«Совершили плохую сделку»
blogrev — 18.12.2023Самое примечательное описание того, в каком положении оказались Германия и её жители спустя год после назначения Адольфа Гитлера канцлером, составил 7 февраля 1934 года британский посол в Берлине сэр Эрик Фиппс.
В числе прочего он описал тех, без чьего участия президент Пауль фон Гинденбург никогда бы не назначил Адольфа Гитлера канцлером: «Оппозиция землевладельцев и аристократии возникла сравнительно недавно. Утратив свое влияние на решение местных дел и будучи вынужденными согласовывать с местными руководителями партии вопрос об увольнении своих служащих, землевладельцы в течение осени начали осознавать, что националисты совершили плохую сделку, оказав помощь Гитлеру в завоевании власти.
Чувствуя, что нельзя терять времени, приверженцы Гогенцоллернов начали проявлять активность в течение января месяца и, под видом сборищ для празднования 75-летия бывшего канцлера, они в Берлине и Мюнхене неразумно произносили реакционные речи. И лишь когда министр внутренних дел д-р Фрик издал приказ о роспуске всех монархических организаций, аристократия опомнилась и поняла, какие ужасные перемены произошли в 1933 году».
Не остался в стороне и «Стальной шлем»: «Постановление об упразднении организации Штальхейм (ибо ее слияние со штурмовыми отрядами равносильно ее упразднению) явилось дальнейшим ударом для тех реакционных элементов, которые так горячо приветствовали союз Гугенберга с Гитлером».
Недовольны были и руководители промышленности, недооценившие нацистов и не понимавшие, чем будет их диктатура на деле.
Недовольны были члены и руководители штурмовых отрядов, большинство из которых так и не получили заслуженных наград за участие в национал-социалистической революции в виде «хлебных мест». Мало того, рейхсканцлер пообещал казнить тех из них, кто будет демонстрировать недовольство.
Британский посол констатировал, что какая-либо организованная оппозиция в Германии отсутствует, но отмечал:
«По мнению национал-социалистов, наиболее отрицательным фактором является упрямая и скрытая оппозиция интеллигенции, которая до сих пор не идет на уступки.
Геббельс и Гитлер остро ощущают отсутствие престижа нового правительства среди культурных масс населения…
В течение 1933 г. из Германии выехало около 60.000 беженцев, и теперь кажется, что культурная жизнь Германии в результате этого остановилась».
Реальный третий рейх, как оказалось, разительно отличался от выдуманного. И был неизмеримо страшнее. Обо всех ужасах, происходивших в последующие годы, написаны целые библиотеки. Однако о важных деталях метода, который помог «взбесившемуся мелкому буржуа» заполучить огромную власть и сотворить неизмеримое зло, упоминают нечасто. Возможно, потому, что метод приукрашивания прошлого и создания коллективной ностальгии оказался вполне востребованным. Но ведь никто не знает, кто захочет и сможет использовать фантастические истории о прекрасном прошлом, которого на деле никогда не существовало, в своих сугубо личных целях.
Источник
|
</> |