Советский интернет
lexpartizan — 15.04.2017 Оригинал взят у gatoazul в Советский интернетВ качестве иллюстрации давайте представим, как мог бы выглядеть советский Интернет. Речь идет, разумеется, о тенденциях, о внутренней логике общества, поэтому не будем рассматривать факторы случайные и факторы, связанные с подражанием Западу. Предположим, что СССР вполне оправился в конце 80-х и вернулся на собственный путь развития. Или предположим, что вся технология развилась на 40 лет раньше - это не важно. Главное, что есть СССР и есть технология всемирной сети.
На всякий случай напомню, как шло развитие Интернета в США. До 1969 года существовали различные локальные сети, которые держали в основном университеты. Затем эти сети были объединены вместе специальным протоколом (Интернет = междусетие). Использовалась в основном для связи с большими университетскими машинами с терминалов и для обмена электронной почтой.
Разработка Интернета финансировалась американским государством, конкретно - исследовательским фондом министерства обороны. Специально об этом упоминаю, потому что не раз видел, как честь изобретения приписывают частному капиталу. Капитал не видел здесь ни малейшего профита, а вкладывать деньги во что-то, что окупится только через 30 лет, ни один капиталист не будет.
А именно через 30 лет опять же ученые, а не предприниматели, изобрели Всемирную паутину - то есть язык представления информации и браузер, который эту информацию показывает.
И вот только после этого, после массового распространения персональных компьютеров, бизнес увидел тут какие-то перспективы и стал двигать WWW в свою сторону - свистелок и мигалок, развитие которых и составило, собственно, процесс следующих двадцати лет.
Советский интернет развивался бы с самого начала по-другому - централизованно. Постановление ЦК КПСС о необходимости всемерного развития широкополосных сетей. Массовая прокладка магистральных кабелей через всю страну и централизованная разработка единого низкоуровневого протокола обмена данными.
Дальше к магистральным сетям начали бы подключать все, что требует передачи большого объема данных и дорого обходится: телевидение до передающих городских станций (экономия на строительстве вышек), газеты (передача готовых набранных полос центральных газет, в реальности это делали фототелеграфом), кино (электронные проекторы, и можно избавиться от развозки тяжеленных кофров с горючими пленками, а заодно и от тиражирования копий), телефония (передача разговоров), телеграф. Короче, единая среда передачи поглотила бы частные, обеспечив большую экономию.
Для шифрованной информации, скорее всего, создавали бы отдельные сети, никак не связанные с Интернетом.
Затем к Интернету начали бы подключать предприятия - сначала большие, затем поменьше. Цель - передача приказов и получение статистической отчетности. Со временем частота отчетов увеличилась бы - и они стали бы, скорее всего, понедельными. Впрочем, тут ограничение было бы скорее в возможностях их обработки, но эту стороны мы не рассматриваем.
И лишь затем, очень вяло и постепенно, Интернет дошел бы до конечных пользователей. Опять же сверху. Например, путем массового превращения книжных магазинов в пункты печати книг по запросу (printing on demand). И массовой централизованной установки в общественных местах мини-терминалов для получения информации: расписаний поездов, прогнозов погоды и т.п. (похожий проект был во Франции). Из-за огромных объемов работы версии протоколов и ПО менялись бы очень редко, что вызывало бы постоянное бухтение об отставании от Запада (и опять-таки так было во Франции с проектом Минител).
И лишь через много-много лет при массовом распространении личных компьютеров Интернет стали бы дотягивать до квартир - причем делали это мало и плохо. Доступ в Сеть на первых порах был бы символом статуса. Затем, после массовой интернетизации, государство занялось бы оцифровкой и распространением огромных объемов информации - картин, исторических материалов, а также сделало бы постоянную обновляемую БСЭ со всегда достоверной информацией, в соответствии с последней линией партии. Вражеские голоса постоянно сравнивали бы эту БСЭ с Оруэллом и обвиняли в переписывании истории. В конце концов домашний компьютер подмял бы под себя ТВ, радио и кино. Не сомневаюсь, что журналисты писали бы о том, что это ведет к разрушению коллективов и росту индивидуальности.
Кстати, легко решалась бы проблема авторских прав. Стоимость создания книг просто включалась бы в цену компьютера (как это было с телевизорами), а гонорары авторам платились по числу скачиваний (в реальности, например, в каждом ресторане вели учет числа исполненных песен).
Все, что находится в Интернете, считалось бы истинной правдой - а не как сейчас, что-то среднее между "надо проверить" и "написано на заборе".
И лишь потом-потом, в Сеть стали бы допускаться пользователи с правом записи. Это были бы какие-то форумы профессиональной направленности, где специалисты (с указанием всех регалий) обменивались бы опытом работы. Плюс канал общения с писателями, центральными органами и т.п. Потом, возможно, размещение сочинений начинающих авторов.
Все, естественно, тщательно модерируемое, с полной проверкой любой информации на достоверность, все под своими настоящими именами и с официальным доступом.
А еще советский Интернет считался бы публичным местом, с соответствующими требованиями к уровню грамотности, лексике и стилю написания. И общественным порицанием за нарушение социальных норм.
Ну как, нравится или нет? На деле у вас никто и не спрашивает. Вы не в супермаркете, где можете выбирать себе реальность по вкусу. Точно так же, как у вас никто не спрашивает, нравится ли вам современный Интернет. Вы просто к нему привыкли и ничего другого представить себе не можете.
А вот я могу.
Мы не обречены жить в вечном настоящем. Мы делаем настоящее сами - хотя в результате всегда получается не то, что хотели. Но это не повод ничего не менять и вечно лежать на диване с острыми пружинами, стараясь не шевелиться.
Вот это и есть мораль, ради которой написан этот пост.
|
</> |