"СОВОК" В КИНО
gunter_spb — 12.02.2012 Не столь давно у Зины-Корзины имело место весьма бурное обсуждение темы о фильмах, где СССР действительно совок. Совьет-нуара набрали количестве, от "Чучела" до в общем-то вполне невинного "Старшего сына" по пьесе Вампилова - впрочем, "Старший сын" снят вполне в стилистике 70-х годов: уродливые мужики, кошмарные бабы, жуткие дома, поганые детишки и среди них Одухотворенный Бунтарь С Гитарой. В Штатовских фильмах семидесятых - аналогов не перечесть.Я собственно к чему веду. В настоящий момент меня не интересует "духовная" (ну или бездуховная) составляющая кинематографа стиля а-ля совьет. Исключительно бытовая - то есть фильмы где материальная составляющая эпохи Высокого Застоя показана наиболее полно и ярко. И где СССР выглядит так, как выглядел.
Моментом вспомнился детективный сериал режиссера Татарского "Золотая мина" с Далем и Глузским от тихого и благополучного 1977 года - прямо таки пособие по исторической реконструкции позднего "совка", как его представляет нынешняя, извините, интеллигенция. Есть всё - от пустеньких ресторанных песенок про любовь и воздушные шарики, до сцен в универмагах (- Зайдите в конце месяца, может тогда завезут!) и больницах с этими ужасными пружинными кроватями (на которых было так круто прыгать в пионерском лагере). Костюмы, Жигули-копейка, тогдашние мажоры, весь социальный спектр - от милиции до врачей и инженеров. А уж типажи какие!
Да сами вспомните:
Цитирую рецензию от bezumnypiero
"...Один-единственный раз показав портрет Ленина, весь остальной фильм Татарский заполняет видами центровых ленинградских ресторанов на пришвартованных к набережной парусных судах и расслабленной суетой летних улиц в исторических районах города (в полудокументальной манере, есть сцены снятые с невольными статистами). Заканчивается же фильм панорамами Ялты сезона отпусков и захватом преступника в шикарном кафе с кофеварочным аппаратом (итальянским!) и рядами бутылок шампанского.
Конечно, съемка на натуре предполагает, что в фильм проникнут то обшарпанные дворы, то протертый линолеум в больнице. Но схваченный, прессующей ненужные детали длиннофокусной оптикой Ленинград весь вполне мог пойти в фотоальбом о спокойной и беспечной жизни горожан.
Сотрудники милиции и преступники словно модели на подиуме демонстрируют джинсы, расстегнутые на груди рубашки, элегантные платья, банлоны, дорогие украшения и замшевые пиджаки. Камера пристально вглядывается в шикарную дачу, блоки сигарет ("25 рублей за блок Винстона"!) и импортные бутылки на подоконнике. Все это сопровождается лаунжевой музыкой, ресторанными виа с подтанцовкой, неумело копирующими западную эстраду. Пролетариат из фильма почти изгнан, его главные герои это архитектор с красавицей женой (словно в фильме Линча кто-то следит за их дачей), заведующие отделами в универмаге, хирург клиники пластической хирургии (вполне гиллиамовской кстати), девушки сомнительного поведения, официанты, даже главный бандит обозначен как фотограф.
Давайте-ка напряжем извилины и вспомним аналогичные фильмы той эпохи - энциклопедии советского быта.
PS: да, и кстати. Никто не в курсе, куда подевался актер Евгений Киндинов - эдакий секс-символ 70-х годов, мелькавший в каждой более-менее попсовой ленте? Потом вдруг исчез с экранов напрочь. Вспоминаю его ну максимум в "Колье Шарлотты" от 1984 года и вроде всё, как в воду канул.
|
</> |