Снова про толерантность ко Злу
xommep — 19.04.2023 Снова подниму тему Зла как такового; не в рамках морализаторства, как сейчас принято, а на предмет "как это работает". Понимаю, что тема не нова, и как минимум мильён раз про это писано-переписано (в том числе и в этом журнальчике), но, судя по происходящему за окном, история ничему не учит.Начну несколько неожиданно. На днях прошла Пасха; все ленты соц. сетей - в куличах, крашеных яйцах и ХВ; и против этого ничего не имею. Но заметил у некоторых (наиболее активных) православных активистов посыл, что-де раз православный - значит наш, свой. Эту особенность мышления и систему распознавания "свой/чужой" я уже неоднократно разбирал, и сегодня тоже попробую показать, где она сбоит.
В годы "холодной войны" церкви по всему миру заняли травоядную позицию а-ля "хороший полицейский", и устранились от гражданского и политического противостояния; что сформировало у обывателей ощущение, что Церковь - это за всё хорошее против всего плохого. Однако история Человечества показывает, что религиозные противостояния могут быть крайне кровавыми, и в той же самой европе религиозные войны - едва ли не квинтэссенция жестокости; может быть, за вычетом Мировых войн.
- Это где-то там у них, в гейропе, а нас-то всё по-другому! - возразит обыватель, забыв про массу кровопролитий между православными народами - что война 080808, что нонешние события вна, ведутся и велись под одними и теми же иконами с обеих сторон. Наверняка примеров можно привести кратно больше.
Казалось бы, собирался поговорить по толерантность ко Злу, и при чём тут религия?.. Как ни странно, связь самая что ни на есть прямая. Даже если у вас одинаковое Добро, совершенно не факт, что у вас одинаковое Зло; вполне может оказаться, что они диаметрально противоположны (я имею в виду ваши версии Зла). Вот где-то тут собака и порылась.
Как часто пишу, корни этого отношения имхо надо искать в одномерной морали либерал-монетаризма, который до сих пор является господствующей в мире идеологией; Добро - это Выгода, а Зло - соответственно, Убыток. Выглядит странно и спорно, ведь вроде речь только что шла за религию, а тут опять какое-то бабло. Но тут проблема именно в логике и системе ценностей, которая популяризируется и навязывается масс-культурой - Добро это то, что нам нравится, Зло - это то, что нам не нравится. И нам кажется, что они противоположны; соответственно, при совпадении Добра у вас совпадает и Зло. А вот это уже заблуждение и ошибка.
Зло - это не чОрт с рогами, а некие ограничители, за которые нельзя выходить; своего рода социальная техника безопасности. И они, конечно, своего рода противоположность Добру, но находятся просто в другом измерении - грубо говоря, Добро указывает нам путь, а Зло предупреждает, как делать нельзя. Как нетрудно догадаться, одну и ту же задачу можно решать разными методами; в том числе и нечестными и незаконными - Добро одно и то же, Зло может быть разным.
Понимаю, что залазить в религиозные вопросы опасно, но всё же давайте посмотрим на такую организацию, как ПЦУ (не УПЦ, а именно ПЦУ им. П. А. Порошенко); обряды в ряде случаев могу совпадает, но нет ли тут какой измены? И если есть, то в чём?.. Предположим, что в обрядовой части они совпадают с УПЦ (канонической церковью); понимаю, что в реальности это не так; но предположим. Добро в таком случае будет совпадать - Пасха та же, Рождество то же, святые плюс/минус те же. В чём разница?..
С организационной точки зрения можно привести массу аргументов, но мы же с вами за Добро и Зло; если Добро совпадает, то означает ли это совпадения Зла?.. Почему для этой организации допустимо А, Б и Ц, что неприемлемо для другой?.. Можно ли это назвать несовпадением Зла?..
Да, отсюда следует вопрос, является ли в таком случае Добром наше Добро; и это - прямое следствие из несовпадения Зла; но если этим вопросом не задаваться, то всё может ограничиться обрядностью и символикой, а тут см. выше.
Напоминаю, что вопросы Добра и Зла проходят по тонкой грани морализаторства, о чём недавно писал. В тех же религиозных терминах Добро суть Бог, а Зло == Сотона, но ведь это персонажи из потустороннего мира, которых никто из ныне живущих не видел. Соответственно, эти термины можно определять произвольно, что и приводит к проблеме морализаторства - мы вам определяем Добро и Зло, вы в это веруете. На всякий случай, для товарища майора - я не приравниваю Добро и Зло к морализаторству, а показываю, что вещи это субъективные, и проблема морализаторства существует и налицо.
И вот только теперь добираемся до сути статьи. Я намеренно начал с религиозных вопросов, поскольку в этой среде Добро и Зло хотя бы имеют смысл. А для обывателя эти слова вообще бессмысленны - как постоянно пишу, обывательская мораль сводится к "нравится/не нравится". И вот тут уже морализаторство встаёт в полный рост - произвольно объявляем Добром одно, Злом другое - и вперёд, погнали наши городских. Зачем, почему - неизвестно; все побежали, и я побежал.
Покуда наши объявленные выше Добро и Зло совпадают с нашими же "нравится/не нравится", всё нормально; проблемы начинаются, когда всё становится наоборот. В случае с религией всё проще - ты должен, потому что (и далее варианты и примеры из Писания); для неё, напомню, вопросы Добра и Зла естественны и органичны. Но в случае обывательской морали, напоминаю, всё сводится к "нравится/не нравится", и когда вчерашнее Добро нам начинает не нравиться, у людей возникает непонимание - что происходит, и действительно ли мы должны это делать?.. Попытки увещевания в том случае зачастую сводятся к постоянно упоминаемому в статье морализаторству - вы должны это делать потому, что мы назначили вам вот такие Добро и Зло. Но вне религиозной картины мира это так не работает.
Вне традиционной системы ценностей Добро и Зло становятся подвижными, относительными и сиюминутными - сегодняшнее Добро завтра может стать Злом и наоборот. Именно отсюда растут ноги у обывательской морали - раз уж всё равно ничего не понятно, то давайте ориентироваться на собственные эмоции, см. "нравится/не нравится". Эмоции - вещь ещё более субъективная, и подвержены манипуляциям, что открывает широчайшие просторы для морализаторства. С помощью раскачки эмоций вас принуждают делать то и это, и не делать то и это; собственно, это приводит к проблеме вырождения культуры в анти-культуру; но это отдельная тема.
А отсюда уже и толерантность ко Злу - то, что мы сейчас считаем Злом, ещё вчера вполне могло быть Добром, и завтра тоже снова может им стать; что уж теперь, напрягаться, что ли? Сегодня не нравится, завтра понравится. И так - на всех уровнях, от обывателя и до мировой политики - с лёгкостью нарушаем собственные обещания, просто потому, что можем; а что, Выгода понад усе жеж. Добро и Зло сведены к деньгам; а если точнее, то к власти. Если мы царствуем и всем владеем, то это хорошо; а если кто-то другой, то это плохо. О каком Добре и Зле может быть речь в таких условиях?..
Нет чётко зафиксированных Добра и Зла - получайте весь этот дичайший бардак, который мы видим сейчас в мире. Нельзя куда-то прийти, если никуда и не собрался.
Современное видение мира Кира Булычёва; отсюда.
Как часто говорю, ностальгия по СССР - не по прошлому, а по несбывшемуся будущему. С такой культурой, как в приложенном ролике, никакого будущего у нас нет. И не в последнюю очередь - из-за отсутствия Добра и Зла как таковых.
|
</> |