Соционическая беседка. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
ru_psiholog — 17.10.2019 Здесь не собирательный образ. У моей матери такой тим, так что я писал портрет с нее.Базовая БС
Никогда не говорила (мне с братом) - чтобы мы, напр., навели порядок в своей комнате, сложили разбросанные вещи в шкаф, убрали игрушки и т.п. Иногда предлагала это сделать, но не настаивала, если ей было очень нужно - то присаживалась на пол вместе с нами и мы все вместе раскладывали игрушки по кулькам. И вот при всем том, что не было никаких назойливых просьб, требований к домашним, чтобы мы участвовали-помогали, и никакого мельтешения перед глазами - кругом всё было чистенько, свеженько, светло, приятно. Вот это и придавало ощущение легкости, волшебной легкости, что непонятно было, как и когда это все делалось.
Здесь надо сказать, что базовые белые сенсорики - когда занимаются чем-либо - то без фанатизма, они не доводят себя до утомления, и тем более до переутомления, и поэтому у них не возникает чувства выматонности, закруженности, и как следствие не возникает нервозности, или наоборот - апатии, желания, чтоб все отстали. Дело в том, что белые сенсорики постоянно отслеживают внутренние сигналы своего тела, и понимают, что если тело будет сигнализировать о переутомлении, о том, что человек не выспался, голоден, замотался и т.д. - вся эта «негативная информация» будет перегружать сознание белого сенсорика (сильнее, чем представителей других тимов), и он не сможет нормально функционировать, поэтому его задача - предотвращать появление таких сигналов, а это значит - не изматывать, не изнурять себя, не делать много и всё сразу, не делать «через не могу», это значит - высыпаться, отдыхать столько, сколько нужно для хорошего самочувствия. Вот и свою мать я никогда не видел, чтоб она была без сил и настроения, дающая своим уставшим видом всем понять, что не надо сейчас к ней подходить.
То же самое было, если кто-то в доме заболеет. Никаких пестований, никакого трепета перед болезнями, навязчивых требований выпить таблетку, лежать в кровати и т.д., но при этом и не было ощущения заброшенности, наоборот - было чувство какой-то невидимой заботы, вроде ничего не происходит, и ты просто играешь в свой конструктор, просто рисуешь, смотришь мультики и... выздоравливаешь, и мама имеет к этому какое-то отношение, ты не можешь понять - какое именно, но чувствуешь, что точно имеет.
Это тоже проявление белой сенсорики - умение ненавязчиво (незаметно) подсунуть градусник и измерить температуру, подать таблетку и предложить полоскать горло так, что и не заметишь этих процедур, потому что они не были «событием», «действием». Ну и так и во всем - вся забота и вся работа матери - это не действие и не воздействие.
У меня просто БС в активационной функции, поэтому я обостренно воспринимаю любые прикосновения (мне они неприятны), мне не нравится видеть стремление меня полечить, неприятно видеть вообще какую-либо напряженность и ажиотаж вокруг сенсорики ощущений, поэтому я так сейчас и рассказываю - в духе «было легко, и больше ничего не помню» - потому что никакие проявления матери не оказывались вторжением в мою БС, воздействием на меня. Мать знала, что мне неприятно обниматься, что не люблю, когда меня целуют - это для меня не признаки хорошего отношения и привязанности - и хотя я никогда об этом не говорил и не показывал, - мать не тискала меня, не пыталась прижать к себе, удержать как-то возле себя, не лезла с поцелуями, и вообще не прикасалась ко мне лишний раз. И вот из таких мелочей, из учитываний, кому что приятно и неприятно - она и создавала комфорт.
Про некоторые моменты из описаний Дюма. Мать любит сервировать (но она не знает об этом, люди свою базовую обычно не осознают), даже если забежала на 15 мин, она (опять же - быстро и незаметно, вроде только вышла на кухню и зашла) нарежет сырок-колбаску-помидоры и красиво разложит их на тарелках, достанет бокалы для вина (я бы и из кружки попил нормально), так что каждый раз получается маленький новогодний стол, она это не «устраивает», а просто не представляет - как можно еще по-другому. Про отдых тоже совпадает с описаниями: экстремальные подходы - это не для Дюма: мать, конечно, и в сложных условиях разложит красиво на тряпочке или газетке, и создаст уют, насколько это возможно, но ей и даром не нужны все эти бродяжничества с палатками, спанье на опушках леса, на вокзалах, на лавках в электричках под грохот колес и мелькающий свет и т.п.
Из внешнего. Дюма, как и все иррационалы, обычно создает впечатление человека расслабленного, со свободными движениями и жестами «от плеча» (рационалы жестикулируют «от локтя», а плечи остаются малоподвижными, как бы зафиксированным, прижатым к телу), когда сидит, стоит, общается с кем-то - не следит за координацией, не старается (как рационалы) сохранять вертикальную симметрию (чтобы плечи были на одном уровне, голова была прямо и т.д.), т.е., Дюма сидит, стоит, идет, говорит - так, что по нему видно - он не напряжен, он все делает так, как ему удобно, физиологично, отсюда и ощущение легкости и гармоничности движений, их естественности. Ну и по взгляду иногда путают с интуитами, потому что часто взгляд у белых сенсориков как бы с поволокой, несколько мечтательный, рассеянный. Вот у матери именно такие - иррациональная пластика и «интуитский» взгляд.
