Сопоставление Таро и Рун

топ 100 блогов roza_marena21.01.2022
Перед читателями – экспериментальная попытка сопоставления Старших арканов Таро с богами скандинавского пантеона и рунами Старшего Футарка. Работа построена на исследовании символики Таро, древнескандинавской мифологии и традиции толкования рун. Колода Таро, на которой основывается интерпретация арканов – это, прежде всего, колода Райдера-Уэйта, наиболее популярная в мире. Значение аркана «Влюблённые» приближено к старому толкованию, когда он носил имя «Выбор».
Шут – Локи – Эваз (конь)
Обычно Шут показан шагающим к обрыву, не вполне отдающим себе отчёт в своих действиях. Он беспечен и лишён самоконтроля.
Точно так же и конь, который символизируется руной Эваз, лишён самоконтроля, и подчинён наезднику.
Локи же соотносится с тем эпизодом, когда под влиянием внешних обстоятельств он был вынужден превратиться в кобылу, чтобы не дать некоему великану успеть построить стену Асгарда. Последствием превращения оказалось то, что Локи в образе кобылы забеременел, впоследствии родив Слейпнира – коня Одина.
Маг – Хёнир – Манназ (человек)
У меня этот аркан чётко ассоциируется с богом Хёниром, одним из трёх богов, поучаствовавших в оживлении людей. Хёнир дал человеку «од» (древнесканд. óðr) – его «разум, дух, самость». В скандинавской мифологии Хёнир представлен также в негативном аспекте: попав к ванам, он не способен проявить собственную волю, и вместо этого говорит «Пусть другие решают». На точно такое же поведение может указывать аркан в перевёрнутом положении.
Руна Манназ обозначает человека, как мыслящее и волевое существо, это руна человеческого "Я", проявления человеческого духа. Соответственно, её я и ставлю здесь.
Жрица – Фригг (или Фрейя) – Лагуз (море, вода, влага)
Казалось бы, сопоставлять надо исключительно с Фрейей, но это не совсем так. Аркан не несёт сексуальной нагрузки в своих значениях, а, скорее, связывается с женской интуицией, знанием и опытом. В скандинавской мифологии этими качествами обладает Фригг– супруга Одина. Она хранит знания обо всех людских судьбах.
Впрочем, Фрейя в мифах также представлена не только как «богиня любви», но и как богиня магии, причём магии типично женской, поэтому этот её аспект может соответствовать данному аркану.
Руна Лагуз поставлена в соответствие потому, что символизирует море или воду вообще – типично «женскую» стихию. Также её можно воспринимать как интуицию – «глубину моря»/подсознания или как движущийся поток воды, течение, несущее человека в верном направлении.
Императрица – Фрейя (также Фригг или Нерта) – Беркана (берёза)
Здесь, в качестве богини, я выбрал Фрейю в её сексуальном аспекте, хотя всё не так просто. Аркан, судя по описаниям, также представляет «женское плодородие», потому я даю такое соответствие. Впрочем, у Фрейи слабо выражен основной мотив аркана – мотив производящей Матери-Природы. Частично его можно отыскать у Фригг, а в ещё большей степени – у Нерты, богини плодородия континентальных германцев.
Руна здесь однозначно Беркана, как руна роста, фертильности, процветания, рождения и плодородия. Руна типично «женская».
Император – Фрейр – Ингваз (бог Ингви)
Этот аркан, насколько я понял, связывается с установлением стабильности, священного мира и порядка.
Император олицетворяет власть авторитета, силу, величие. Фрейрв мифологии как раз и выступает в этом аспекте: под именем Фроди он выведен как добрый правитель, устанавливающий мир, дающий урожай и процветание.
Руна Ингваз в СтаршемФутарке напрямую олицетворяет Фрейра под другим его именем – Ингви.
Жрец – Улль – Отала (вотчина, наследие)
Вот тут, казалось бы, должен быть Один, но я ставлю в соответствие Улля. И у читателя наверняка возникнет вопрос, почему же в соответствие «Жрецу» поставлен «бог охоты».
Дело в том, что в более ранних источниках – песнях «Старшей Эдды» - Улль является не «богом охоты», а богом, связанным с храмами, со священными клятвами и их соблюдением. Такие клятвы приносились на особых кольцах, которые впоследствии оставляли на территории святилищ. Археология подтверждает это: в Швеции в местечке Лилла Уллеви («Малое святилище Улля») найдены остатки святилища с более чем шестью десятками таких колец.
