Социальная плотность — это что и о чём? Ч. 6
new_rabochy — 21.02.2021Резюмирован переворот в организации процесса труда, отношениях и связях товарного производства, осуществляемого в институциональной форме предприятия, произошедший вследствие последовательных исторических волн научно-технической революции, выразившихся в индустриальных (промышленных) революциях, а также его отражение в буржуазной экономической науке.
Впервые обобщённо (тезисами) показана противоположность буржуазной реальности и буржуазной действительности производных производственных (экономических) отношений и связей между общественными индивидами в процессе осуществления ими товарного производства.
Также впервые обобщены специфические базисные и надстроечные отличия и противоположность классовой организации буржуазии и пролетариата, а равно и революционная диктатура пролетариата как единственный способ организации пролетариата в класс для себя, исторически абсолютно необходимый для начала процесса возвращения особых народов и человека вообще к самим себе.
Смена формы предприятия вследствие буржуазной научно-технической революции.
Порождённая и расширенно воспроизводимая буржуазным способом производства #научно_техническая_революция выразилась в нарастающих и уплотняющихся с конца 18-го и до 1980-х годов волнах индустриальных (промышленных) революций.
В течение первой половины 20-го века эти #волны_индустриализации вплоть до превращения её в тотальную индустриализацию накладывались одна на другую вплоть до «перехлёста», то есть ещё не успевала завершиться одна волна, а уже начиналась, догоняла и опережала предыдущую другая волна.
Экономическая (= буржуазная) наука обобщила этот процесс сначала посредством теории длинных циклов экономики — циклов Кузнеца, циклов Кондратьева и вековых трендов Броделя, которыми завершено развитие теории цикличности экономики, а затем — посредством теории «технологических укладов».
Теория цикличности экономики — это «#экономическая_динамика » как частный случай «социальной динамики» Конта. В то время как теория «экономических укладов» — это «#экономическая_статика » как частный случай «социальной статики» Конта.
Этим самым #экономическая_наука, сама того не желая и до сих пор это упорно отрицая, фактически стала тем, чем она и является — разделом Большой социологии.
Социологические природа, содержание и характер экономики стали ещё более очевидными вследствие перемещения фокуса внимания экономистов на предметы социальной психологии, «научной организации труда» (эргономики и т.д.), «менеджмента» (управления) и «тектологии» («всеобщая организационная наука» Малиновского-Богданова и других, включая «организационный инжиниринг»).
Однако социально гораздо, несопоставимо (как земля и небо) более значимым для человека, чем развитие экономической науки, стала радикальная замена экономически доминирующей институциональной формы предприятия.
До первой индустриальной революции доминирующей институциональной формой предприятия была большая семья (#большая_семейная_община ), по образу и подобию которой создавались и функционировали мастерские, торговые дома и их объединения соответственно в цеха и гильдии.
Да и мануфактуры создавались и функционировали как большие мастерские, а применявшие надомный труд мануфактуры — по образу и подобию цеха, за исключением членства непосредственных производителей не только лично зависимых (это вообще не обсуждалось), но и лично свободных, в том числе надомников, в мануфактуре как корпорации (общине).
Первая #промышленная_революция, осуществившая переход от ручного труда и производства товаров к механизированному труду и машинному производству товаров низвергла большую семейную общину с пьедестала экономически доминирующей институциональной формы предприятия.
Экономически доминирующей институциональной формой отныне стало #предприятие (фабрика, завод и другие разновидности промышленного предприятия, а также сельскохозяйственное, транспортное, торговое, издательское, образовательное и всякое иное предприятие), по образу и по подобию которого преобразовывалась теперь также и семья.
Это стало началом действительно революционного переворота не только во всей социальной организации буржуазного общества, но и всего человечества, открывшим, между прочим, новые «тёмные века» во всемiрной истории, произведшим не закончившиеся доныне новое «великое переселения народов» и «восстание масс» (Хосе Ортега-и-Гассет), которые стали исторически беспрецедентными по своим масштабам, формам проявления и последствиям.
Переворот в организации предприятия и его выражение в буржуазной реальности.
Что представляет собой #совокупный_рабочий_предприятия в сравнении с большой семейной общиной?
Совокупный рабочий предприятия однозначно не есть ни корпорация кровного родства, во-первых, ни корпорация вообще, во-вторых, ибо не наёмные работники учредили соответствующее предприятие, но они экономически вынуждены (принуждены) «добровольно» отчуждать свою способность к труду в распоряжение субъекта, фактически выполняющего функции частного собственника этого предприятия, в-третьих.
#экономическо_принуждение теперь — это властно-производственное принуждение, опосредствованное политической, юридической и идеологической властью над общественными условиями жизни общественных индивидов, которая (#институциональная_власть ) принадлежит особому (национальному) отряду буржуазии, организованному во всеобщую политическую корпорацию — в особое (обособившееся особенное) #национальное_политическое_государство.
Иными словами, между участниками совокупного рабочего предприятия, в отличие от большой семейной общины, теперь нет непосредственной экономической, имущественной связи и отношений даже в процессе организации и осуществления их труда на предприятии.
