Собор Спаса Нерукотворного Образа на территории Спасо-Андроникова монастыря в


О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение, в котором говорится, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре.
Собор построен из плотного известняка, который добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Особенностью его архитектуры являются полукружия над серединами четырех стен, как у церкви Спаса в Переяславле, а также форма покрытия восьмигранного купола, похожая на конус. В настоящее время собор завершает большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Он был возведен вместо древнего купола, который рухнул при пожаре 1812 года, но нынешний своим видом напоминает о прежнем.

Над западным входом Спасского собора находится «Нерукотворный образ Спасителя».

В середине XIX века в Спасском соборе Андроникова монастыря пристроены приделы: правый – во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый - во имя преподобного Андроника; которые были освящены 16 мая 1848 года и 15 октября 1850 года.
В Спасском соборе находились величайшые святыни монастыря – раки с мощами первых игуменов обители – преподобного Андроника и второго игумена преподобного Саввы.

В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно. В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик.

В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части.

В 1867 году его сменил пятиярусный резной деревянный позолоченный иконостас. После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало.

Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас без каких-либо украшений.

Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица».

В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил».


К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон.

На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» на которой впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

|
</> |