Снова о реинкарнации


Советский Союз частично жив, частично мёртв – и то, и другое упаковано в нынешних россиянах, которые, да, несомненно, напоминают ходячих мертвецов из голливудских фильмов о зомби.
Я как-то уже приводил пример позднесоветского реликтового поведенческого образца, заметного в политических ожиданиях, призывах и позывах текущего времени. А вот ещё один такой. То, о чём пойдёт сейчас речь, может быть, не слишком знакомо тем, кто родился в 80-х гг. или позже – но вот зато Владимирувладимировичу Путину упоминаемый феномен, конечно, прекрасно известен. Я имею в виду главную особенность советского ритейла, которая была запечатлена на кислых физиономиях тётенек-продавцов периода социализма и определяла их специфически-незабвенную манеру общения с покупателями, сводящуюся к тезису: «чо пришли? мы вас не звали».
Выражаясь весьма условно и в какой-то степени на потребу публике, можно сказать, что капитализм – «диктатура» потребителя (покупателя), то есть тех, кто платит, т. е. денег, тогда как социализм – один из видов «диктатуры поставщика» (продавца), товара, тех, кому платят.
Доходная часть российского бюджета в значительной мере формируется закупками нефти и газа для нужд экономики Запада. Деньги приходят в страну «оттуда», но это нисколько не мешает РФ непрерывно скандалить с собственными покупателями. Наблюдая кремлёвские внешнеполитические телодвижения в сочетании с речами горластой тётки из МИДа, естественно, вспоминаешь экземпляры, оборонявшие советские прилавки. Нагло-хамоватый торговый сервис родом из СССР проснулся и активировался как обобщенная модель поведения для страны в целом.
В действительности этим дело не ограничивается – на практике осуществляется комплекс переплетающихся отношений покупатель-продавец различных версий («капиталистической» и «социалистической»), дополняющих (или опровергающих) друг друга. Можно заметить, что российские импортёры, то есть те, кто закупает товары на Западе и продает в России, демонстрируют аналогичный подход. Мировой рынок, на котором они совершают покупки – а по сути это «глобальный Запад» – играет в их сознании роль, которую можно понять в рамках указанной модели российско-советской идентичности. Как для истинных «россиян» для них тот, кто продаёт, всегда выше покупателя. Зато на следующем этапе они занимают сами эту позицию перед отечественными потребителями. Российские западники-импортёры страдают фанатизмом некритичного восприятия реальности западного мира – они слишком толерантны и податливы, когда смотрят в ту сторону, зато быстро обзаводятся жесткостью, устремляя взгляд внутрь страны.
Тем не менее функция экспорта у нас первенствует и экономически, и политически – дело же обстоит не так, что мы вывозим столько нефти и газа, сколько закупаем промышленной продукции на «глобальном Западе», но прямо противоположным образом. И вот, выставив на продажу природные ресурсы, Россия нашла себя в национальном объединяющем образе советского происхождения. Всё сходится – к той самой «озабоченной экзотической даме в оборонительной позе», каковая полторы недели назад фигурировала в тексте этого журнала. Дама видит свою работу в том, чтобы орать на покупателей, будто это они не дают ей поскорее отчалить и зарыться по самые ноздри в пахучую первозданность дачного участка.
|
</> |