![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomsovenok101689865004419344193_original.png)
Снова про школьников
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
9-й класс у меня сейчас огонь. 9-е вообще обычно бывают умницами, а к 10-м часть уходит в другие школы, а другая становится какой-то инертной. Не знаю, в чём дело, они милые, но какие-то тормознутые, уже третий год такое наблюдаю. Сами объясняют это тем, что отдыхают между ОГЭ и ЕГЭ.
А сегодняшние 9-е это нечто. Три человека ходили ко мне ещё в 8-м и честно усвоили то, что для 8-го класса довольно рано. В этом году я от 8-х отказалась. Я искренне ожидала, что они вежливо сольются, мол, загрузка, в часы не вписывается. Но нет. Не просто честно ходили, так ещё и клешнями выцарапывали из меня всё непонятное. И я, как Википедия, объясняла, что такое растворимость, как устроены растворы, электролиты, неэлектролиты, вот это всё. Мы смешивали соль, сахар, масло и воду в разных комбинациях и пропускали через получившееся электрический ток. Я вспомнила строение атома и виды связей и рисовала эти общие и оторванные электроны. Дети в количестве трёх штук всё выдержали и всё переварили.
Сейчас их уже семь человек. Вчера, окончив тему «Дыхание», я начала с ними решать задачки на транспорт газов и КЩС. Давала вполне реальные анализы из артерии и вены, нормы и предлагала на схеме показать, где проблема. Вот как-то так:
![Снова про школьников Снова про школьников](https://ic.pics.livejournal.com/sovenok101/68986500/44193/44193_original.png)
Обычно дети такие задачи решают, но с большим скрипом — одну задачку мы разбираем минут 15-20. Эти же монстры за один урок быстро решили все десять задач, так что пришлось думать, чем их развлекать ещё целый час.
Делали они это так:
«Кислород в кровь проникает хорошо, значит с лёгкими всё Ок, снаружи кислорода тоже хватает (была задачка на горную болезнь, так что они рассматривают и такие варианты). Углекислоты мало, больной дышит часто и легкие ничего не задерживают. Гемоглобин связывает кислород хорошо, но в вене сатурация совсем низкая, значит, в ткани уходит очень большая доля принесенного кислорода. Тем не менее, лактат высокий, кислорода тканям не хватает. Похоже, кровь течёт очень медленно, проблемы с насосом, то есть с сердцем». Всё верно:
![Снова про школьников Снова про школьников](https://ic.pics.livejournal.com/sovenok101/68986500/44309/44309_original.png)
У меня были задачи про астму, шок, гемолиз, отравление угарным газом и даже про злокачественную гипертермию. Они решили всё, не моргнув глазом. Интересно, что с памятью на названия и факты у детей так себе, но они потрясающе усваивают логические связи. Термин «кетоновые тела» они так и не запомнили, но вот, что при декомпенсации диабета в печени синтезируются специальные кислые молекулы, которые замещают глюкозу в мозге, они усвоили намертво. И диабет в такой задаче тоже опознали.
Имхо, если кто-то из них пойдёт в мед, физиология и патофизиология у них в кармане. И вообще, это на редкость умные люди, которые в любой области добьются успеха.
И ещё, у меня есть такое педагогическое открытие, которое явно не новость для настоящих педагогов.
Прежде чем описывать какие-то процессы, я спрашиваю детей:
— Вот у организма есть такая-то задача. Как бы вы её решили, будь вы главным инженером?
Например, задача: защитить себя от вторжений извне, от тех же вирусов, бактерий, паразитов и тд. Как бы вы организовали пограничников, регулярную армию, связи между ними и всё такое?
Или:
— Вот есть кровь. Она должна быть достаточно текучей, чтобы проникать в капилляры, и, с другой стороны, мгновенно сворачиваться и затыкать дырку при угрозе вытекания. Как бы вы это организовали?
Это ужасно интересно слушать. Дети иногда предлагают очень интересные идеи, а иногда просто догадываются, как всё в реальности устроено. После подобных размышлений рассказывать, как оно есть на самом деле, очень легко.
Каждую субботу с трудом поднимаюсь к первому уроку. Выспаться хочется ужасно. После четырёх уроков выхожу, выжатая как лимон — очень много энергии отдаю. Но сами разговоры с детьми это здорово, оно того однозначно стоит.
Собираюсь залить в всё наработанное в Moodle. Это программа для внутришкольного доступа. Наверное потом захочется выложить уроки и задачки для всех, в общий доступ. Где это лучше делать?
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomsovenok101689865004419344193_original.png)