт не вмешалась ООН.
В результате совместных военных действий трех стран под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров и сектор Газа. Премьер-министр Израиля Бен-Гурион даже намекал на аннексию Синая.
Под давлением международного сообщества Великобритания и Франция вывели свои войска из Египта в декабре 1956 года, Израиль покинул египетские территории в марте 1957 года.
В 67-м, во время Шестидневной войны Израиль снова захватил Синай и вышел к Суэцкому каналу.
Суэцкий канал был открыт для использования только в 1975 году (в 73-м была Война Судного дня), после того как был разминирован силами США.
Согласно Константинопольской конвенции 1888 года, канал должен быть «всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага», несмотря на то, военное время или мирное. Египетское правительство в декларации от 24 апреля 1957 года заявило, что будет «соблюдать условия и дух конвенции», однако несколько раз отказывало кораблям разных стран в проходе по каналу.
Суэцкий канал — одна из основных статей дохода египетского бюджета. Страна зарабатывает на транзитных пошлинах
Длина Суэцкого канала составляет около 190 км, его ширина в самом глубоком месте — 200 м. Чтобы полностью пройти через канал, судну потребуется около 14 часов. Примерно 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через него.
Канал Алексея Железнова
|
</> |