Солярису полвека

топ 100 блогов filmgourmand05.02.2022

5 февраля 1972 года в Москве прошла премьера фильма Андрея Тарковского "Солярис". Всем известно, что фильм был поставлен по роману польского писателя Станислава Лема. Многим известно, что Станислав Лем остался очень недоволен экранизацией его романа, которую осуществил Тарковский. В связи с этим - несколько слов об авторе романа "Солярис" и предыстории создания фильма.

Солярису полвека

Станислав Лем родился во Львове, в семье польских евреев, в 1921 году. В 1939 году Станислав поступил во Львовский политехнический институт, по после введения в Восточную Польшу частей Красной Армии решением советских властей был отчислен из института по причине "буржуазного происхождения". Годом позже, благодаря многочисленным связям отца, известного врача-отоларинголога, он был принят во Львовский медицинский институт. Однако, через год, когда началась война между Германией и Советским Союзом, и во Львов вошли немецкие войска, семье Лемов в целях конспирации пришлось полностью сменить имена и род занятий. Станислав начал работать в автомастерской.

Солярису полвека

По окончании войны, когда Львов стал частью Украинской советской социалистической республики, семье Лемов было предложен выбор: принять советское гражданство или переехать в Польшу, в Краков. Лемы выбрали последнее. Там, в Кракове, Станислав Лем начал свои первые литературные опыты. Пика своего литературного творчества Лем достиг к концу 50-х годов. В 1959-1960 годах он написал роман "Солярис", который был опубликован в 1961 году. Появление романа совпало с ростом популярности жанра научной фантастики во всем мире. "Солярис" был переведен на 30 языков мира, в том числе, и на русский.

Солярису полвека

В 1963 году киностудия "Мосфильм" предложила Станиславу Лему экранизировать его произведение. Трудно сказать, как и почему не состоялась в то время киноэкранизация романа Станислава Лема, но известно, что в 1968 году на экраны советского телевидения вышел телеспектакль "Солярис" с Василием Лановым и Владимиром Этушем в главных ролях. Это была первая экранизация романа Станислава Лема. Тогда же, в 1968 году, как говорят, у Андрея Тарковского появились первые, пока ещё весьма смутные намётки создания фильма по роману. Но каких-либо документальных подтверждений этому нет. Только догадки. В 1969 году у Тарковского была возможность познакомиться с фильмом Стэнли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года", который участвовал в Московском международном кинофестивале и, кстати, не произвёл особого впечатления на жюри, получив лишь приз "за использование технических средств".

Солярису полвека

Не произвёл впечатления этот фильм и на Андрея Тарковского. Точнее, произвёл, но резко негативное, о чём свидетельствует его интервью, данное в 1970 году Науму Абрамову. В этом интервью Тарковский сказал: «По какой-то причине во всех научно-фантастических фильмах, которые я видел, создатели фильма заставляют зрителя исследовать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда, как Кубрик, они называют свои фильмы предчувствиями. Это невероятно! Не говоря уже о том, что «2001: Космическая одиссея» фальшивка по многим пунктам даже для специалистов. Для настоящего произведения искусства подделки недопустимы." По мнению Тарковского, фильм Кубрика страдает недостатком эмоциональной правды из-за его чрезмерной технологической изобретательности, что детальное «рассмотрение» технологических процессов будущего превращает эмоциональную основу фильма, как художественного произведения, в безжизненную схему с претензией на истину в последней инстанции. 

Солярису полвека

Возможно, именно такая резкая оценка советским режиссёром картины западного мастера кино подтолкнула советские кинематографические власти предложить ему создать научно-фантастическую ленту как ответ западному кинематографу в условиях холодной войны. В качестве литературной основы был предложен роман Станислава Лема "Солярис".

Солярису полвека

Многими экспертами по творчеству Тарковского отмечается, что до того момента жанр научной фантастики не входил в круг интересов этого режиссёра. Но в тот момент режиссёр переживал далеко не лучшие времена: его предыдущий фильм «Андрей Рублёв» (1966) так и не вышел в прокат, а его сценарий «Белый, белый день» был отвергнут (в 1975 году он был реализован как «Зеркало»). Всё это приводило к серьёзным материальным и психологическим проблемам. Но предлагавшиеся условия были весьма заманчивыми: на постановку фильма выделялась крупная по тем временам для советского кино сумма в один миллион рублей. Не возбранялась даже поездка съемочной группы в Японию. Ну и кроме того, Тарковский полюбил роман Лема ещё со времени публикации его в СССР в 1962 году.

