Соловки. Монастырь-музей
lica_alica — 28.07.2016 Я поняла, почему мне так трудно писать о Соловках: я просто не знаю – что это? Или знаю, что у единственного этого короткого слова столько смыслов и значений, что написаны обо всех них целые книги и научные труды, а тут я со своими …стоп! Я ведь и пытаюсь разобраться со своими впечатлениями, я не претендую ни на эрудицию экскурсоводов, ни на духовную глубину живущих здесь монахов, ни на образцовый отчет-репортаж для туристического издания, я просто пишу в свой личный дневник. Так что же тогда Соловки именно для меня?- Море, которое окружает острова, и о нем я уже сказала вслух все, что хотела сказать вслух.
- Монастырь, который расщепляется в сознании на неприступную крепость, православное «государство в государстве», музей и место, тягчайшее по энергетике из-за его тюремно-лагерной ипостаси.
- Безупречной красоты природа, кое-где доведенная до совершенства монашескими руками еще 500 лет назад. То есть и это о силе духа, получается.
- Уникальные уголки, природные и… кто его знает, какие еще, но уникальные точно.
- Место, где происходят необъяснимые вещи. (Вот прямо после этих слов Фомам Неверующим можно начинать смеяться.)
Полочки будущих постов выстроены? Если бы! Ведь все вышеописанное постоянно меняет смысл и форму, природа оборачивается памятником, а необъяснимое случается вдруг прямо с тобой. И все-таки пойдем по полочкам.
Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
То место, что в одиночестве воспринималось мной, как огромный единый и живой организм, для тургруппы и гида было всего лишь объектом экскурсии. Вот только мне совсем не хочется на этих страницах проводить экскурсию, переписывать куски текстов из интернета или перебирать названия башен и церквей. Давайте я просто моими глазами покажу пунктиром три с половиной часа, проведенные за стенами монастыря. По большей части делать я это буду молча, но… как пойдет, переписывать уже все равно не буду. Ну, а фотографии обязательно пронумерую для тех, кто захочет что-то спросить. Я ведь все-таки и слушала, и читала историю монастыря до и после поездки. До… да, это еще одна мистика, связанная у меня с круизами и книгами, но сейчас не о том речь.
Заходим…
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Без экскурсовода или, как написано, смотрителя, во внутренние помещения попасть нельзя. Все закрывается на замки и решетки.
Второй момент – везде перманентный ремонт и реставрация. Знаю, многие ворчат, мол, когда уже это закончится, когда засверкает-засияет монастырь. Мне же, напротив, это не только не мешало, но и создавало вполне определенный настрой: жизнь в процессе возрождения. То, что рушили 70 лет, рождается заново не легко и не быстро, но рождение иным бывает редко. Несообразностью и тем, что внутренне ощущается неверным, было лишь то, что стройка идет руками вовсе не монахов и не трудников (как на острове Анзер, куда нам было не попасть), а не всегда православными рабочими печально известной компании, что заметна на всех крупных церковных объектах. К слову, в ЮНЕСКО вообще считают, что монастырь должен остаться в его нынешнем полуразрушенном состоянии.
13.
14.
15.
16.
Память о пожаре 1923 года. Монастырь полыхал трое суток…
17.
Монастырь храмовый
18.
19.
Никольский храм, один из первых в монастыре. Да и как иначе могло быть, у кого искать заступничества, если добираться сюда только морем.
20.
«История Соловецкого монастыря берет свое начало в 1429 году, когда на остров прибыли преподобные Савватий и Герман. Поселились они в северной части Большого Соловецкого острова у губы Сосновой, на берегу озера, «воздрузиша крест и келью себе поставиша». Место пустыннических подвигов преподобных позже получило название Савватиево. С него началась история Соловецкой обители.
В устроенной пустыни монахи прожили 6 лет, затем оба покинули Соловки. Преподобный Герман отлучился на материк по хозяйственным нуждам. Оставшись один, преподобный Савватий почувствовал близкую кончину и, желая причаститься Святых Христовых Таин, также отправился на материк. В устье реки Выг он встретил священника, посещавшего местных христиан, тот исповедовал и причастил подвижника. Вскоре преподобный Савватий отошел ко Господу, случилось это 27 сентября 1435 года. Преподобный Герман вернулся на остров лишь на следующий, 1436 год. Вместе с ним прибыл монах Зосима. На этот раз для поселения был выбран берег Бухты Благополучия».
21.
В надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Выемки слева от ступеней – следы лестницы прошлых веков. Легких путей себе монахи не сооружали, да…
22.
23.
24.
25.
Монастырь-крепость
Не понял меня фотоаппарат, сфокусировался не на древнем бревне, впечатлился каменными глыбами.
26.
«…Кладен камень великой человеку 200 или 300 едва волокут…» - из древних летописей.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Следите за
34.
Сюда было вообще-то нельзя, но… это же самое интересное – то, куда нельзя.
35.
36.
Ведь по этим ступеням идешь совсем не с тем чувством, что по современным. А если ты еще и кинестетик?! Это же просто мурашки по спине от ощущения веков…
37.
