
Собянин победил заторы! (это не розыгрыш)

Вместо предисловия
Еще пару недель назад рассмеялся бы над любым, кто сказал бы, что
за неделю перед выборами мэра я буду писать в поддержку Собянина.
Но вот я это пишу. Признаюсь, было дело, проскочила мыслишка, а не
подождать ли с публикацией результатов до выборов, дабы дать городу
лишний шанс на "светлое будущее". Быстро отогнал ее прочь. Я и в
старые времена не шибка подстраивался под марксистско-ленинскую
идеологию, поэтому теперь мне вдвойне негоже пытаться подгонять
итоги исследования под политическую ситуацию.
Началось все с публикации достопочтимого eugenyshultz " Яндекс.Пробки ВРУТ ?", в которой блоггер обратил
внимание на более позитивное представление сервисом Яндекс-пробки
(ЯП) сведений о дорожных заторах в Москве. "Наметанный глаз
разведчика" заприметил в этом предвыборную "туфту" ЯП в сговоре с
командой Собянина. Отсутствие доступа к данным не смутило Евгения,
он пошел по пути лесковского Левши: "Мы люди бедные и по бедности
своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши", благо,
дорожная ситуация это такая область знаний, "когда и так из окна
автомобиля все видно". :)
ЯП, вместо того, чтобы проверить, не вкралась ли ошибка в расчеты,
начал оправдываться доводить до потенциальной
аудитории идею о том, что никакого отношения к предвыборной
кампании публикуемая ЯП ситуация не имеет и в качестве
подтверждения заявил: "В целом прирост пробок год от
года незначителен. С 2011-го он составляет примерно пять процентов
в год". Нунифигасе, незначительный прирост по 5% в год...
нудаладна, придраться формально к коллегам невозможно, поскольку
непонятно, в каких "попугаях" ЯП измеряет этот прирост. Истинная
цель, которую eugenyshultz ставил перед
собой мне не известна, это может быть как явно видимая - "вывести
ЯП на чистую воду", там и неявная - принудить ЯП к публикации более
детализированных данных. Однако, последовавшая дискуссия привела к
тому, что ЯП свои данные опубликовать "постеснялся", в результате
Евгений Шульц (в миру - Александр Евсин) на встрече в прямом телеэфире
без особых усилий "порвал" голословную, то есть не опирающуюся на
объективные данные, аргументацию ЯП: "Во-первых, я сам
стал ощущать, что те пробки, которые раньше проходили по
нотификации восьми баллов, сейчас они идут по шести. Во-вторых,
естественно, это очень выгодно с политической точки зрения, пробки
давно стали политической проблемой, поэтому я совершенно не
исключаю сговора, даже заговора.". "Дожал" Евгений их
железобетонно незыблемой конспирологической аргументацией:
Представьте, что к начальнику «Яндекс.Пробки» приходит
сам мэр либо его доверенное лицо. Есть же несколько вариантов, не
так чтобы немедленно поменять балльность. Естественно, «Яндекс»
тогда скажет: «Идите далеко и надолго», а так, что вот вам деньги,
а третий вариант – давайте мы вам будем предоставлять вовремя все
данные по перекрытиям, подключим систему своего мониторинга, а вы
нам взамен на это, пожалуйста, на два балла пробочки снизьте, это
же всем лучше будет. Это же не вводит в заблуждение конкретного
водителя, это просто влияет на широкую аудиторию, когда говорят,
что 8 баллов или 6. Чистое политическое решение.
Отмечу, моя личная субъективная оценка вполне идентична
субъективной оценке Шульца: мне как водителю кажется, что
транспортная ситуация в Москве год от года становится только хуже и
хуже. Я бы не заинтересовался бы этой темой, если бы не знал
достоверно, что на самом деле это только "обман зрения". По роду
своей деятельности мне приходится работать с объективными
данными измерений скорости движения автомобилей, речь идет о
десятках миллиардах измерений. Причем период сбора данных, которым
располагает "Пробковорот" (так называется информационная
система с которой я работаю) начинается в середине нулевых,
однако статистически значимый, регулярный и сопоставимый массив
данных в Пробковороте присутствует с апреля 2007 года, поэтому у
меня есть возможность наблюдать не только за "сегодняшней" заторной
картинкой, но и понимать, что происходит с "заторным климатом"
столицы. Так вот, "средняя заторная температура" по Москве за
последние шесть лет не имеет постоянно растущего тренда. Яркий
пример, который кое-кто сумел заприметить "на глаз" - снижение
количества заторов в 2009-м - начале 2010-го г.г. Это было
кризисное время, автодилеры с огромным трудом вели свой бизнес.
Что такое Пробковорот
Пробковорот - это информационная система, созданная для поддержки
выбора маршрутов для навигационной системы "PocketGis". Это первая
реально заработавшая в Москве система обмена сведениями о трафике,
основанная на принципе обратной связи: едущие по дороге автомобили
регулярно передают на сервер информацию о своем перемещении, сервер
систематизирует, анализирует и статистически обобщает эту
информацию и предоставляет ее установленным на автомобилях
навигационным системам в качестве основы для прокладки наиболее
оптимального с учетом заторов маршрута.
