Сожгли ли арабы Александрийскую библиотеку?


В 642 году нашей эры Александрия была захвачена арабо-мусульманской армией Амра ибн аль-Ас. Несколько более поздних арабо-мусульманских источников описывают разрушение библиотеки по приказу халифа Умара, к примеру, согласно сообщениям арабского мусульманского историка Ибн аль-Кифти, по приказу Амр ибн аль-Асы сначала книги были собраны в одном месте, а потом все они были распределены по городским баням и использовались как топливо для печей в течение шести месяцев.
Эта информация также присутствует в труде Chronicon Syriacum православного сиро-яковитского епископа XIII века Григория Бар-Эбрея, он также сообщает, что уцелевшие рукописи погибли в VII—VIII веках при господстве арабов-мусульман. Все авторы описывают события схожим образом: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». Более поздние учёные стали скептически относятся к этой истории, указывая на промежуток времени прошедший после того, как они были записаны и политические мотивы различных авторов. Первым кто выразил определённые сомнения был иезуит Евсевий Ренодо, который написал замечание по этому поводу в 1713 году в своём переводе египетской Истории Александрийских патриархов, где он писал, что в этой истории «было что-то недостоверное».
По словам Дианы Делии,
"отказ Умара от языческой и христианской мудрости, возможно, был придуман и использован мусульманскими властями в качестве морального примера для мусульман в более поздние неопределённые времена, когда преданность правоверных вновь подвергалась испытанию близостью с неверными".
Российский историк-арабист О. Г. Большаков комментировал это так:
"Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки" (Википедия).
|
</> |