
Совпадение?


Ровно 45 лет назад, 13 октября 1972 года, к северу от Москвы произошла крупнейшая в мире на тот момент авиационная катастрофа. Авиалайнер Ил-62 с бортовым номером СССР-86671 врезался в землю у озера Нерское. Все 174 человека, находившихся на его борту (164 пассажира и 10 членов экипажа) погибли. Тогда, как и сегодня 13-й день октября пришелся на пятницу.
Причины катастрофы так и остались невыясненными. И до сих пор никто не знает, почему экипаж, получивший по радио приказ диспетчера опуститься с 750 до 400 метров и подтвердивший получение этого приказа, после достижения 400-метровой отметки не прекратил снижение, а продолжал вести машину круто вниз со скоростью 20 метров в секунду до столкновения с землей. При этом на радиозапросы он больше не отвечал.
В акте комиссии по расследованию катастрофы указано, что, согласно записям бортового самописца, вплоть до удара об землю все самолетные системы работали исправно, в штатном режиме. Не работал только речевой самописец, записывающий переговоры экипажа, так как в нем задолго до катастрофы закончилась магнитная проволока. Поэтому можно только гадать, что происходило в кабине в последние 35-40 секунд полета, почему летчики не отвечали на радиовызовы и не пытались выровнять машину.
Изучение тщательно собранных обломков подтвердило показание самописца о том, что самолет был исправен. Все двигатели работали, никаких следов взрыва, пожара или разрушения элементов конструкции еще в воздухе не было обнаружено. Комиссии пришлось записать в акте, что летное происшествие явилось следствием "непредвиденных обстоятельств, лишивших экипаж возможности своевременного вывода самолета из снижения". Но, что это были за обстоятельства, установить не удалось. Таким образом, трагедия СССР-86671 пополнила длинный список неразгаданных тайн "пятого океана".
Кстати, в ту же самую роковую пятницу 13 октября 1972 года на противоположной стороне Земного шара произошла еще одна авиакатастрофа. Уругвайский лайнер "Фэрчайлд" FH-227D с игроками национальной сборной по регби и их родственниками разбился в Андах. Эта драматическая история, в которой выжившим пассажирам пришлось 72 дня дожидаться спасения в заснеженных горах, питаясь мясом своих погибших товарищей, широко известна, по ней даже был снят фильм.
Но там причины катастрофы выяснились сразу после обнаружения обломков и опроса уцелевших. Они сводились к ошибке диспетчера, давшего команду на снижение в условиях снежной бури и нулевой видимости, что привело к столкновению самолета со скалой. А при катастрофе Ил-62 погода была относительно нормальной, видимость - более 1500 метров, то есть, на высоте 750 метров пилоты вполне могли видеть землю и предотвратить опасное снижение. Но почему-то они этого не сделали...
На заставке - Ил-62, разбившийся у Нерского озера, а внизу - современный аэрофотоснимок этого озера, возле которого уже не видно никаких следов катастрофы.

|
</> |