Сопоставление Таро и Рун
roza_marena — 21.01.2022
Перед читателями – экспериментальная попытка сопоставления Старших
арканов Таро с богами скандинавского пантеона и рунами Старшего
Футарка. Работа построена на исследовании символики Таро,
древнескандинавской мифологии и традиции толкования рун. Колода
Таро, на которой основывается интерпретация арканов – это, прежде
всего, колода Райдера-Уэйта, наиболее популярная в мире. Значение
аркана «Влюблённые» приближено к старому толкованию, когда он носил
имя «Выбор».
Обычно Шут показан шагающим к обрыву, не вполне отдающим себе отчёт
в своих действиях. Он беспечен и лишён самоконтроля.
Точно так же и конь, который символизируется руной Эваз, лишён
самоконтроля, и подчинён наезднику.
Локи же соотносится с тем эпизодом, когда под влиянием внешних
обстоятельств он был вынужден превратиться в кобылу, чтобы не дать
некоему великану успеть построить стену Асгарда. Последствием
превращения оказалось то, что Локи в образе кобылы забеременел,
впоследствии родив Слейпнира – коня Одина.
Маг – Хёнир – Манназ (человек)
У меня этот аркан чётко ассоциируется с богом Хёниром, одним из
трёх богов, поучаствовавших в оживлении людей. Хёнир дал человеку
«од» (древнесканд. óðr) – его «разум, дух, самость». В
скандинавской мифологии Хёнир представлен также в негативном
аспекте: попав к ванам, он не способен проявить собственную волю, и
вместо этого говорит «Пусть другие решают». На точно такое же
поведение может указывать аркан в перевёрнутом положении.
Руна Манназ обозначает человека, как мыслящее и волевое существо,
это руна человеческого "Я", проявления человеческого духа.
Соответственно, её я и ставлю здесь.
Жрица – Фригг (или Фрейя) – Лагуз (море, вода, влага)
Казалось бы, сопоставлять надо исключительно с Фрейей, но это не
совсем так. Аркан не несёт сексуальной нагрузки в своих значениях,
а, скорее, связывается с женской интуицией, знанием и опытом. В
скандинавской мифологии этими качествами обладает Фригг– супруга
Одина. Она хранит знания обо всех людских судьбах.
Впрочем, Фрейя в мифах также представлена не только как «богиня
любви», но и как богиня магии, причём магии типично женской,
поэтому этот её аспект может соответствовать данному аркану.
Руна Лагуз поставлена в соответствие потому, что символизирует море
или воду вообще – типично «женскую» стихию. Также её можно
воспринимать как интуицию – «глубину моря»/подсознания или как
движущийся поток воды, течение, несущее человека в верном
направлении.
Императрица – Фрейя (также Фригг или Нерта) – Беркана
(берёза)
Здесь, в качестве богини, я выбрал Фрейю в её сексуальном аспекте,
хотя всё не так просто. Аркан, судя по описаниям, также
представляет «женское плодородие», потому я даю такое соответствие.
Впрочем, у Фрейи слабо выражен основной мотив аркана – мотив
производящей Матери-Природы. Частично его можно отыскать у Фригг, а
в ещё большей степени – у Нерты, богини плодородия континентальных
германцев.
Руна здесь однозначно Беркана, как руна роста, фертильности,
процветания, рождения и плодородия. Руна типично «женская».
Император – Фрейр – Ингваз (бог Ингви)
Этот аркан, насколько я понял, связывается с установлением
стабильности, священного мира и порядка.
Император олицетворяет власть авторитета, силу, величие. Фрейрв
мифологии как раз и выступает в этом аспекте: под именем Фроди он
выведен как добрый правитель, устанавливающий мир, дающий урожай и
процветание.
Руна Ингваз в СтаршемФутарке напрямую олицетворяет Фрейра под
другим его именем – Ингви.
Жрец – Улль – Отала (вотчина, наследие)
Вот тут, казалось бы, должен быть Один, но я ставлю в соответствие
Улля. И у читателя наверняка возникнет вопрос, почему же в
соответствие «Жрецу» поставлен «бог охоты».
