Снова о гуманизме
d_catulus — 24.10.2023 Видит Юпитер, что я зарекался читать "Троицкий вариант" - чтобы не слишком разочаровываться в коллегах, которые после начала СВО начали строчить туда тексты разного уровня надрывности. (Здесь между строк хотелось бы заметить, что разочарован я не "неправильностью" чьих-то позиций - а у кого из нас они правильные? - а, скорее, наивностью, непоследовательностью, а местами и лицемерностью этих позиций, которой не ожидаешь от маститых интеллектуалов, годами на каждом углу кричащих о честности и гуманности) Однако тут мне прислали интервью с человеком, которого я очень хорошо знаю, потому что долгое время проработал с ним бок о бок - так что я не смог пройти мимо.В этом посте я буду называть конкретные имена; но я хотел бы сразу оговориться, что названные люди - лишь наиболее выразительные примеры среди моих знакомых, наверняка мы сможете вспомнить подобных людей среди своих. Наверное, говоря о каких-то положительных качествах, следует приводить в пример конкретных людей, правда?
А ещё - я Марсом вас заклинаю, вот прям АРШИННЫМИ БУКВАМИ дисклеймер - давайте не обсуждать тут, кто прав, а виноват в каких-либо войнах. Я понимаю, тема богатая и на факты, и на эмоции, но текст не об этом. Вообще не об этом.
Коррелирует ли (не)поддержка СВО с гуманизмом? Иные радикально настроенные личности воскликнут: "Ну разумеется! Всякий поддерживающий - кровожадный *подставить эпитет погрубее*, не знающий гуманизма!" Однако оставим в стороне такой радикализм и посмотрим на реальных людей.
Есть энное количество молодых мужчин, бодро восклицающих: "Да! Победа будет za нами!", однако, по неясным мне причинам, восклицающих это на страницах своих бложиков, а не на поле боя. В этом мне видится действительно кровожадное лицемерие: "Я желаю победить, но не желаю рисковать своей жизнью для этого; пусть другие рискуют за меня!" И это в тех условиях, когда становление добровольцем происходит за пару кликов на Госуслугах - записаться в солдаты ещё никогда это не было так просто. Как там у Симонова:
Но в минуту, когда
между жизнью для них
и смертью за них
выбирать
приходится только нам самим,
то, как ни бывает жаль умирать,
мы не уступаем этого права другим.
Если ты здоров и силён
и ты уступил это право,
ты не сможешь ходить по земле,
которую защищал другой;
слава,
трясясь над которой ты струсил, —
уже не слава;
женщину,
за которую ты не дрался,
ты не смеешь называть дорогой.
Мы всосали эту жестокую правду с
молоком матерей.
Мы все такие,
и этого у нас не отнять.
Мы умеем жертвовать жизнью
только одной
своей.
Но зато эту одну трудно у нас отобрать.
(немного токсичной маскулинности, но это дух времени, уж извините, с тех пор почти сто лет прошло)
А те, кто на передовой, в этом плане совершенно честны, кем бы они были. Можно до хрипоты спорить, за правое ли дело они сражаются - но они считают, что за правое, и вот - ставят на это свои жизни. А вы, спорящие, готовы рискнуть жизнью за своё правое дело? И именно поэтому ко всякому, способному держать оружие и по поводу и без стремящемуся им побряцать, но не желающему идти на передовую, я испытываю лишь презрение.
Вот есть Мария Калинина leolion_1, доктор химических наук, профессор РАН и обладательница ещё кучи по-настоящему именитых регалий. Во время СВО она выступила как безоговорочная русская патриотка (из чьих-то уст это прозвучит восторженно, из чьих-то - ругательно, выбирайте сами, как это звучит для вас), при каждом случае упоминающая о необходимости и неизбежности СВО. Мы имеем с ней разногласия по разным вопросам - и идеологическим, и околонаучным - но в одной вещи (на мой взгляд - самой принципиальной) я всячески поддерживаю её деятельность. С самого начала СВО Мария Александровна организовывала в меру своих сил и средств помощь беженцам. Потому что - ну люди без крова, без еды остались, можно ли их бросить? Ближние же, все дела! Они же пострадали от всего этого ужаса, разве не следует им помогать? Сможете ли вы, её идеологические противники, кричащие "Нет войне!", назвать подобную позицию антигуманной? Говорить и думать можно всё, что угодно - но тем людям, что остались без крова, неважно, что вы говорите - важно, что вы для них делаете.