Позднее клятвы приносили на одном кольце, которое хранилось в святилище на алтаре. Жрец же, присматривавший за храмом, был обязан носить это кольцо на всех собраниях. Видимо, когда-то Улль и выступал в качестве такого бога-жреца, хранителя клятв и традиций.
Аркан также связывают с непоколебимой верой, соблюдением обязательств, принятием ответственности, а, следовательно – с клятвами. Связывают его и с соблюдением традиций, обязательствами, поэтому руническое соответствие здесь –Отала–«наследие», форма которой напоминает кольцо.
Влюблённые – Скади и Ньёрд – Гебо (дар)
Поскольку аркан в традиционной трактовке указывает на выбор, то тут из мифологем больше подходит не Фрейр и Герд, не Аск и Эмбла, и не Лив и Ливтрасир, а Скади и Ньёрд. Богиня зимы - Скади, согласномифу, выбирала мужа по ногам. Но из-за ошибки или коварства богов выбрала вовсе не того, кого хотела: ей достался Ньёрд вместо Бальдра, который был ей по нраву. Здесь уместно вспомнить старую иконографию аркана: мужчина делает выбор между двумя женщинами. Интересно, что Скади в мифологии проявляет себя с мужской стороны: надевает свои доспехи и идёт в Асгард, чтобы отомстить богам за убитого ими отца – великана Тьяцци.
Руна Гебо имеет значение «дар», но также указывает на взаимоотношения и на брак. Поскольку женщина выдаётся замуж, момент «выдачи» вполне соответствует понятию «дар».
Колесница – Тор – Райдо (поездка, верховая езда, колесница)
«Не время размышлять, время ехать и действовать» - как-то так можно охарактеризовать этот аркан. Это очень хорошо согласуется с руной Райдо – руной езды, дорог и путешествий, а также с образом Тора. Тор – единственный из богов, который тесно ассоциируется с колесницей, запряжённой двумя козлами. На ней он постоянно совершает путешествия в Йотунхейм – страну великанов, активно защищая от них богов и людей.
Сила – Тюр иФенрир – Тиваз (бог Тюр)
Аркан говорит о смелости, энергии, преодолении животной натуры, преодолении трудностей, победе. Всё это очень хорошо соотносится с мифом о том, как боги связывали волка Фенрира, представлявшего для них угрозу. Волк, подозревая, что он может не вырваться из пут, попросил кого-нибудь из богов положить ему в пасть руку, в качестве залога. Должную смелость проявил только Тюр, который в итоге лишился руки. Но победа над хаотическими силами была достигнута.
Одна из рун Старшего Футарка носит название «Тиваз» и олицетворяет этого бога.
Отшельник – Один как Вегтам (Странник) – Ансуз (бог, ас)
В общем-то, тут нет смысла давать пояснения. Один – верховный бог скандинавского пантеона – часто путешествует в мифах вдали от богов и людей, в образе странствующего мудреца, отшельника, собирая знания.
Руна, однозначно связываемая с ним – Ансуз.
Колесо фортуны – Идунн – Йера (год, урожай, жатва)
В описании аркана я уловил идею цикличности, смены сезонов, и итогов подобных перемен. В общем-то, это увязывается с руной Йера, значение которой – «год, урожай, жатва».
Но почему Идунн? Идунн – хранительница золотых яблок, дарующих богам вечную молодость. Руна Йера, как уже сказано, символизирует «урожай», а яблоки - это урожай, плоды. Но в контексте разговора об Идунн этои«удача, фортуна», нарушающая привычный круговорот вещей: боги должны постареть, но они съедают яблоки Идунн и этого не происходит.
Справедливость – Форсети – Иваз/Эйваз (тис)
Думаю, связка с Форсети вполне ясна: это сын Бальдра, бог-судья. Иваз/Эйваз означает «тис», и тут, на мой взгляд, воплощает мировое древо Иггдрасиль, как святилище и место суда богов, как об этом сказано в «Речах Гримнира». Амбивалентность руны наглядно указывает на амбивалентность правосудия: одних оно приговаривает, других – милует.
Интересно то, что священным деревом скандинавской мифологии, скорее всего, являлся именно тис, а не ясень. В «Прорицании вёльвы» Иггдрасиль описан как вечнозелёное дерево. О вечнозелёном дереве говорит и Адам Бременский, описывая святилище в Уппсале. А одно из названий тиса на древнесканд. – barraskr, что примерно можно перевести как «хвое-ясень». Сам по себе тис также символически амбивалентен: с одной стороны он вечнозелёный и его древесина почти не гниёт, то есть он символизирует жизнь. Но с другой – тис содержит смертельные для человека токсины, то есть символизирует смерть.