Дело в том, что в более ранних источниках – песнях «Старшей Эдды» -
Улль является не «богом охоты», а богом, связанным с храмами, со
священными клятвами и их соблюдением. Такие клятвы приносились на
особых кольцах, которые впоследствии оставляли на территории
святилищ. Археология подтверждает это: в Швеции в местечке Лилла
Уллеви («Малое святилище Улля») найдены остатки святилища с более
чем шестью десятками таких колец.
Позднее клятвы приносили на одном кольце, которое хранилось в
святилище на алтаре. Жрец же, присматривавший за храмом, был обязан
носить это кольцо на всех собраниях. Видимо, когда-то Улль и
выступал в качестве такого бога-жреца, хранителя клятв и
традиций.
Аркан также связывают с непоколебимой верой, соблюдением
обязательств, принятием ответственности, а, следовательно – с
клятвами. Связывают его и с соблюдением традиций, обязательствами,
поэтому руническое соответствие здесь –Отала–«наследие», форма
которой напоминает кольцо.
Влюблённые – Скади и Ньёрд – Гебо (дар)
Поскольку аркан в традиционной трактовке указывает на выбор, то тут
из мифологем больше подходит не Фрейр и Герд, не Аск и Эмбла, и не
Лив и Ливтрасир, а Скади и Ньёрд. Богиня зимы - Скади,
согласномифу, выбирала мужа по ногам. Но из-за ошибки или коварства
богов выбрала вовсе не того, кого хотела: ей достался Ньёрд вместо
Бальдра, который был ей по нраву. Здесь уместно вспомнить старую
иконографию аркана: мужчина делает выбор между двумя женщинами.
Интересно, что Скади в мифологии проявляет себя с мужской стороны:
надевает свои доспехи и идёт в Асгард, чтобы отомстить богам за
убитого ими отца – великана Тьяцци.
Руна Гебо имеет значение «дар», но также указывает на
взаимоотношения и на брак. Поскольку женщина выдаётся замуж, момент
«выдачи» вполне соответствует понятию «дар».
Колесница – Тор – Райдо (поездка, верховая езда, колесница)
«Не время размышлять, время ехать и действовать» - как-то так можно
охарактеризовать этот аркан. Это очень хорошо согласуется с руной
Райдо – руной езды, дорог и путешествий, а также с образом Тора.
Тор – единственный из богов, который тесно ассоциируется с
колесницей, запряжённой двумя козлами. На ней он постоянно
совершает путешествия в Йотунхейм – страну великанов, активно
защищая от них богов и людей.
Сила – Тюр иФенрир – Тиваз (бог Тюр)
Аркан говорит о смелости, энергии, преодолении животной натуры,
преодолении трудностей, победе. Всё это очень хорошо соотносится с
мифом о том, как боги связывали волка Фенрира, представлявшего для
них угрозу. Волк, подозревая, что он может не вырваться из пут,
попросил кого-нибудь из богов положить ему в пасть руку, в качестве
залога. Должную смелость проявил только Тюр, который в итоге
лишился руки. Но победа над хаотическими силами была
достигнута.
Одна из рун Старшего Футарка носит название «Тиваз» и олицетворяет
этого бога.
Отшельник – Один как Вегтам (Странник) – Ансуз (бог, ас)
В общем-то, тут нет смысла давать пояснения. Один – верховный бог
скандинавского пантеона – часто путешествует в мифах вдали от богов
и людей, в образе странствующего мудреца, отшельника, собирая
знания.
Руна, однозначно связываемая с ним – Ансуз.
Колесо фортуны – Идунн – Йера (год, урожай, жатва)
В описании аркана я уловил идею цикличности, смены сезонов, и
итогов подобных перемен. В общем-то, это увязывается с руной Йера,
значение которой – «год, урожай, жатва».
Но почему Идунн? Идунн – хранительница золотых яблок, дарующих
богам вечную молодость. Руна Йера, как уже сказано, символизирует
«урожай», а яблоки - это урожай, плоды. Но в контексте разговора об
Идунн этои«удача, фортуна», нарушающая привычный круговорот вещей:
боги должны постареть, но они съедают яблоки Идунн и этого не
происходит.
Справедливость – Форсети – Иваз/Эйваз (тис)
Думаю, связка с Форсети вполне ясна: это сын Бальдра, бог-судья.
Иваз/Эйваз означает «тис», и тут, на мой взгляд, воплощает мировое
древо Иггдрасиль, как святилище и место суда богов, как об этом
сказано в «Речах Гримнира». Амбивалентность руны наглядно указывает
на амбивалентность правосудия: одних оно приговаривает, других –
милует.
