Сочинение ко дню Победы

В прошлом году я написал пост о Проспекте имени газеты «Красноярский рабочий». И мне в комментариях начали писать, даже с какой-то иронией. А чего это на памятнике, посвященном подвигу советских людей, изображена американская «Аэрокобра»?

Никакой ошибки нет. Мне самому стало интересно и я разыскал, что в течение всей войны через Красноярск проходила трасса Алсиб. По ней из Америки перегоняли на фронт бомбардировщики и истребители, в том числе P-39, те самые «Аэрокобры».
Летели обычно группами, ведущий бомбардировщик, в экипаж которого входили штурман и радист, за ним одноместные истребители. Эти самолеты в сильные морозы покрывались ледяной коркой, масло превращалось в камень, лопались резина и шланги — выходила из строя вся гидравлика и тормозная система. Отказывали карбюраторы, магнето, свечи, моторы стыли в воздухе. Бывало, вылетали группами, а непогода рассеивала их.
За три года работы трассы потеряли 81 самолет. Сухие безликие цифры. Но недавно эта история для меня обрела имя. Вот что я узнал.
Летчик-истребитель Василий Мошкей с самого начала войны принимал участие в боевых действиях. В 1941 году был тяжело ранен в небе над Москвой и попал в госпиталь. После госпиталя с тяжелой травмой направлен в 5-й перегоночный авиаполк.
Что чувствовал белорусский паренек Василий Мошкей, когда ненастным мартовским днем 1944 года, уже на подлете к Красноярску, за штурвалом самолёта Р-39 он вдруг потерял из виду своих товарищей? О чем думал в ту самую последнюю минуту, когда его "Аэрокобра" падала в бескрайний океан тайги? Мы никогда не узнаем…
В Красноярском крае в годы войны не было боевых действий, за исключением обороны поселка Диксон. Но бойцы умирали — умирали от ран и болезней в госпиталях Красноярска, гибли, выполняя боевую задачу, как Василий Мошкей… Их боль, боль и лишения, через которые прошли советские люди в те годы — это цемент нашего народа. И каждый погибший, каждый репрессированный, каждый прошедший войну — это кирпичик в стене нашей памяти.
Алексей Кулеш.
В 1982 году поисковики из тогда еще Красноярска-26 нашли в тайге фрагменты самолета и останки пилота. Василий Мошкей похоронен на Аллее Славы в Железногорске.

Красноярск всегда был далеко от линии фронта. Но здесь шла своя война, и мы ее тоже помним.
|
</> |