«Советский народ»: был, да весь вышел.
clio_historia — 14.04.2021Революция
В 1917 году Россию обнулили. Совсем.
Забили, освежевали, обезжирили и прокрутили через мясорубку. Из полученного фарша слепили новую страну, ничем старую не напоминавшую.
Эпоха поступательного роста после Гражданской войны.
Престарелая Европа, сверкая золочёным пенсне, с опаской, но признала нового, молодого и дерзкого соседа. Дольше всех держался дядюшка Сэм, но и он в 33-м сдался. Стало ясно что новая власть надолго, а терять такой рынок было бы глупо. Советский Союз строился, восстанавливался, наращивал мускулы.
В СССР весна. Будущее светло, настоящее молодо и белозубо. Прошлое истлело.
Так зародилась коллективная гордость советского человека: гордость строителя, снесшего самый большой в мире источенный термитами дом и заложившего фундамент нового прекрасного дворца всеобщей социальной справедливости. Пусть это наивно, но стремление к невозможному даёт удивительные результаты.
Интеллектуальная иммиграция
Большинство из них сочувствовало идеям социализма. Они потому и ехали, что хотели не только изнутри посмотреть, как выглядит первое в мире социалистическое государство, но и принять участие в его строительстве. Это они с восхищением смотрели на советский народ, сломавший старую систему и построивший новую, а не наоборот.
"Верь, товарищ, и на твоей Родине когда-нибудь пролетарий сбросит со своей шеи зажравшегося буржуя!"
Самоизоляция
Советский Союз взрослел.
Чувства успокаивались, вера слабела. Пылающий мартен притух до газовой конфорки. Параллельно росла тревожность. Период чисток конца 30-х снизил привлекательность СССР в глазах иностранцев. Государство победившего социализма начала замыкаться в себе.
Постоянный прессинг рабочих партийных ячеек, доносительство и общая атмосфера подозрительности привели к тому, что советские люди практически перестали пересекать границу своей страны. "Дубликат бесценного груза" теперь редко покидал советские широкие штанины в присутствии иностранных пограничников.
Советский Союз развивал свою промышленность и не горел желанием делать прибыль иностранным капиталистам. Политика государственного протекционизма давала свои плоды, но, в то же время, сильно ограничивала потребительский выбор.
Если думаете, что это ерунда, откажитесь прямо сейчас от всех товаров иностранного производства и расскажите о своих впечатлениях. Бумажным письмом, по другому вы до нас свою мысль уже не донесете. А сейчас в России производится гораздо более разнообразный ассортимент товаров, чем в СССР.
А что вы думаете?
Советские девушки тоже мечтали о нейлоновых/капроновых чулках, танцевали под "Рио-Риту", затаив дыхание смотрели сцены иностранной жизни в "Серенаде солнечной долины". Если из элементарных вещей делать запретный плод, он будет казаться невероятно сладким и привлекательным.
Трофеи Второй мировой
На самой Второй мировой останавливаться не будем, глобальный катаклизм не время для развития потребительского рынка. Он взмоет вверх уже после войны на разработанных для военных целей технологиях. После разгрома Германии в СССР поехали советские люди, груженные трофеями.
"У тёти Зины кофточка
С разводами да змеями —
То у Попова Вовчика
Отец пришёл с трофеями.
Трофейная Япония,
Трофейная Германия…
Пришла страна Лимония,
Сплошная Чемодания!"
В. Высоцкий "Баллада о детстве"
Помню рассказы бабушки про жен советских офицеров, не искушенных в тонкостях женского нижнего белья и принявших пеньюар за верхнюю одежду. И это совсем не смешно.
Шестидесятники
Можно и не быть поэтом
Но нельзя терпеть, пойми,
Как кричит полоска света,
Прищемленная дверьми!
А. Вознесенский
После смерти Сталина Хрущев наносит мощный удар по идеологии Советского Союза.
Единая идеологическая парадигма трескается. Начинаются сомнения, движения в сторону. Для свободного общества переосмысление предыдущих исторических периодов неопасно. Для закрытого, находящегося в самоизоляции - прямой путь к распаду. Развенчание культа личности Сталина, переписывание и уничтожение исторических документов периода его правления и осторожные попытки понять границы расширившейся свободы.
Советский народ отрастил бороду, взял гитару и поехал в геологическую экспедицию.
Время веселья и романтики. Период жизни "сегодня", когда "качнувшийся купол неба" дороже всяких шмоток, а дружба "дороже страсти и больше, чем любовь". В этот период произошел последний рывок в развитии Советского Союза, короткий период второй молодости, когда седина в бороду и бес в ребро.
В 1964 году Хрущева сместил Брежнев.
Воспитание комплекса неполноценности у советского народа
Начался период "не сделать хуже".
Страна, на пике своего могущества, позёвывая, утаптывает лавры. Управленческий аппарат стремительно дряхлеет. Советские силовики совместно с партийными деятелями на местах постепенно закручивают краники, запирают шпингалеты и припирают дверь шваброй.
"Гаити, Гаити... Не были мы ни в какой Гаите, нас и тут неплохо кормят!"
За границу ездят советские дипломаты, иногда спортсмены и балетные танцоры. Простой советский человек жадно впитывает картины иностранной жизни из "Международного обозрения" и кинокартин Таллинфильма. Импортные вещи превращаются в главный показатель статуса и престижа, вне зависимости от их качества. Магазины "Берёзка" и "Коралл" Внешторгмортранса - в недоступный простому обывателю кусок заграничной красивой жизни.
"Надоело смотреть на мир глазами Сенкевича" - популярный в то время афоризм Жванецкого.
Современный советский человек готов отдать месячную зарплату за австрийские сапоги или американские джинсы, потому что другие советские люди хорошо знают, сколько они стоят. Никогда зависть в глазах не стоила так дорого в рублях и так дёшево в долларах. Люди, живущие в обществе, способном производить такую одежду, такую мебель, такие автомобили, в глазах жителя СССР превращались если не в полубогов, то в каких-то инопланетян, несоизмеримо далеко ушедших вперед в развитии.
Комплекс неполноценности советского народа перед капиталистическим обществом успешно выращен и зафиксирован. Позже он приведет страну к полному распаду.
Конец гордости советского человека
Советский Союз в этот период - дряхлый дед с зачесанной лысиной в сандалиях на босу ногу.
Экономит движения и ничего в этой жизни не хочет. Он не понимает нужды своих детей и внуков. Раз ему это все не нужно, значит и родные обойдутся без излишеств. А народ не такой. Он больше не верит, что будет жить при коммунизме. Он хочет жить сейчас. Носить красивую одежду, слушать современную музыку, ездить по миру. Он хочет всё это сейчас, пока молод, пока не достиг возраста постепенно мумифицирующегося Политбюро.
И никакой гордости советского человека уже и в помине нет. Зависть есть. Обида есть. Недооцененность есть. Гордости нет.
К началу перестройки Советский Союз воспринимался гражданами СССР как затхлый актовый зал с пыльным кумачом и вспученной полировкой, безнадежно устарелый и душный, в котором уже не было сил находиться. Хотелось наружу, на свежий воздух, к солнцу и другим людям. Тем самым, далеко ушедшим вперед инопланетянам.
Зал взорвали. Инопланетяне оказались себе на уме. В дружную семью народов нас не приняли. Да, теперь у нас есть иностранные тряпки, мы ездим на хороших автомобилях, летаем за границу. Сбылось все то, о чем мечтали наши родители. Но все равно чего-то не хватает.
Может, вы знаете, чего?
ссылка
|
</> |