Солярису полвека

Роман-то Тарковский полюбил, но вот работа над сценарием на его основе стала настоящим испытанием как для Тарковского, так и для Лема. Польский писатель впоследствии вспоминал об этом эпизоде из своей жизни:""«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот...." Сам Тарковский свою цель создания фильма объяснял следующим образом: "Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее." 

Солярису полвека

Как бы то ни было, фильм "Солярис", созданный Андреем Тарковским, Лему совершенно не понравился. Впрочем, в этом качестве - автора, осудившего экранизацию его литературного произведения - Лем оказался совершенно не оригинален. Я уже описывал аналогичные реакции: Кен Кизи ("Пролетая над гнездом кукушки..." Милоша Формана), Стивен Кинг ("Сияние" все того же Стэнли Кубрика), Владимир Богомолов ("В августе 44-го...") и т.д. Кстати, в 2002-м году американская кинокомпания Twentieth Century Fox и режиссёр Стивен Содерберг осуществили ещё одну экранизацию романа Лема, обошедшуюся в 77 миллионов долларов. Эта экранизация понравилась польскому писателю ещё меньше. По её поводу он позже писал, что уж о чём-о чём его книга, но никак не об «эротических проблемах людей в космосе». В прокате этот американский блокбастер тоже провалился, собрав лишь 30 миллионов долларов.

Солярису полвека

А фильм Тарковского, хоть и был выпущен на экраны не самым большим тиражом 593 копии, даже несмотря на свой внушительный бюджет, принёс весьма значительную прибыль. В первый год в СССР его посмотрели 10,5 миллионов кинозрителей. Взяв для расчёта цену билета на киносеанс 30 копеек за одну серию, получаем, что по самым скромным подсчётам "Солярис" принёс в бюджет порядка 6,3 миллионов рублей. Это, кстати, ответ некоторым злопыхателям в адрес Тарковского, которые до сих пор стонут по поводу перерасхода на киноплёнку при съемках фильма "Сталкер". Но помимо кассового сбора фильма "Солярис" на внутреннем рынке, фильм весьма успешно прошёл по экранам зарубежных стран. О доходах, полученных за рубежом, можно только предполагать, поскольку подобные доходы всегда были тайной за семью печатями в СССР. Но известно, что с 1973 года "Солярис", в отличие от ряда других фильмов Тарковского, был выпущен Мосфильмом на экспорт, что лишний раз подтверждает изначальную заинтересованность советских кинематографических властей "дать ответ Кубрику".

Солярису полвека

Популярности фильму Тарковского на внешнем рынке добавило то обстоятельство, что буквально через 3 месяца после московской премьеры он был выдвинут на Каннский международный кинофестиваль, где получил номинацию на Золотую Пальмовую Ветвь. Этот приз "Солярис" не получил. Решением жюри под председательством британского кинорежиссёра Джозефа Лоузи Золотую Пальмовую ветвь разделили два итальянских фильма: "Рабочий класс идет в рай" Элио Петри и "Дело Маттеи" Франческо Рози. Но "Солярису" был присуждён Гран-при Жюри.

Солярису полвека

Подавляющее большинство отзывов кинокритиков носило восторженный характер. Причём, практически во всех рецензиях проводилось сравнение фильма Тарковского либо с книгой Станислава Лема, либо с фильмом Стэнли Кубрика. Так, кинообозреватель одного из влиятельнейших американских изданий The Washington Post Дессон Хоу в своей рецензии 1990 года писал: "третий по счёту полнометражный художественный фильм в короткой блестящей карьеры Тарковского перенесет вас от обыденного к возвышенному. Расширенная кинематографическая поэма «Солярис» превращает элементы романа польского писателя Станислава Лема 1961 года в религиозный трактат о человечестве под влиянием Толстого. Фильм, получивший в 1972 году специальный приз Каннского жюри, представляет собой серию встреч между людьми и их страхами, фантазиями и верой — или их отсутствием. Это вам не высокобюджетная схватка с лучевым оружием между космическими путешественниками и покрытыми слизью монстрами."