Это не декорация черными шариками, это обозначенные следы попадания английских ядер во время Крымской войны в 1854 году.
38.
Все-таки из интернета, а ведь не собиралась. Но как не процитировать такое:
«Решающие события произошли 6 июля, когда два английских шестидесятипушечных фрегата, "Бриск" и "Миранда", приблизились кСоловецкому монастырю. Пытаясь вступить в переговоры с монастырем, английская команда вывесила на мачтах сигнальные флаги. Однако монахи, незнакомые с морской грамотой, хранили молчание, а два сигнальных выстрела с корабля были восприняты как начало боевых действий. Одно из ядер ответного залпа попало в английский фрегат, повредило его и заставило уйти за мыс. Столь дерзкий ответ возмутил англичан. Утро следующего дня началось с обмена депешами. Командир эскадры заявил, что монастырь, обстреляв английский флаг, выступил как военная крепость, и потребовал сдачи гарнизона вместе с вооружением. Соловецкий игумен отвечал, что монастырь открыл огонь в ответ на выстрелы с кораблей и что "оружия, флагов и других военных снарядов монастырь не имеет и поэтому сдавать нечего...". Спустя несколько часов с английских кораблей на монастырь посыпались первые ядра. Интенсивный обстрел обители продолжался около девяти часов. Английскими кораблями было выпущено около тысячи восемьсот ядер и бомб, которых, по признанию английского капитана, хватило бы для разрушения нескольких городов. Превосходство англичан в вооружении оказалось бессильным перед мужеством и смекалкой защитников, мощью крепостных стен. К вечеру яростное сопротивление защитников заставило английские суда отойти от монастыря.
Подводя итог баталии, защитники были удивлены полным отсутствием человеческих жертв. Не пострадали даже чайки, во множестве населявшие монастырские стены. Лишь некоторые здания получили незначительные повреждения. Более того, за иконой Богоматери было обнаружено неразорвавшееся ядро, что и вовсе утвердило защитников в промысле божием».
Приезжал в наши дни один «королевич» посмотреть, что же это за крепость такая, какую не одолели английские корабли, но об этом в другой раз.
Фотография, не имеющая ценности художественной и исторической, но имеющая практическую для будущих туристов) Видите на правом берегу маленький серенький бетонный пятачок? Это и есть то место, с которого делаются красивейшие фотографии монастыря, опрокидывающегося в воду Святого озера.
39.
Без лишних деталей озеро выглядит куда красивее, но монахи явно не заморачиваются «возделыванием пейзажей».
40.
Монастырь-труженик
Я не зря говорила о государстве в государстве, пусть и в кавычках. Преуспевающее было «государство», с большим собственным производством: кирпичное, канатное, соледобыча, своя мельница, по всем правилам «искусства ЖКХ» оборудованное сушило…
41.
42.
43.
44.
45.
46.
На кирпичах реальная копоть.
47.
А по мельничным путям до сих пор течет вода…
48.
49.
Монастырь-тюрьма
Моя память всегда говорила, что главная тюремная страница истории Соловецкого монастыря написана в советское время, но все напоминания о страшных временах СЛОНа, «трудового лагеря» и Белбалтлага здесь вытерты, как ластиком. Видимо, помнить было не положено. Это единственный обнаруженный мною след «чумной баржи павшего режима».
50.
“… Не стало больше окутывавшей остров оберегаемой от века тишины; место смиренных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепая охрана; уже меркли тени прежних молельников за Русь и на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа, – душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни… несмотря ни на что! Влияние, заставлявшее вдумываться в значение подвига и испытаний”, – пишет соловецкий узник Олег Васильевич Волков.
Вот только смиренные монахи и просветленные богомольцы соседствовали с монастырской тюрьмой веками, еще при постройке в башнях закладывались тайные каменные мешки, о которых не знало большинство монастырских обитателей. Не стану перечислять известные фамилии и имена, просто покажу один такой мешок и процитирую слова об одном только узнике.
51.
«В 1776 г., после уничтожения Запорожской Сечи, в Соловецкий монастырь отправлен её последний атаман Пётр Калнышевский, где он провёл около 26 лет в холодной камере размером 1 на 2 м. После помилования императором Александром Пётр Калнишевский в предположительном возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 2 года (в 1803 году).
26 лет. Там, где нет даже пола. Лично я осмыслить такое не смогла, только памятью зафиксировала.
Термометр на стене при нас показывал 12 градусов тепла. Летом, когда на улице была жара.
52.
Остались у меня еще и фотографии еще из сердца Соловков, и истории оттуда, но если честно – все, больше о монастыре музейном, ратном и тюремном я говорить больше не могу. Этот пост выжал из меня всю энергию до капельки… Как восстанавливать? А увидите в следующем. Пока же держите простенький соловецкий мак, чтобы и у вас последним впечатлением оставалась не тюрьма и смерть, а яркий цвет побеждающей жизни.
53.
|
</> |