Снова о гуманизме

В этом посте я буду называть конкретные имена; но я хотел бы сразу оговориться, что названные люди - лишь наиболее выразительные примеры среди моих знакомых, наверняка мы сможете вспомнить подобных людей среди своих. Наверное, говоря о каких-то положительных качествах, следует приводить в пример конкретных людей, правда?
А ещё - я Марсом вас заклинаю, вот прям АРШИННЫМИ БУКВАМИ дисклеймер - давайте не обсуждать тут, кто прав, а виноват в каких-либо войнах. Я понимаю, тема богатая и на факты, и на эмоции, но текст не об этом. Вообще не об этом.
Коррелирует ли (не)поддержка СВО с гуманизмом? Иные радикально настроенные личности воскликнут: "Ну разумеется! Всякий поддерживающий - кровожадный *подставить эпитет погрубее*, не знающий гуманизма!" Однако оставим в стороне такой радикализм и посмотрим на реальных людей.
Есть энное количество молодых мужчин, бодро восклицающих: "Да! Победа будет za нами!", однако, по неясным мне причинам, восклицающих это на страницах своих бложиков, а не на поле боя. В этом мне видится действительно кровожадное лицемерие: "Я желаю победить, но не желаю рисковать своей жизнью для этого; пусть другие рискуют за меня!" И это в тех условиях, когда становление добровольцем происходит за пару кликов на Госуслугах - записаться в солдаты ещё никогда это не было так просто. Как там у Симонова:
Но в минуту, когда
между жизнью для них
и смертью за них
выбирать
приходится только нам самим,
то, как ни бывает жаль умирать,
мы не уступаем этого права другим.
Если ты здоров и силён
и ты уступил это право,
ты не сможешь ходить по земле,
которую защищал другой;
слава,
трясясь над которой ты струсил, —
уже не слава;
женщину,
за которую ты не дрался,
ты не смеешь называть дорогой.
Мы всосали эту жестокую правду с
молоком матерей.
Мы все такие,
и этого у нас не отнять.
Мы умеем жертвовать жизнью
только одной
своей.
Но зато эту одну трудно у нас отобрать.
(немного токсичной маскулинности, но это дух времени, уж извините, с тех пор почти сто лет прошло)
А те, кто на передовой, в этом плане совершенно честны, кем бы они были. Можно до хрипоты спорить, за правое ли дело они сражаются - но они считают, что за правое, и вот - ставят на это свои жизни. А вы, спорящие, готовы рискнуть жизнью за своё правое дело? И именно поэтому ко всякому, способному держать оружие и по поводу и без стремящемуся им побряцать, но не желающему идти на передовую, я испытываю лишь презрение.
Вот есть Мария Калинина

(кто-то может ехидно заметить: ну так не будь СВО, и не было бы беженцев! что ж получается: "это вроде как машина скорой помощи идёт - сама режет, сама давит, сама помощь подаёт"? таким людям я бы хотел напомнить довольно простую истину: империалистические войны начинаются вовсе не из-за одобрения простыми людьми текущей политики)
Вот есть Вера Башмакова, редактор "Биомолекулы". Тоже человек, которого я, как и Марию Александровну, безмерно уважаю за дела, а не за слова. Пацифистка, что называется, со справкой - ну то есть с присуждённым штрафом за табличку "Нет войне" на собственной машине, в этом её позиция тверда и ясна. А также человек, вот уже второй год организующий детские лагеря для детей беженцев в различных ПВР. Потому что - ну война, понимаете, надо же, чтобы пострадавшие от неё дети хоть на немного отвлеклись, увидели, что жизнь не заканчивается, что есть ещё где-то мир и спокойствие; люди же, люди в беде и им надо помочь! Так что, когда Вера мне в прошлом году предложила поучаствовать, то я с радостью согласился (несмотря на идеологические разногласия, но в таком деле же это неважно) - хоть и помог, наверное, меньше, чем мог бы, но я благодарен Вере за то, что в таком деле она смогла найти применение и моим талантам. Сможете ли вы, её идеологические противники, кричащие "Za победу!", назвать подобную позицию антигуманной? Многим ли детям помогли ваши громкие лозунги? Но я лично знаю тех детей, которым помогла Вера.
Вот есть Александра Панютина, кандидат биологических наук, зоолог, с которой я проработал плечом к плечу долгое время - героиня обсуждаемого интервью в "Троицком варианте". Я всегда уважал (и продолжаю) её за научные достижения и организаторские способности, но во всём, что касалось идеологических взглядов, мы всегда были жестокими противниками (хотя в дискуссиях часто старались спускать это на тормозах, дабы не разругаться впустую) - впрочем, не то ли же самое я говорил выше и про Марию Александровну, и про Веру? Когда началась СВО, то Александра довольно быстро собралась и уехала; в конце концов, после некоторых мытарств, она осела в Израиле (она еврейка по происхождению; впрочем, родившаяся и выросшая в Союзе, прежде ни слова на иврите не знавшая и в Яхве не верящая - так что с Израилем её, кроме репатриантского законодательства, не связывало ничего). И вот, когда началось текущее обострение палестино-израильского конфликта, то Александра отправилась помогать людям - например, искать выживших после палестинского нападения (о чём и интервью).
Я, конечно, не осуждаю Александру за помощь людям - можно ли осуждать за такое? Однако ж мне удивительно иное. Она в интервью периодически упоминает про сложности этой её работы в Израиле - другие биотопы, незнание некоторых местных реалий и прочие проблемы недавних репатриантов. Это ожидаемо, но - разве останься она здесь, не могла бы она так же помогать здешним людям? При этом помогать более эффективно, более рационально - ведь со всеми здешними реалиями она знакома отлично.
Я прекрасно могу понять, если человек просто бежит от войны, неважно от какой. Не все хотят быть героями - прожить спокойную жизнь тоже дорогого стоит. И когда тебе на голову начинают сыпаться бомбы, или по крайней мере возникает такая потенциальная возможность, то убежать куда-нибудь подальше - это вполне ожидаемая стратегия. А если там будут сыпаться - то ещё раз убежать... Но когда человек в одном случае бежит, разрывая множество социальных связей и не желая никому помогать здесь, но тут же грудью кидается на амбразуру на свежеприобретённой родине там - этого я упорно понять не могу. Чем те люди более достойны помощи, чем эти? Мне казалось, что притчу о добром самаритянине следует трактовать всё же немного иначе.
Почему Мария Александровна и Вера, находясь буквально на разных сторонах идеологического спектра, в делах своих оказались созвучны - а Александра, столь же противная СВО, как и Вера, безмерно от них далёкой?
Я не знаю.
|
</> |