Борьба с пробками и изменение транспортной
инфраструктуры столицы станет приоритетом в работе нового мэра
Москвы Сергея Собянина. «Это важнейший вопрос развития московского
региона, — заявил на совещании в Минтрансе
градоначальник. — Если не принять экстраординарные меры и не
сделать так, чтобы и федеральные, и региональные власти занимались
этим вопросом вплотную, мы придем к тому, что движение транспорта
просто будет остановлено». По словам мэра, должна быть разработана
программа, в которой будет четко прописана концепция развития
транспортной инфраструктуры не только Москвы, но и Подмосковья.
Для работы над программой по развитию инфраструктуры
будет создан отдельный координационный орган. Проблема трафика
впервые будет решаться совместно Москвой, Подмосковьем, а также
Минтрансом, который выступит в роли координатора.
Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что проект
комплексного решения транспортных проблем в регионе на 2010–2015
годы уже был разработан с участием области, города и федеральных
ведомств — он подготовлен питерской компанией НИПИ ТРТИ еще в
2008 году. Его реализация оценивалась в 4,9 трлн рублей, так что
проект был заморожен в связи с кризисом.
Основное внимание в концепции уделено развитию
пассажирского транспорта, который должен стать для москвичей более
привлекательным, чем поездки на собственных автомобилях.
Существенно будут изменены логистические маршруты грузоперевозок, в
регионе предлагается построить новые дороги, в том числе платные.
Также одной из срочных мер может стать изменение логистики движения
и вынос грузовых потоков за пределы Москвы. «Нам необходимо
актуализировать эту программу. Это может быть базовым
документом», — сказал на совещании глава Минтранса Игорь
Левитин.
Согласно данным НИПИ ТРТИ, сейчас в Москве и
Подмосковье ежедневно насчитывается в среднем около 700 пробок, в
которых простаивает более полутора миллионов автомобилей. А
нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты
составляет 350–400 км.
Для изменения ситуации предлагается преобразовать
радиально-кольцевую дорожную структуру — и пустить основные
потоки в обход центра.
Также планируется строительство дорог, отводящих
транзитные потоки от самого города. В частности, концепция
предусматривает строительство скоростной автомагистрали
Москва — Санкт-Петербург и обход города Одинцово,
реконструкцию автодороги М-4 «Дон», строительство дублера
Кутузовского проспекта и Центральной кольцевой автомобильной
дороги. Всего в программе предусмотрены строительство и
реконструкция 1,5 тыс. км федеральных трасс и 1,1 тыс. км
региональных автомобильных дорог, а также сооружение 29
путепроводов на пересечениях железных и автомобильных дорог.
В документе особое внимание уделено грузовому
транспорту, который во многом и усложняет ситуацию с трафиком в
регионе. Так, в Москве и Московской области расположены 8 таможен,
которым подчинено 110 таможенных постов, осуществляющих оформление
60% экспортно-импортных грузов страны. Только в 2007 году для ввоза
такого объема грузов использовалось около 2 млн большегрузных
автомобилей в год, или 5 тыс. автомобилей в сутки.
Концепцией предлагается создать специальные зоны
локализации грузогенерирующих объектов, расположенных в районе
МКАД. Также будет разработана система маршрутов проезда грузового
автотранспорта, а посты таможенного оформления будут вынесены за
пределы Москвы. Вместе с тем будет внедрена система ночной доставки
грузов.
Логистические маршруты могут быть проложены в том
числе и по воде. Для этого предлагается развивать внутренний водный
транспорт, реконструировать 18 гидроузлов ФГУП «Канал им. Москвы»,
а также построить портово-логистический комплекс в Дмитрове.
Кроме того, по программе концепции, появится система
регулирования парковок, начнется строительство внеуличных и
перехватывающих паркингов, продолжится внедрение интеллектуальной
транспортной системы. Будут также внесены изменения в Налоговый
кодекс, определяющие возможность взимания сборов за парковку в
городах и отнесение их к региональным или местным сборам.
О платном въезде в центр города в документе речи не
идет.
Автобусы и троллейбусы, согласно концепции, будут
ездить по специально выделенным для них полосам (эту норму
предлагается закрепить в ПДД). Также пассажирскому автотранспорту
может быть предоставлено право преимущественного проезда
перекрестков.
Одна из основных задач концепции —
строительство третьего контура метрополитена и выход линий на
территорию Московской области. Также в документе говорится о
необходимости строительства новых хорд метро. Всего документом
предусматривается строительство 79 км новых линий, 43 станций и 7
депо метрополитена к 2015 году.
Железнодорожную сеть предлагается интегрировать с
сетью метрополитена.
Также концепцией предусмотрено строительство в
Москве трех новых ж/д вокзалов: в районе Каланчевской площади, на
площади Ильича и в «Москва-Сити». Вокзал на Каланчевской площади
соединит аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково. Кроме того,
предлагается построить еще пять автовокзалов.
В Минтрансе уточняют, что некоторые положения концепции могут
быть изменены, однако все предложения будут сформулированы до конца
года.