Экономические связи и отношения между органическими членами совокупного рабочего конкретного предприятия устанавливаются теперь помимо их непосредственно-личного участия, во-первых. Ибо они устанавливаются внешней по отношению к каждому из них, стоящей над и господствующей над ними чуждой им властью, во-вторых. И за неподчинение этим извне навязанным отношениям и связям или их ненадлежащее осуществление неотвратимо следует соответствующая санкция (наказание), в-третьих.
Ансамбль экономических отношений и связей (реальный материальный базис) — это ансамбль производных производственных отношений и связей, обусловленных не только институциональной (опосредствованной политическими, юридическими и идеологическими институтами) социальной организацией производства, но также и технологической организацией (техническим базисом) этого же самого производства.
Об экономических (имущественных) связях и отношениях между органическими членами совокупного рабочего конкретного предприятия в процессе воспроизводства ими самих себя (и как органических членов совокупного рабочего, и как общественных индивидов вообще) и производства ими же новых общественных индивидов (своего потомства) вообще речи нет, и быть уже не может.
Такие связи и отношения между ними теперь не относятся к общественным функциям того предприятия, органическими членами совокупного рабочего которого они являются, и поэтому вынесены за его пределы для осуществления в иных институциональных формах предприятия, начиная с семьи.
Но именно эти отношения и связи воспроизводства общественных индивидов как таковых, то есть как людей, существенно определены их принадлежность к становящемуся или существующему особому народу.
Обо всём этом речь пойдёт в ином месте, а пока мы вернёмся экономическим отношениям и связям, которыми конституируется совокупный рабочий предприятия.
Что означают рассмотренные в предшествующих абзацах непосредственные отношения и связи между членами (органами) совокупного рабочего предприятия с точки зрения социальной организации этого совокупного рабочего, данной как объективная реальность буржуазного общества?
Это означает, что в объективной реальности у непосредственных отношений и связей между органическими членами совокупного рабочего теперь нет реального материального базиса — все эти непосредственные отношения и связи между органическими членами совокупного рабочего в объективной реальности есть отношения и связи исключительно и только надстроечные, то есть идеологические (социально-психологические), юридические и политические.
Поэтому в объективной реальности буржуазного общества и буржуазного сознания нет никаких материальных оснований для возникновения и осуществления действительной (подлинной) органической солидарности между органическими членами совокупного рабочего (в той части, в какой речь идёт о них исключительно и только как об органических членах совокупного рабочего).
В объективной реальности буржуазного общества #солидарность между органическими членами совокупного рабочего возможна только посредством учреждения ими собственных общественных корпораций духовного родства, предметом и целью существования и деятельности которых является осуществление, в том числе защита, тех или иных видов их частных и общих интересов — идеологических (духовных), экономических (имущественных) и политических.
В этой объективной реальности, к которой принадлежит также и совокупный рабочий, его органические члены действуют исключительно и только как #частные_лица — индивидуумы, вступающие в те или иные отношения и связи «гражданского общества» и политического государства.
Противоположность классовой организации пролетариата и буржуазии.
Однако в действительности каждый #рабочий вступает в производственные отношения и связи не с индивидуальным, но с корпоративным (организованным в корпорацию духовного родства) субъектом производственных отношений — с национальным отрядом буржуазии. И посредством этого национального отряда буржуазии — со всем общественным классом всемiрной буржуазии, во-первых.
Во-вторых, вступает рабочий в эти #действительные_производственные_отношения и связи отнюдь не как индивидуум, но как органический член эксплуатируемого объекта производственных отношений, всею совокупностью общественных условий производства общественных индивидов вынужденный вступать в эти производственные отношения именно в этом своём социальном качестве для того, чтобы жить, производить своё потомство.
Ибо, в-третьих, таков #действительный_материальный_базис того производства общественных индивидов, средством воспроизводства которого в качестве органического члена объекта производственных отношений является всякий конкретный рабочий, который вследствие этого в действительности есть органический член всемiрного общественного класса — пролетариата, социально предопределённый и определённый именно этим своим классовым качеством (принадлежностью к пролетариату).
В социальной действительности буржуазного общества отношение, существующее в реальности этого же самого буржуазного общества, переворачивается (теоретически правильно сказать — наоборот, но в данном случае логика изложения определяет взаимное отношение между двумя этими социальными пространствами в тексте, обратное их действительному отношению).
В реальности буржуазного общества #господствующий_класс выступает и действует в экономических отношениях с пролетариями как класс, организованный в #класс_для_себя, то есть как организованный в свои национальные политические государства класс.
Буржуа вступает в экономические отношения с пролетариями как представитель политически, идеологически и институционально господствующего класса, и вступает он в эти экономические отношениями с индивидами-пролетариями не как с представителями класса, но исключительно и только как с частными индивидуумами.
Хотя эти экономические отношения институционально организованной буржуазии с индивидами-пролетариями могут опосредствоваться профсоюзами, что было и бывает далеко не всегда, это ничего не изменяет в характере этих отношений.
