Советы фотографу портретисту
photocasa — 08.01.2023Здравствуйте, читатели журнала PhotoCASA!
Меня зовут Георгий Чернядьев. По образованию я юрист. Фотография
для меня — это любимое хобби, которое приносит небольшой доход и
массу приятных переживаний. Специализируюсь я на таком жанре, как
портрет.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
А началось все с конца 2010 года, когда я приобрел свою первую
камеру, и это был Samммsung GX-10 с китовым объективом и сломанным
регулятором
диафрагмы, но это я понял не сразу. Снимал я редко и плохо, а
обрабатывать совсем не умел. Но логотип у меня уже был. На тот
момент я жил в Хабаровске.
В 2011 году я переехал в Москву и в этом же году купил Pentax K-5. Китовый объектив я заменил на
прекрасный мануальный Samyang 85 mm f/ 1.4, позднее приобрел еще
Tamron 70–200 mm f/ 2.8. Эти объективы выдавали прекрасную
картинку, но так как я снимал 6–8 раз в год, прогресса
практически не наблюдалось.
В 2013 году я немного подрос, но все же это были любительские фотографии, которые не только не могли составить конкуренцию профессиональным снимкам, но и просто заставить зрителя обратить на меня внимание.
В 2014 году все сложилось так, что я смог максимально посвятить
себя фотографии. Я начал снимать по несколько раз в месяц,
естественно на ТФП-условиях — это обязательное условие в развитии и
становлении фотографа. Я просматривал большое количество видео по
ретуши и тонированию
фотографий. Испробовал разные методики. Начал выставлять свои
работы на различных сайтах, одним из которых был крупнейший
фотосайт 500px.com Здесь менее чем за один год я попал в рейтинг 15
лучших фотографов.
А теперь я готов поделиться некоторыми секретами успешного кадра.
ФОТОАППАРАТ
«Чем круче фотоаппарат, тем круче фотографии» — думают многие.
Это заблуждение, подтверждением которому является Инстаграм.
Полнокадровый, а уж тем более среднеформатный фотоаппарат может
раскрыться только в руках профессионала. Я снимаю на Nikon D610 и
абсолютно доволен, но
при возможности прикуплю Nikon D750. К достоинствам этой техники я
отношу цветопередачу и динамический диапазон.
ОПТИКА
К данному пункту нужно отнестись серьезно, серьезней, чем к
выбору тушки, так как за красоту и качество картинки отвечает
именно оптика. От нее зависит угол покрытия кадра, боке, резкость,
правильность передачи пропорций предмета съемки, цветов. Мой
любимый объектив — Sigma 35 mm f/
1.4 Art. 95% своих работ я снял на этот замечательный объектив. Его
достоинство — в его универсальности.
МОДЕЛЬ
Если убрать технические аспекты съемки, то модель — это самая
важная составляющая успешного кадра. Я разделяю моделей на две
категории:
1. Fashion-модели. Их большинство, не побоюсь назвать эту цифру,
более 90%. На мой взгляд, они слишком скучны и неинтересны для
хорошего портрета.
2. Модели эмоционального портрета. Их очень мало и их трудно найти.
У них интересная внешность, часто нестандартная, их хочется
разглядывать, они обладают проницательным взглядом и богатыми
эмоциями. Многие из них и не подозревают, что обладают такой
внешностью. Им, как правило, даже не нужно позировать — просто жить
в кадре.
МЕСТО СЪЕМКИ
Атмосфера снимка во многом зависит от мира, в который вы поместили модель. Выбирайте место тщательно и лучше посетите его накануне, если еще не были там. Это поможет более экономно и плодотворно использовать время, отведенное на съемку. Учитесь видеть красоту вокруг вас в геометрических формах, в направляющих, в природе. Это поможет правильно выстроить кадр. Используйте окружающие вас объекты и ландшафт по максимуму.
ВЫБОР ОБРАЗА ДЛЯ МОДЕЛИ
По своему опыту скажу, что лучше всего для съемок подходит винтажная одежда. Она создает какую-то невидимую атмосферу в кадре. Важно обсудить все детали образа до съемки. Для этого подходят социальные сети, где можно в режиме онлайн обмениваться фотографиями. Кольца, цепи, серьги — все, что не относится к образу, должно быть снято. В противном случае, это дополнительная ретушь. Чем круче будет подобран образ тем атмосфернее будет ваша серия снимков. Не забывайте про аксессуары: шляпы, платки, зонтики и другие мелочи, которые делают образ более цельным и ярким.
