Советский художник, мастер живописи социалистического реализма В.П. Ефанов
volynko — 23.11.2025
Знаменит парадными портретами и монументальными полотнами. Автор парадных, театрализованных тематических композиций, «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки.
Картина «Встреча артистов театра им. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Николая Жуковского» написана для выставки «ХХ лет РККА и ВМФ»; экспонировалась на Всемирной выставке 1939 года (Нью-Йорк).
Обращение к групповому портрету театральных деятелей не случайно в творчестве Ефанова — длительное время художник был увлечен театром, сам был актером, женой его стала актриса театра имени Константина Станиславского. И хотя в середине 1930-х годов Ефанов отошел от сцены, театр оставался ему по прежнему дорог.
Им была написана картина «Незабываемая встреча».
У этой картины «Незабываемая встреча» пятикратного лауреата Сталинской премии московского художника Василия Прокофьевича Ефанова (1900-1978) были другие, более пространные названия: «Незабываемое. Встреча жён инженерно-технических работников с членами партии и правительства». Есть и другой вариант: «Встреча И. В. Сталина и членов правительства с жёнами руководителей Наркомата тяжёлой промышленности».
Среди произведений тех художников социалистического реализма 1930-х – начала 1950-х, которые добывали свой хлеб тем, что изображали Сталина и его окружение в разных видах, было, условно говоря, два типа картин.
Первый – «интимный», когда вождь изображался в задумчивом одиночестве или с одним-другим соратником (реже в окружении семьи). Второй тип живописных полотен того времени называют «аплодисментным».
Это изображение массового экстаза, социального оргазма, который охватывал людей, окружавших или лицезревших вождя. Ефанов, как и А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон, одинаково успешно работал в обоих жанрах.
Ему принадлежат две вполне «интимные» картины: «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и В. М. Молотов у постели больного А. М. Горького» (1940-1944),
Картина «В. М. Молотов на фоне Кремлёвской стены» (1948).
Но всё-таки вершиной его творчества стали две «аплодисментные» картины, выдвинувшие его далеко вперёд в когорте художественной обслуги Кремля 1930-1940 годов.
Картина-панно «Знатные люди Страны Советов» была написана в 1939 году Ефановым и его бригадой (в неё входили такие мастера, как А. А. Пластов, Г. Г. Нисский, Д. А. Шмаринов и многие другие) для советского павильона на международной выставке в Нью-Йорке.
На гигантском полотне (11 х 17 или 9 х 16 м, точно никто не знает – картина погибла в войну) была изображена толпа из 60 нарядно одетых, огромного роста советских героев: полярников, стахановцев, доярок, трактористов, среди которых виднелись В. И. Немирович-Данченко, акын Джамбул и «красный граф» А. Н. Толстой. Толпа знаменитостей, находившихся явно в приподнятом настроении, будто спускается со сцены, чтобы пройти к нам между двух стоящих по краям чёрных истуканов – скульптур Ленина и Сталина.
Василий Ефанов написал целый ряд одиночных парадных портретов.
Работал как педагог в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948-1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959).
Скончался Василий Прокофьевич Ефанов 3 марта 1978 года в Москве.
Как согласовать перепланировку помещений в 2025: понятным языком
Блогеры без диплома
«Печаль моя светла»
растёт
Непрошенные гости
Китиша о том - за что Валентин Казанджи меня ненавидит.
Почему хотят российских учителей «переквалифицировать» в наставников
10 блюд, которые я бы никогда не заказала на первом свидании
Остатки сладки

