Об украинцах и этничности
new_rabochy — 17.02.2021 Давеча ll2000, который себя позиционирует как националист либертарианец, упрекнул меня, что я де отделяю украинцев и белорусов от русских, а вот 100 лет назад мы все были одним народом. Во-первых, я не отделяю от русских тех, кто сам себя от нас не отделяет. На самом деле понятия "один народ" или "братский народ" более чем туманные категории. Нет сомнений, что восточные славяне достаточно близки друг к другу. Однако северные русские чуть отличаются от русских центральной полосы, русские из центра отличаются от южных русских, южные русские близки до степени неразличимости к восточным украинцам, восточные украинцы чуть отличаются от жителей центральной украины, а те от западенцев. Все переходы плавные и живущие рядом группы восточных славян похожи, но если сравнивать население на крайних точках ареала - западных украинцев и северных русских, то это будут уже разные этносы.Но вопреки примордиалистским теориям этничность не детерминирована языком, культурой или генетикой. Сербы, хорваты и бошняки говорят на одном языке, но не считают себя одним этносом, также как не считают себя британцами англоязычные ирландцы и не считают себя датчанами норвежцы говорящие на букмоле. Этничность это прежде всего самосознание, которое включает соответствующую самоидентификацию, мифологизированное представление об общем происхождении и ряд маркеров позволяющих отделить своих от чужих. Конкретный набор этих маркеров варьируется, таковым может быть, но может и не быть язык (как в приведённых выше примерах). Может быть, но может и не быть религия, так ирландцам или полякам важно, что они католики, а среди немцев есть и католики и протестанты. Маркером может быть антропология, но большие и широко расселённые этносы внутри себя могут иметь представителей разных подгрупп большой расы.
Ситуация столетней давности была сложна тем, что большинство восточнославянского населения были малограмотными или вовсе неграмотными крестьянами, которые о своей этничности мало задумывались. Важнейшими идентичностями в таких традиционных обществах являются религиозная (в нашем случае православие), сословная (крестьяне, мещане, казаки и т.д.), региональная (вятчане, калуцкие, ярославцы, костромичи и т.д.) и отношения подданства с определённым государством. Крестьяне могут быть шовинистами и не любить жидов, мусульман, немцев и чухонцев, но вот своего развитого этнического самосознания у них обычно нет. Оно появляется, когда городские интеллигенты через систему образования внушат крестьянским детям тот комплекс представлений, который и является этническим самосознанием. Потом его актуализирует служба в призывной армии. Затем человеку регулярно напомнят кто он разные бюрократические документы (вспомним национальность в паспорте, свидетельстве о рождении и анкетах). Наконец, свою работу сделает массовая культура и СМИ.
Накануне революции в Российской империи всеобщее школьное образование развивалось, но ещё не охватило всех детей, а если брать тогдашнее взрослое население, то менее его трети в детстве учились хотя бы в начальной школе. Призывная армия была, но до ПМВ не всех призывников брали, поскольку их количество превышало нужды армии. Бюрократия была сравнительно малочисленна и простой крестьянин сталкивался с ней эпизодически. Низкий уровень грамотности ограничивал доступ к массовой культуре и СМИ. Поэтому большая русская нация из великороссов, малороссов и белорусов оставалась недостроенной и хрупкой. Эта её незавершённость обрекла империю на распад, а белое движение, поднявшее на щит лозунги патриотизма и национализма, на поражение.
В постреволюционный период русских переучредили сузив до великороссов. Уже на базе нового концепта "братских народов" украинцев, белорусов и русских происходила ликвидация неграмотности, формировалась и внедрялась в широкие массы национальная мифология, складывалось этническое самосознание. Сегодня эти процессы давно завершились и переиграть их не получится. В случае с украинцами мы прошли точку невозврата, с белорусами возможно ещё нет, но в любом случае попытки вернуться к дореволюционному концепту русскости малореальны. Можно лишь переманить или вернуть в Россию вместе с территориями русскоязычное население и ассимилировать его закрепив русскую идентичность. Убедить же сознательных украинцев в том что они русские, потому что русский у них родной, никак не выйдет, они свой выбор сделали и относиться к ним нужно соответственно.
|
</> |