Повешенный – Один как Хропт (Повешенный на Иггдрасиле) – Кано/Каунан (язва, рана)
Значение аркана – жертва и получение знаний, опыта. Что-то необходимо принести в жертву, чтобы чего-то достичь. Именно это делает Один, принеся в жертву себя же самому себе, повесившись на мировом древе.
Если с Одином и самим арканом всё предельно ясно, то насчёт Кано/Каунан поясню. Один висит на Иггдрасиле раненый копьём, кровоточащий. Собственно, в поздних рунических поэмах – исландской и норвежской – руна и ассоциирована с раной, язвами, болезнями и прочими «подвешенными» состояниями, а вовсе не с «факелом», как в англосаксонской. Такая ассоциация видится мне более верной, поскольку как раскрывается рана, так раскрывается и сознание человека для нового опыта. И в случае с Одином это раскрытие сознания приводит к тому, что он обретает руны.
Смерть – Имир – Турисаз (турс)
«Смерть» говорит о новом этапе, но чтобы он начался, что-то должно умереть. Чтобы создать мир, боги убивают первовеликана – Имира. Это – первая смерть во всём мироздании. Имир – турс, и его здесь олицетворяет руна Турисаз, которую иногда трактуют как «врата» к чему-то новому.
Умеренность – Хеймдалль – Альгиз (осока-лось, защита)
Трактовка и привязка этого аркана мне далась с трудом. Но, насколько я понял, аркан в целом говорит о балансе, гармонии и защищённости через понимание того, что «всё хорошо в меру». В принципе, руна Альгиз этому состоянию «защищённости» вполне соответствует. Иконографию аркана уместно сравнить с англосаксонской рунической поэмой: на рисунке аркана ангел стоит на границе земли и воды, а в поэме осока, защищённая остротой своих листьев, также растёт на болоте, которое, по сути, также является границей двух стихий.
Хеймдалль же является защитником Асгарда, также стоящем на границе между мирами богов и людей, и охраняющим Биврёст – радужный мост богов. При этом Хеймдалль – защитник пассивный. Он не ведёт битв, как Тор, а является просто дозорным. На мой взгляд, это его состояние также вполне согласуется с Альгизом.
Дьявол – связанный Локи – Наутиз (нужда, принуждение)
Я опирался, прежде всего, на иконографию аркана, показывающую двух прикованных людей. В скандинавской мифологии есть два прикованных персонажа: Локи, наказанный богами и Фенрир – его сын.
Логичнее, конечно же, выбрать Локи, поскольку аркан указывает на невозможность контроля своих желаний, на привязанность к тому, что условно можно назвать «грехом». Также налицо сексуальный аспект аркана, что хорошо согласуется с Локи, который в мифах показан как любовник множества богинь.
Наутиз, как руна «нужды, принуждения», как раз олицетворяет «прикованность», «связывание».
Башня – убийство Бальдра – Хагалаз (град)
Аркан считается негативным и олицетворяет разрушение, уничтожение, крах. Впрочем, он также говорит о «прозрениях» и «озарениях». Из всех мифологем, больше всего здесь подходит смерть Бальдра, которая оказалась полной неожиданностью для богов. Но вместе с тем – залогом того, что Бальдр воскреснет после Рагнарёка, чтобы править обновлённым миром.
Из рун я ставлю в соответствие Хагалаз – «град», символизирующую разрушение.
Автор - Rúnolfr Hrafnsson

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Голливуд изготовился дальше ронять свой уровень. Мне как то в посте про китайское кино пробовали затирать, что мол китайцы снимают очень необычно, а вот голливуд... Ну ну, мало было темнокожих вместо светлокожих? Ну так шоу продолжается. Напомню что Белоснежка это одна из сказок Братьев ...
Многие кто ко мне заходят и читают, знают что в этом блоге запрещено пренебрежительноьи уничижительно отзываться об СССР. И это понятно почему. Нельзя плевать в собственную историю, тем более это была вершина российской истории. Но это я в блоге могу запретить и за нарушение предупредить ...
Одной из главных проблем, стоящих перед первыми колонизаторами Марса, является обеспечение экспедиций достаточным количеством топлива, необходимого для возвращения астронавтов на Землю. Транспортировка топлива с Земли является дорогостоящим и трудоемким процессом. В связи с этим ученые ...
Кемеровская трагедия по технологиям информационной войны со своим собственным народом выглядит калькой с тем сражением, которое развернули т.н. "ольгинские" после 7 февраля, закрывая наглухо тему с гибелью сотен российских военных в сирийском Хишаме. Одним из элементов той войны был ...