Интересно то, что священным деревом скандинавской мифологии, скорее
всего, являлся именно тис, а не ясень. В «Прорицании вёльвы»
Иггдрасиль описан как вечнозелёное дерево. О вечнозелёном дереве
говорит и Адам Бременский, описывая святилище в Уппсале. А одно из
названий тиса на древнесканд. – barraskr, что примерно можно
перевести как «хвое-ясень». Сам по себе тис также символически
амбивалентен: с одной стороны он вечнозелёный и его древесина почти
не гниёт, то есть он символизирует жизнь. Но с другой – тис
содержит смертельные для человека токсины, то есть символизирует
смерть.
Повешенный – Один как Хропт (Повешенный на Иггдрасиле) –
Кано/Каунан (язва, рана)
Значение аркана – жертва и получение знаний, опыта. Что-то
необходимо принести в жертву, чтобы чего-то достичь. Именно это
делает Один, принеся в жертву себя же самому себе, повесившись на
мировом древе.
Если с Одином и самим арканом всё предельно ясно, то насчёт
Кано/Каунан поясню. Один висит на Иггдрасиле раненый копьём,
кровоточащий. Собственно, в поздних рунических поэмах – исландской
и норвежской – руна и ассоциирована с раной, язвами, болезнями и
прочими «подвешенными» состояниями, а вовсе не с «факелом», как в
англосаксонской. Такая ассоциация видится мне более верной,
поскольку как раскрывается рана, так раскрывается и сознание
человека для нового опыта. И в случае с Одином это раскрытие
сознания приводит к тому, что он обретает руны.
Смерть – Имир – Турисаз (турс)
«Смерть» говорит о новом этапе, но чтобы он начался, что-то должно
умереть. Чтобы создать мир, боги убивают первовеликана – Имира. Это
– первая смерть во всём мироздании. Имир – турс, и его здесь
олицетворяет руна Турисаз, которую иногда трактуют как «врата» к
чему-то новому.
Умеренность – Хеймдалль – Альгиз (осока-лось, защита)
Трактовка и привязка этого аркана мне далась с трудом. Но,
насколько я понял, аркан в целом говорит о балансе, гармонии и
защищённости через понимание того, что «всё хорошо в меру». В
принципе, руна Альгиз этому состоянию «защищённости» вполне
соответствует. Иконографию аркана уместно сравнить с
англосаксонской рунической поэмой: на рисунке аркана ангел стоит на
границе земли и воды, а в поэме осока, защищённая остротой своих
листьев, также растёт на болоте, которое, по сути, также является
границей двух стихий.
Хеймдалль же является защитником Асгарда, также стоящем на границе
между мирами богов и людей, и охраняющим Биврёст – радужный мост
богов. При этом Хеймдалль – защитник пассивный. Он не ведёт битв,
как Тор, а является просто дозорным. На мой взгляд, это его
состояние также вполне согласуется с Альгизом.
Дьявол – связанный Локи – Наутиз (нужда, принуждение)
Я опирался, прежде всего, на иконографию аркана, показывающую двух
прикованных людей. В скандинавской мифологии есть два прикованных
персонажа: Локи, наказанный богами и Фенрир – его сын.
Логичнее, конечно же, выбрать Локи, поскольку аркан указывает на
невозможность контроля своих желаний, на привязанность к тому, что
условно можно назвать «грехом». Также налицо сексуальный аспект
аркана, что хорошо согласуется с Локи, который в мифах показан как
любовник множества богинь.
Наутиз, как руна «нужды, принуждения», как раз олицетворяет
«прикованность», «связывание».
Башня – убийство Бальдра – Хагалаз (град)
Аркан считается негативным и олицетворяет разрушение, уничтожение,
крах. Впрочем, он также говорит о «прозрениях» и «озарениях». Из
всех мифологем, больше всего здесь подходит смерть Бальдра, которая
оказалась полной неожиданностью для богов. Но вместе с тем –
залогом того, что Бальдр воскреснет после Рагнарёка, чтобы править
обновлённым миром.
Из рун я ставлю в соответствие Хагалаз – «град», символизирующую
разрушение.
Автор - Rúnolfr Hrafnsson