Творческая ЧЭ
Благодаря ее ЧЭ у меня никогда не было трудностей о чем-то с ней говорить. Она легко давала «подсказку» - с чего начать, или начинала сама, и легко поддерживала разговор, сопровождая его правильными эмоциями, располагающими к беседе. Точно так же и с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, она могла сказать какую-то малозначительную фразу, но - опять же - сказать правильно, вызывая этим у человека соответствующий настрой, побуждая его говорить, вызывая у него чувство расположенности к себе. Она легко могла рассеять плохое настроение у какой-нибудь ворчащей старушки или старичка: некоторое время она работала в собесе - не в офисе, а когда разносят еду, квитанции оплачивают, по дому помогают, - я иногда ходил с ней, помогал с сумками, и видел, как она их успокаивала и превращала их возмущение и печали в заинтересованность и надежду, ну, так детей отвлекают, заговаривают и отвлекают, вот она умела это делать легко и быстро, т.к. времени на каждого старичка было мало, чтоб выслушивать, надо ж было бежать к другим.
Т.к. ЧЭ у Дюма находится на контактной стороне, то люди этого тима эмотивисты. Одна сторона эмотивизма - то, что сейчас выше описал, что они легко и умело могут воздействовать на человека эмоционально - поднимать настроение, успокаивать, отвлекать, располагать к общению и т.д. А другая - это то, что свое собственное эмоциональное состояние им приходится регулировать за счет постоянного поиска новых впечатлений - это могут быть поездки на море, походы в кино-парки, это могут быть и поиски новых эротических и любовных переживаний. Так что я помню, что все детство мы куда-то ходили - в кино, в парки, ездили на моря, и помню то, что у мамы были любовники (чуть ниже объясню, что это не столько потребность в этико-сенсорном разнообразии, сколько последствия жизни с ревнивым, недоверчивым Драйзером, моим отцом).
Еще мать легко устраивала скандалы, громкие, иногда исполненные патетики (повторюсь - как черный этик она это все делает умело, без переигрываний, разве что изредка и самую малость, когда надо для дела, но Станиславский бы поверил), и частенько их устраивала, да и сейчас не против (то со мной, то со своим мужчиной). Дюма это может. Он не всегда настроен только разряжать обстановку, умеет и накалить. На дальней дистанции, глядя на такого - расслабленного, миролюбивого, уступчивого, обычно улыбчивого, и как бы с ленцой человека - может создаваться впечатление, что ругаться и скандалить он не способен в принципе, но это не так. Способности и задатки у него к этому есть, еще какие.
А в целом - есть стереотипное представление, будто черные этики - это люди экспрессивные, этакие шумные итальянцы, размахивающие руками - такого не было. Мать не была шумной, но разнообразной в эмоциях - да, она, как ручеек, постоянно переливалась оттенками эмоций, для моей наблюдательной ЧЭ - было то, что надо: во-первых, у меня не было необходимости провоцировать ее на эмоции, чтоб узнать о ее душевном состоянии; во-вторых, эти ее легкие переливы и изменения давали ощущение достаточного разнообразия; и, в-третьих, мне было легко ее понять, я видел ее состояние со всеми нюансами (ну, мне ребенку это облегчало жизнь, я читал маму, как открытую книгу, мог без усилий в любой момент видеть ее состояние и переживания, ее отношение к чему-либо, к кому-либо, и ко мне в том числе, видеть это и в деталях, и в целом, напр., - отчетливо видеть, что она меня любит. Брат у меня Робеспьер, он сейчас вспоминает, что в детстве, да и потом не видел, что мать его любит, поэтому вырос с глубокой обидой и озлобленностью на нее; когда он признался в этом - меня удивило (не вслух) - как? если я со стороны видел, что она его любит, а он почему не видел сам?, потом почитал соционику, и стало понятно, что такое тоже может быть, что будучи логиком он и правда мог не понимать ее чувств и отношения к себе).
Ну и праздники-застолья-посиделки - это ее стихия. Хоть она и интроверт. Чтоб громко играла музыка, желательно веселая и бодрая, чтоб потанцевать, и гомон гостей, и немножко разборок, а потом все помирились, и вот эта вся атрибутика.
Ролевая БИ
Еще помню, когда ходил в сад и школу - никогда у нас не было по утрам сборов, как у пожарных, чтоб подскочили, быстро оделись и побежали. Мы спокойно завтракали и одевались, и спокойно шли в садик. Думаю, это тоже было проявлением ролевой функции у матери - что нехорошо это - нестись сломя голову, запыхавшись переодеваться, и забегать в группу в последний момент.