ОСВЕЩЕНИЕ
В своих съемках я не использую дополнительного освещения за
исключением работы в студии, когда нет естественного света.
Естественный свет дает сразу понять, какая картинка получится на
выходе. Свет — это то, чему должна быть благодарна фотография (в
переводе — светопись). Научившись
его видеть в совершенстве, вы сможете создавать шедевры фотографии,
опустив все остальные пункты, перечисленные выше. Учитесь видеть
свет и тень, образованные объектами, на которые он падает. Нет
сложного освещения, нужно только обуздать свет. Используйте все,
что отсекает лишний
свет и дает направленный поток: это могут быть арки, окна, пролеты
между зданиями, крытые стоянки, ветки и кроны деревьев. Атмосфера и
настроение кадра во многом зависит от правильного света.
СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС
Съемка для меня является импровизацией, «свободным падением»
вместе с моделью. Модель для меня — Муза, которая вдохновляет до
съемки и во время нее. Я не продумываю кадры, все получается, само
собой. Мы гуляем, разговариваем, осматриваем местность. Как только
я вижу что-то интересное
или красивое, я пытаюсь поместить туда модель, чтобы она дополнила
кадр своим присутствием и вдохнула в него жизнь.
Здесь очень важны знания композиции, сочетания цветов и понимание
освещения. Также важна импровизация: всегда снимайте то, что не
умеете, только так возможен рост и расширение горизонтов. Пробуйте
разные ракурсы, разное освещение, иногда просто важно подурачиться
вместе с моделью
и снять что-то шутливое. Важно никогда не останавливаться на
достигнутом. Не отменяйте съемки из-за плохой погоды, так как
дождь, сильный ветер или снег смогут стать той самой изюминкой,
которая необходима кадру. Да, и снимайте обязательно в RAW-формате.
Он сохраняет больше информации в тенях и светлых участках, больше
информации о цвете, чем JPG.
ОБРАБОТКА В ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРАХ
Для обработки исходного RAW-файла я использую два графических
редактора от Adobe: Lightroom и Photoshop.
Обработка фотографий — это такой же творческий процесс, как и
съемка. Если съемка направлена на добычу алмаза, то обработка
подразумевает огранку до бриллианта.
Lightroom я использую для каталогизации своих съемок, а также для
общей доработки исходного изображения: правки баланса белого,
экспозиции, выравнивания светлых и темных участков, а также для
тонировки, если она необходима. После идет обработка в Photoshop:
частотное разложение (чистка и выравнивание кожи), Dodge and Burn
(прорисовка объема), также я использую серию плагинов для фотошоп
Nik Collection (поднятие контраста и резкости). Помимо всего
прочего в Photoshop я избавляюсь от паразитных оттенков, работаю с
цветом и делаю тонировку, накладываю текстуры на изображение. В
целом обработка одного изображения занимает от 30 минут до 1
часа.
Обработку фотографий стоит постоянно улучшать, не зацикливаться на
одной тонировке, следить за тенденциями и модными техниками ретуши.
Если приложить немного усилий, то все необходимые материалы можно
найти в Интернете. Особое внимание уделите сочетанию цветов, их
гармонии в изображении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде всего, хочу сказать вам спасибо, что вы дочитали статью
до конца.
Если вы начинающий фотограф и хотите развиваться, то я вам
рекомендую узнать о проекте «365 дней». За один год, если вы будете
неукоснительно следовать правилам данного проекта, вы достигнете
максимальных результатов в плане развития в себе фотографа и
ретушера. Как пример, обратите внимание на такого фотографа, как
Стас Новиков и его альбом «365 дней меня».
Если вы уже матерый фотограф, то вам мои советы не нужны! Но все
же, постарайтесь не останавливаться на достигнутом и развивать себя
в обработке, расширять жанры съемки, использовать новые фокусные
расстояния, ракурсы.
С уважением, ваш Гера!
Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Георгий Чернядьев
|
</> |