Пробковорот - это самое сплоченное в Москве пробкоориентированное
интернет сообщество, в котором
собрались в том числе аналитики из различных областей науки и
бизнеса.
Пробковорот - это уникальный многолетний банк данных измерений о
дорожной ситуации. Пробковорот с самых первых дней своего
существования был ориентирован именно на статистический анализ и
статистическую обработку, на выявление любых закономерностей в
заторной ситуации, поэтому Пробковорот является лидером именно в
статистическом анализе заторов.
С научной точки зрения Пробковорот ориентируется на используемую в
метеорологии методологию, в том числе на принцип контроля качества
путем регулярного сравнения данных прогноза с данными последующих
реальных измерений. Разумеется, для того, чтобы делать максимально
точные прогнозы необходимо иметь максимально точные модель данных и
банк данных.
Методика отбора и анализа данных
Для статистических обобщений в рамках этой статьи отбирались
привязанные к участкам дорожной сети результаты наблюдений за
скоростью перемещения порядка 30 тысяч транспортных средств. Были
отброшены данные, собранные на круговых и многоуровневых развязках,
данные по местным (второстепенным) проездам, по участкам дорог без
покрытия и по прилегающим территориям. Средняя скорость
рассчитывалась по методике расчета средних потерь времени.
Данные сгруппированы пространственно по шести зонам:
Зона1 - габаритный прямоугольник описан вокруг Садового
кольца;
Зона2 - габаритный прямоугольник описан вокруг Третьего
транспортного кольца, за вычетом территории Зоны1;
Зона3 - габаритный прямоугольник описан вокруг условной
территории Четвертого транспортного кольца, за вычетом территории
Зоны1 и Зоны2;
Зона4 - габаритный прямоугольник описан вокруг МКАД, за
вычетом территории Зоны1, Зоны2 и Зоны3;
Зона5 - территория ближнего Подмосковья (~64 х 59 км), за
вычетом территории Зоны1, Зоны2, Зоны3 и Зоны 4;
Зона6 - территория дальнего Подмосковья.
Группировка данных по времени осуществлялась по пяти типовым
интервалам времени:
УтроБ - утреннее пиковое время, будние дни;
День1Б - первая половина от утреннего до вечернего пикового
времени, будние дни;
День2Б - вторая половина от утреннего до вечернего пикового
времени, будние дни;
ВечерБ - вечернее пиковое время;
Ночь - ночное время.
Периоды пикового времени были определены при помощи анализа
многолетнего распределения средних скоростей в зависимости от
времени суток:
Могут ли эти данные не соответствовать
действительности?
Вероятность не соответствия данных действительности безусловно
положительна и отлична от нуля. Опубликованные выше диаграммы не
соответствуют действительности уже только потому, что в диаграммах
не приведены сведения о доверительных интервалах, которые в силу
существенно стохастической природы скорости транспортного потока
чудовищно велики. Однако, по моему мнению, для оценки тренда
(динамики) средних скоростей эти данные вполне пригодны. Тенденция
повышения средней скорости движения автомобилей в Москве, вполне
выражена для различных зон и периодов времени, начиная с
марта-апреля 2013. Теоретически данная тенденция может быть вызвана
систематическими возмущениями в исходных данных, например,
изменением состава наблюдаемых автомобилей от преимущественно
грузовых до марта 2013 г. к преимущественно легковым после марта
2013 г.. Для того, чтобы исключить подобную возможность было
проведено контрольное исследование в Зоне6 (дальнее Подмосковье),
которое показало отсутствие значимого повышения средней скорости в
этом районе в период с 2012 по 2013 г.г., что указывает на
сопоставимость выборки автомобилей.
Особо отмечу, мне наверняка известно о том, что эти данные
никто не корректировал в соответствии с пожеланиями предвыборного
штаба Собянина. Никого на слово мне верить не призываю,
для сомневающихся специально написал следующий абзац.
Как быть с конспирологическими теориями?
А никак. Пусть Шульц попробует доказать, что его не зомбировали во
время "случайной встречи с Навальным",
по ходу которой он настолько радикально переменил свое отношение к
этому кандидату. ;)
Вся конспирология основана на принципиальной невозможности
опровергнуть домыслы и вымыслы. Причем, чем более чудовищный
вымысел, тем сложнее его опровергнуть. Для проверки на практике
рекомендую попробовать кому либо из "стойкосомневающихся" доказать,
что Вы не марсианин. :)
P.S. Но голосовать за Собянина я все равно не стану. Наука -
наукой, а выборы от данных наблюдений мы решили изолировать в самом
начале. ;)
Во-первых, не следует забывать о том, сколько денег за время
правления Собянина потрачено на реконструкцию автомагистралей и
прочие околотранспортные мероприятия.
Во-вторых, важно помнить, что у Собянина есть департамент транспорта, одной из задач которого
является мониторинг транспортной ситуации. Молчание дептранса о
положительной динамике указывает на то, что мониторингом
транспортных потоков они толком не занимаются. То есть, системная
работа в области транспорта не ведется.
|
</> |