Болевая ЧЛ
У меня есть на работе коллега Дюма - он года три подвозил меня на своей машине до работы и обратно, в любое время года, зимой и летом, стабильно. Это как пример - как может проявляться стремление Дюма быть нужным. И вот он долго подвозил меня, но денег не брал - на бензин, на детали, хоть на что-нибудь, хотя бы символически, хотя бы изредка - никогда не брал, так что я вскоре сам стал задумывать - а я-то зачем ему нужен? возить меня. Ну, может быть, я давал ему это ощущение нужности, не знаю, как еще можно объяснить.
А так, как говорят о ЧЛ - это о способности что-то предпринять - Дюма в этом не беспомощны. Когда были 90-е - мать торговала зеленью (лук, петрушка), купит на центральном рынке большой пучок, сделает три маленьких и продает (я бы и до такого не додумался, если честно). Потом на выручку возьмет полбулки черного хлеба, слабосоленой кильки граммов 200, и баночку маргарина «Рама» - и принесет, всех накормит. И здесь снова выручала ее БС, что еда вроде скудная, но все свежее, она сделает бутерброды с этой килькой, они и пахнут и выглядят здорово - пряный запах ржаного хлеба, слабосоленой рыбки, еще остатками непроданного лука присыплет, и от этого не было ощущения давящей бедности, от этого настроение становилось лучше. Здесь тоже срабатывала рекомендация из соционики - человек лучше всего справляется с проблемами, когда решает их со своей базовой функции.
Суггестивная ЧИ
Первым ее мужем был Драйзер, т.е. вместе были два этика-сенсорика, которым не хватало интуиции. Мать не знала, как вести себя, в смысле не могла предусмотреть (кроме каких-то самых простых моментов) - что может спровоцировать приступ подозрительности и ревности у недоверчивого Драйзера, поэтому часто на этой почве между ними вспыхивали ссоры. Когда они только поженились, она была верной женой, но отец (из-за болевой ЧИ) все равно не верил ей и постоянно оскорблял своей подозрительностью, так что она в конце концов пришла к выводу - что стараешься, что не стараешься - он все равно не верит, вот и какая разница: тогда уж можно поступать так, чтоб не терпеть его подозрительность напрасно, хоть не так обидно (тогда у нее и стали появляться другие мужчины).
Во время ссор - на почве ревности (они больше не из-за чего другого по сути и не ругались) - она, из-за слабой ЧЛ и ЧИ, не очень хорошо понимая последствия своих слов, действовала уже по принципу «сгорел сарай, гори и хата» и в запальчивости выдавала подробности своих похождений, с кем и что делала, когда и как (иногда и сочиняла - просто, чтоб уже побольнее поддеть отца), чем конечно только распаляла скандал, и усложняла отношения с отцом в целом.
И еще одним атрибутом суггестивности по ЧИ можно назвать легковерие всему, что говорят (и вообще - людям). Я когда сказал матери «а ты Дюма» и немножко объяснил, что это значит - она, спокойно выслушав это - ответила только «Да? Интересно...», но не в смысле, что интересно, а просто из вежливости, было видно, что ей в общем-то все равно. А спустя время, когда я увидел, что ее спутник Дон Кихот, который постоянно нервирует ее, и которого она регулярно выгоняет, а потом скучает и ждет - когда узнала, что «он ей подходит» - эта новость ей понравилась, и ее мать приняла легко, без вопросов и сомнений, ей не показалось странным - чем же это и как он подходит и чем, если они постоянно ругаются, и он ее часто бесит своей бестолковостью и непутевостью.
Активационная БЛ
Еще активацию матери видел в таком моменте: когда мы ездили в деревню (что-то вроде дачи) - она собирала детвору, что слонялась там без дела, и находила им занятие... напр., посчитать, сколько сдачи должны дать в магазине, или какое время показывают стрелки на часах, или просила почитать названия городов на карте, или еще чем-нибудь занимала их образовательно-развивающим. Они охотно считали, читали - это же не в школе, тут интереснее. А признаком работы по активационной можно считать то, что человек быстро устает работать с этой функции, вот и мать быстро уставала, и занималась такими развивашками по чуть-чуть, в охоточку, только когда было настроение.
Ограничительная (наблюдательная) ЧС
Еще ограничительная проявлялась у матери в ситуациях, когда она стала замечать, что я в браке несчастливый, но не знала - чем она могла бы помочь - и тогда пыталась «поднадавить» какими-то разговорами, вроде «жена тебя ни во что не ставит» и т.п., в общем смысл этих разговоров был такой - «соберись, не оставляй этого просто так», «давай, сделай что-нибудь» - а что именно я должен был сделать или что вообще можно было бы сделать в такой ситуации - она сама не знала, просто как стратег (соционический) видела конечную цель - чтоб я был счастливым и всё, тогда и ей станет лучше и спокойней, - ну, в общем, пыталась повлиять на меня как-то по-волевому, поднажать (не сильно, не настойчиво - с ограничительной функции человеку неохота усердствовать - но пыталась).
|
</> |