Солярису полвека

Авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев писал: "его (Тарковского - FG) «Солярис» - не только об Океане Неведомого, ожидающего человечество в процессе познания, вообще существования. Поскольку и сам Солярис - это метафора памяти человека, его вины и совести. А картина в целом - метафора необходимости оставаться человеком в любых условиях. Но, помимо этого, признание в любви к Земле, ко всему человечеству." 

Солярису полвека

Другой известный российский критик Евгений Нефёдов: "В «2001: Космической Одиссее» /1968/ интеллект доминирует безраздельно, даже когда экранные события (допустим, захватывающие парения межзвёздных кораблей под звуки классической музыки) увлекают публику сугубо эмоционально или когда сюжетные повороты не поддаются расшифровке слабым людским умом, с неумолимостью следуя высшей логике – но именно логике! В «Солярисе» же и узкоспециальные, технические вопросы оборачиваются своей морально-этической, ценностной (качественной, не измеряемой количественно) стороной, вовлекая в нестабильный, точно нейтринная система, водоворот чувств и образов, априорно лежащих за гранью рационального познания." 

Солярису полвека

Роджер Эберт посвятил фильму две рецензии. Причём, в первой из них, написанной в 1976-м году он оценил фильм тремя звёздами из 4-х возможных и довольно сухо отметил: "«Солярис» — это не динамичный боевик; это вдумчивый, глубокий, чувственный фильм, который использует свободу научной фантастики для исследования человеческой природы. Он начинается медленно, но как только вы в него погружаетесь, он начинает расти внутри вас."

Солярису полвека

Спустя 27 лет, помудрев и став настоящим гуру американской кинокритики, Рождер Эберт оценил "Солярис" Тарковского максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". В первом абзаце этой рецензии он как бы сам себе объясняет особенности творческого почерка Тарковского в целом: "Фильмы российского режиссера Андрея Тарковского больше похожи на окружающую среду, чем на развлечение. Часто говорят, что они слишком длинные, но это говорят лишь те, кто не улавливает суть: Он использует длину и глубину, чтобы замедлить нас, вывести из скорости нашей жизни, чтобы ввести в зону задумчивости и медитации." И затем уже, обращаясь непосредственно к "Солярису", отмечает: "«Солярис» обычно называют ответом Тарковского на «2001» Кубрика.... В обоих фильмах рассказывается о космических путешествиях людей и встречах с трансформирующимся инопланетным разумом, который создает места («2001») или людей («Солярис») из подсказок, очевидно полученных путем чтения мыслей. Но фильм Кубрика направлен вовне, намечая следующий шаг человека во вселенной, в то время как фильм Тарковского направлен вовнутрь, задавая вопросы о природе и реальности человеческой личности."

Солярису полвека

Современные кинозрители, по прошествии нескольких десятилетий с момента выхода фильма на экраны, оценивают его весьма высоко. Так, 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 23% пользователей поставили фильму высший балл - "десятку". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Андрея Тарковского по версии FilmGourmand'а составил 8,587, благодаря чему он занимает 286-е место в Золотой Тысяче.

Солярису полвека


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня ровно полвека со дня гибели Че Гевары. Интересно, что его романтический и довольно уникальный имидж "возмутителя спокойствия" спустя десятилетия весьма успешно оседлали коммерсанты и сейчас поднимают на его именной атрибутике немалые деньги. Любопытно, как бы этот феномен оценил ...
Rzeczpospolita опубликовала неожиданно взвешенную статью польского диссидента Роберта Станислава Терентьева о том, что если случится война, то ничего хорошего она не сулит. Диссидент есть диссидент — инакомыслящий. Вот он и пишет поперек общего воинственного тренда. П ольша — ...
Тащемта, с приходом самого важного и графониумного патча за последние N месяцев все позабыли про летающие башни. Сами башни с такой хуйней были не согласны, и с вертухана по щам решили напомнить. Дело происходит в ИБ(если это важно) Для любителей дружбомагии - белые трупы были вклчючены ...
Всем привет! В нашем городе серо и пасмурно, приходится компенсировать нехватку тепла и солнца яркими цветами. ...
В индийской деревушке Вадиа в штате Гуджарат сыграли необычную массовую свадьбу для местных девушек. На церемонии бракосочетания восьми пар достигших совершеннолетия и 13-ти пар, которые были только обручены из-за несовершеннолетия, ...