рейтинг блогов

Советский теплоход на подводных крыльях «Метеор»

топ 100 блогов masterok02.07.2021 Советский теплоход на подводных крыльях «Метеор»

Буквально на днях катался на таком теплоходе из Казани в Булгары. Старенькая машинка, но круто летит. Вспомним его историю.

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК «Метеор», о котором сегодня и пойдет речь.


СПК пользовались большой популярность. |Фото: urban3p.ru.


Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось «Ракета-1». На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань.


Хорошее судно. |Фото: alternathistory.com.


Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как «Комета», «Беларусь» и наш сегодняшний герой – «Метеор». С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали «Восход», «Колхида», «Полесье», «Циклон», «Ласточка». Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.


Выпускался несколько десятилетий. |Фото: fleetphoto.ru.


Собственно «Метеор» является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск «Метеоров» наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались «Метеоры» с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.


Ходят до сих пор. |Фото: alternathistory.com.


Водоизмещение «Метеора» составило 53.4 тонны. Длина борта – 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев – 9.5 метров. Высота «Метеора» во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода – 1.2 метра, во время стоянки – 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.


Больше не производят. ¦Фото: fleetphoto.ru.


В зависимости от модели «Метеор» мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спасибо всем, кто желал мне удачи и сопереживал в комментариях к предыдущему посту. Четыре спектакля сыграны, сегодня вечером ещё один, я жива. Правда, не совсем здорова. Ещё когда возвращалась с мессы в церкви в четверг, поняла, что заболеваю. И ведь ни насморка особо нет, ни кашля, ни ...
"...Я решительно не могу расстаться с родиной и пре­рвать здешнюю работу, которую считаю очень важной, способной не только хорошо послужить репутации рус­ской науки, но и толкнуть вперед человеческую мысль вообще, — Но мне тяжело, по временам очень тяжело жить здесь — и это есть ...
Человек, явившийся на занятие по фотосъёмке свадеб, и заплативший за это деньги, явно рассчитывает получить какие-то знания. И организаторы ему эти знания обещают. Но что там происходит на самом деле? Становится ли посетитель более грамотным фотографом? В подавляющем большинстве случаев ...
В израильских государственных школах вводятся уроки религии.Называется это все "традиции и культура  Израиля".6 - 8 классы.Сидур (порядок молитвы) и недельная глава ...
Всем привет! Меня зовут Настя, и это счастливый, седьмой по счету день в сообществе. Остальные можно посмотреть по ссылке . Как и прежде, я и Паша, который уже давно является моим мужем, путешествуем по Азии – в конце мая был год, как покинули Россию. В Корее в настоящий момент мы ...