(кто-то может ехидно заметить: ну так не будь СВО, и не было бы беженцев! что ж получается: "это вроде как машина скорой помощи идёт - сама режет, сама давит, сама помощь подаёт"? таким людям я бы хотел напомнить довольно простую истину: империалистические войны начинаются вовсе не из-за одобрения простыми людьми текущей политики)
Вот есть Вера Башмакова, редактор "Биомолекулы". Тоже человек, которого я, как и Марию Александровну, безмерно уважаю за дела, а не за слова. Пацифистка, что называется, со справкой - ну то есть с присуждённым штрафом за табличку "Нет войне" на собственной машине, в этом её позиция тверда и ясна. А также человек, вот уже второй год организующий детские лагеря для детей беженцев в различных ПВР. Потому что - ну война, понимаете, надо же, чтобы пострадавшие от неё дети хоть на немного отвлеклись, увидели, что жизнь не заканчивается, что есть ещё где-то мир и спокойствие; люди же, люди в беде и им надо помочь! Так что, когда Вера мне в прошлом году предложила поучаствовать, то я с радостью согласился (несмотря на идеологические разногласия, но в таком деле же это неважно) - хоть и помог, наверное, меньше, чем мог бы, но я благодарен Вере за то, что в таком деле она смогла найти применение и моим талантам. Сможете ли вы, её идеологические противники, кричащие "Za победу!", назвать подобную позицию антигуманной? Многим ли детям помогли ваши громкие лозунги? Но я лично знаю тех детей, которым помогла Вера.
Вот есть Александра Панютина, кандидат биологических наук, зоолог, с которой я проработал плечом к плечу долгое время - героиня обсуждаемого интервью в "Троицком варианте". Я всегда уважал (и продолжаю) её за научные достижения и организаторские способности, но во всём, что касалось идеологических взглядов, мы всегда были жестокими противниками (хотя в дискуссиях часто старались спускать это на тормозах, дабы не разругаться впустую) - впрочем, не то ли же самое я говорил выше и про Марию Александровну, и про Веру? Когда началась СВО, то Александра довольно быстро собралась и уехала; в конце концов, после некоторых мытарств, она осела в Израиле (она еврейка по происхождению; впрочем, родившаяся и выросшая в Союзе, прежде ни слова на иврите не знавшая и в Яхве не верящая - так что с Израилем её, кроме репатриантского законодательства, не связывало ничего). И вот, когда началось текущее обострение палестино-израильского конфликта, то Александра отправилась помогать людям - например, искать выживших после палестинского нападения (о чём и интервью).
Я, конечно, не осуждаю Александру за помощь людям - можно ли осуждать за такое? Однако ж мне удивительно иное. Она в интервью периодически упоминает про сложности этой её работы в Израиле - другие биотопы, незнание некоторых местных реалий и прочие проблемы недавних репатриантов. Это ожидаемо, но - разве останься она здесь, не могла бы она так же помогать здешним людям? При этом помогать более эффективно, более рационально - ведь со всеми здешними реалиями она знакома отлично.
Я прекрасно могу понять, если человек просто бежит от войны, неважно от какой. Не все хотят быть героями - прожить спокойную жизнь тоже дорогого стоит. И когда тебе на голову начинают сыпаться бомбы, или по крайней мере возникает такая потенциальная возможность, то убежать куда-нибудь подальше - это вполне ожидаемая стратегия. А если там будут сыпаться - то ещё раз убежать... Но когда человек в одном случае бежит, разрывая множество социальных связей и не желая никому помогать здесь, но тут же грудью кидается на амбразуру на свежеприобретённой родине там - этого я упорно понять не могу. Чем те люди более достойны помощи, чем эти? Мне казалось, что притчу о добром самаритянине следует трактовать всё же немного иначе.
Почему Мария Александровна и Вера, находясь буквально на разных сторонах идеологического спектра, в делах своих оказались созвучны - а Александра, столь же противная СВО, как и Вера, безмерно от них далёкой?
Я не знаю.
|
</> |