Советский художник, мастер живописи социалистического реализма В.П. Ефанов

топ 100 блогов volynko23.11.2025
 Василий Прокофьевич Ефанов, советский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу социалистического реализма.
Василий Прокофьевич Ефанов, советский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу социалистического реализма.

Знаменит парадными портретами и монументальными полотнами. Автор парадных, театрализованных тематических композиций, «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки.

Встреча артистов театра им. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Николая Жуковского 1938г. Холст, масло. 297,5 x 375,5
Встреча артистов театра им. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Николая Жуковского 1938г. Холст, масло. 297,5 x 375,5

Картина «Встреча артистов театра им. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Николая Жуковского» написана для выставки «ХХ лет РККА и ВМФ»; экспонировалась на Всемирной выставке 1939 года (Нью-Йорк). 

Обращение к групповому портрету театральных деятелей не случайно в творчестве Ефанова — длительное время художник был увлечен театром, сам был актером, женой его стала актриса театра имени Константина Станиславского. И хотя в середине 1930-х годов Ефанов отошел от сцены, театр оставался ему по прежнему дорог.

Им была написана картина «Незабываемая встреча».

Василий Ефанов.
Василий Ефанов. "Незабываемая встреча". 1937-1938г.г.
фрагмент картины Василий Ефанов.
фрагмент картины Василий Ефанов. "Незабываемая встреча". 1937-1938г.г.

У этой картины «Незабываемая встреча» пятикратного лауреата Сталинской премии московского художника Василия Прокофьевича Ефанова (1900-1978) были другие, более пространные названия: «Незабываемое. Встреча жён инженерно-технических работников с членами партии и правительства». Есть и другой вариант: «Встреча И. В. Сталина и членов правительства с жёнами руководителей Наркомата тяжёлой промышленности». 

 Среди произведений тех художников социалистического реализма 1930-х – начала 1950-х, которые добывали свой хлеб тем, что изображали Сталина и его окружение в разных видах, было, условно говоря, два типа картин.

 Первый – «интимный», когда вождь изображался в задумчивом одиночестве или с одним-другим соратником (реже в окружении семьи). Второй тип живописных полотен того времени называют «аплодисментным». 

Это изображение массового экстаза, социального оргазма, который охватывал людей, окружавших или лицезревших вождя. Ефанов, как и А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон, одинаково успешно работал в обоих жанрах.

 Ему принадлежат две вполне «интимные» картины: «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и В. М. Молотов у постели больного А. М. Горького» (1940-1944),

Василий Ефанов. «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и В. М. Молотов у постели больного А. М. Горького» (1940-1944)
Василий Ефанов. «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и В. М. Молотов у постели больного А. М. Горького» (1940-1944)

 Картина «В. М. Молотов на фоне Кремлёвской стены» (1948).

Василий Ефанов. «В. М. Молотов на фоне Кремлёвской стены» (1948).
Василий Ефанов. «В. М. Молотов на фоне Кремлёвской стены» (1948).

Но всё-таки вершиной его творчества стали две «аплодисментные» картины, выдвинувшие его далеко вперёд в когорте художественной обслуги Кремля 1930-1940 годов.

Василий Ефанов Знатные люди Страны Советов» 1939г.
Василий Ефанов Знатные люди Страны Советов» 1939г.

Картина-панно «Знатные люди Страны Советов» была написана в 1939 году Ефановым и его бригадой (в неё входили такие мастера, как А. А. Пластов, Г. Г. Нисский, Д. А. Шмаринов и многие другие) для советского павильона на международной выставке в Нью-Йорке.

 На гигантском полотне (11 х 17 или 9 х 16 м, точно никто не знает – картина погибла в войну) была изображена толпа из 60 нарядно одетых, огромного роста советских героев: полярников, стахановцев, доярок, трактористов, среди которых виднелись В. И. Немирович-Данченко, акын Джамбул и «красный граф» А. Н. Толстой. Толпа знаменитостей, находившихся явно в приподнятом настроении, будто спускается со сцены, чтобы пройти к нам между двух стоящих по краям чёрных истуканов – скульптур Ленина и Сталина.

 Василий Ефанов написал целый ряд одиночных парадных портретов.

Ялтинская конференция, 1946г.
Ялтинская конференция, 1946г.

Работал как педагог в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948-1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959).

Девушка индианка, 1952г.
Девушка индианка, 1952г.
Портрет А.М. Горького 1953г.
Портрет А.М. Горького 1953г.
Народная артистка СССР Г.М. Вишневская 1963г.
Народная артистка СССР Г.М. Вишневская 1963г.

Скончался Василий Прокофьевич Ефанов 3 марта 1978 года в Москве.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот почему, почему? Почему при первом беглом взгляде на эту фотографию ты отчетливо понимаешь, что она сделана в России? Что в ней такого есть? Мамоны? Сланцы? Вагонка? Полно толстых немцев, в таких тапочках повсеместно ходят в Азии, а вагонку такую деревянную обшивку можно часто встре ...
картофель отвариваем в кожуре, остужаем, чистим, режем лук режем, обдаем кипятком смешиваем картофель, лук, соль, мелкий черный перец (много) две ложки пахучего масла (я использую русское подсолнечное, или аргановое, в швеции очень небольшой выбор ...
Есть такое устоявшееся выражение - "чего уж греха таить". Грамматически несколько неправильное. Правильно было бы "чего уж грех таить". Винительный падеж, форма "кого?что?" Грех - это "что". Неграмотные были у нас предки. Однако есть закавыка. Неправильное оно только в том случае, если м ...
Полицейская машина на проходной завода "Хёндэ" в Ульсане Трое исследователей скончались 19 ноября во время тестирования автомобиля на заводе компании “Хёндэ мотор” в Ульсане, ...
Отсюда: Кто владеет рунетом. ...