В буржуазной реальности #пролетарий вступает в отношения с институционально организованным классом буржуазии, опосредствуемые конкретным представителем этого класса, не как представитель пролетариата, но как частный индивидуум.
Его (пролетария) отношения с другими представителями пролетариата в буржуазной реальности есть #экономические_отношения_конкуренции, во-первых, которые, возможно, дополняются и смягчаются, до определённо степени нейтрализуются корпоративными отношениями политической, идеологической и институциональной солидарности (взаимной помощи).
В буржуазной действительности, однако, пролетарий вступает в #производственные_отношения не как частный индивидуум, но как представитель всемiрного общественного класса — пролетариата.
И этот всёмiрный класс непосредственных производителей не есть нечто мыслимое (наоборот, в силу господства буржуазной объективной реальности это очень долго не осознаётся, не мыслится самими пролетариями и всем пролетариатом как целым).
#пролетариат как #всемiрный_общественный_класс существует материально как единое органическое целое в той самой мере, в какой производство общественных индивидов стало органически целостным всемiрным производством.
Иными словами, органическая целостность всемiрного пролетариата есть не что иное, кроме как органическая целостность всемiрного (глобального) производства общественных индивидов, которая существует материально, ибо это и есть #социальная_форма_материи как таковая в своём самом непосредственном способе бытия.
До определённой степени можно сказать, что всемiрный пролетариат есть всемiрный совокупный рабочий, но с той оговоркой, что в органическую целостность он организован отнюдь не внешней, стоящей над ним и господствующей над ним чуждой ему властью над осуществляемым непосредственно им (пролетариатом) производством.
Организация пролетариата во всемiрную органическую целостность есть результат всего предшествующего исторического развития человека, произведённый самим человеком.
Однако производственные отношения и связи между непосредственными производителями, то есть между пролетариями, в общественных условиях буржуазной действительности не есть непосредственные отношения и связи — они опосредствуются чуждой и чужой пролетариату, стоящей и господствующей над ним и над всем, осуществляемым пролетариатом, производством общественных индивидов, эксплуатирующей его властью.
Сама эта #чуждая_пролетариату_власть_над_производством общественных индивидов, осуществляемым пролетариатом, персонифицирована именно как всемiрный общественный #класс_буржуазии, то есть как #субъект_производственных_отношений и связей, в то время сам пролетариат в этих производственных отношениях и связях предстаёт исключительно и только как #вещный_объект.
По мере выхода капиталистов из непосредственного процесса производства и их замещения наёмными агентами (менеджерами), который завершился посредством тотального акционирования и превращения всех видов общественного капитала в превращённые формы финансового капитала, #класс_финансовых_капиталистов (никаких других капиталистов больше нет) необратимо стал тотально паразитическим классом.
Но в отличие от пролетариата, материально организованного как класс, но не как класс для себя, а исключительно и только как класс в себе, буржуазия, будучи идеологически, политически и юридически организована в класс для себя, материально не организована именно как класс, ибо материально она не может быть организована как класс. Почему?
Частное производство = частная собственность = частное присвоение абсолютно исключает (отрицает) социальную организацию всемiрного производства общественных индивидов в одно-единственное глобальное предприятие — эту абсолютно предельную тотальную централизацию капитала!
Натурный эксперимент в форме СССР показал и доказал — тотальная централизация всего капитала «нации» как форма функционирования капитала не эффективна в нормальных условиях воспроизводства капитала; она приемлема и необходима лишь в экстремальных условиях в течение ограниченного периода для решения ограниченного круга задач расширенного воспроизводства капитала.
#конкуренция_внутри_буржуазии, в отличие от пролетариата, обусловлена не только и не столько собственно экономическими, политическими и идеологическими мотивами и стимулами, но и сколько самой общественной природой (сущностью), общественной формой (всей совокупностью всех производственных отношений) и всей социальной организацией производства общественных индивидов как частного производства = частной собственности = частного присвоения.
Поэтому #буржуазия_как_класс может организоваться исключительно и только политически и юридически, то есть в политические, хозяйственные и иные корпорации буржуазии, которые суть корпорации духовного родства. Именно так и организована буржуазия и в буржуазной действительности, и в буржуазной реальности.
В буржуазной действительности пролетариат может организоваться как класс, то есть превратиться из класса в себе в класс для себя, только одним способом. Каким?
Пролетариат может организоваться и осуществить самого себя как класс для себя, лишь только организовавшись в #государство_революционной_диктатуры_пролетариата и экспроприировав ставший паразитическим общественный класс финансовых капиталистов, тем самым последовательно упраздняя в последующем не только всякое политическое, но и #социальное_неравенство в любом его виде.
И это #революционное_преобразование_буржуазного_общества в общество первой фазы коммунистической общественной формации может быть осуществлено только во всемiрном (глобальном) масштабе, но начаться это революционное преобразование может только в одной отдельно взятой стране, которая является наиболее слабым звеном во всей капиталистической цепи.
Является ли такая страна одним политическим государством или группой политических государств — это определяется конкретно историческими условиями.
(продолжение следует)