Снежное чувство Герды

топ 100 блогов otte_pelle28.12.2010 Возник тут на консультации разговор о сказке "Снежная королева".
Вообще, Андерсен создал целый корпус психотерапевтических сказок - хотя обычно авторские сказки, в отличие от народных - слишком индивидуальный материал для символической работы. 
Но Андерсен - исключение. Его сказки виртуозно отображают мир травмы и пути ее исцеления. "Гадкий утенок" совсем прозрачен в этом отношении, а вот история со Снежной королевой раскрывется послойно. 
Одна история очень явная и понятная с детства - девочка Герда с недюжинным мужеством пытается спасти драгоценного друга. Она, сирота, слишком рано пережила потерю, чтобы просто так отдать Кая ледяной вечности. И, вдохновленные этим примером, девочки со всей земли связывают себя с  холодными и недоступными, заколдованными и зачарованными отморозками, чтобы силой своей любви вернуть их к жизни - но хеппи-энд в реальности оказывается редчайшим случаем. В самом благополучном исходе оттаявший Кай сердечно благодарит Герду и уходит на закат с маленькой разбойницей.
Но сегодня моя собеседница рассказала мне, что ей в детстве казалось ужасно досадным, что Герда лезет со своим спасением к Каю. Ему так хорошо у Снежной королевы, там так красиво и явная гармония. А Герда во первых всех напрягает, во вторых все портит на своем пути - Ворон лишается работы, разбойники ссорятся, все как-то у нее получается раздражающе нескладно. Лучше бы, говорит, Герда встретила себе кого-то другого, влюбилась и оставила Кая в покое.

И тогда я подумала, что в этой сказке есть и более глубокая история - и для этого всех персонажей следует воспринимать как части одной души, пережившей расщепление травмой.
Травма с точки зрения психологии - встреча человека со смертельным страхом. Она может быть шоковой, если это пережитое насилие, например - илиможет  пронизывать все детство (травмы более взрослого возраста часто "подготовлены" детским опытом и становятся более явным проживанием ранних малоосонанных травм). Иная семья так беспощадна к формирующейся личности, что пребывание в ней можно сравнить с жизнью в заложниках со всеми стокгольмскими синдромами в наследство.
Но все травмы приводят человека на грань жизни и смерти - если не физически, то морально. Если родитель отвергает ребенка, прогоняет его, не принимает его чувства. истязает или вовсе покидает - посредством ухода из дома или смерти - то маленький человек сталкивается со смертельным страхом, стыдом или горем. Эти чувства невозожно вынести самостоятельно в таком возрасте - и часть души превращается в Кая. И отправляется к Снежной Королеве.
Одержимость Герды в деле спасения Кая - это воля души к воссоединению своих частей, разбившихся как зеркало в прологе сказки.
А  Снежная королева, конечно - эта самая смерть при жизни, замораживающая чувства.
Тогда, через ледяное окошко, Герда может казаться беспокоящей, неуместно и нелепой, потому что Каю-то под наркозом не больно, а она все лезет со своими слезами и прочими неприятностями.

И работа с последствиями травмы оказывается и вправда богата на разные встречи - и с собственной маленькой разбойницей, и с мощным оленем, томящимся в клетке и дрожащим от приставленного к горлу ножа - а потом готовым нести сквозь пургу. И со старушкой, навевающей сладкие сны. И с ложным Каем вместе с ложной Гердой-принцессой.

Интересно и то, что расщепленная душа часто пытется найти тот самый другой хеппи-энд, о котором говорила моя собеседница. Начинается перебор партнеров - на которых переносится вся драматургия, которую на самом деле хочется прожить во внутреннем мире.  Когда мы выбираем равнодушних к нам партнеров и пытаемся добиться от них принятия - а добиваемся в лучшем случае иллюзии этого принятия, то есть положения, в котором нас соглашаются потерпеть.  Даже если встречается подходящий лже-Кай, где-то в глубине души мы помним, что настоящий томится в царстве Снежной королевы.

 Знаю это все по собственным сценариям. Самая любимая внутренняя сказка, унаследованная от мамы, которую я долго не осознавала, выглядела так: ты сначала не оценишь меня и будешь холден, потом ты поймешь. какая я отважная, живая, настоящая и чувственная, ты хватишься - но будет поздно, мне уже все равно. И ты будешь сожалеть до конца жизни, и боль твоя никогда не пройдет. 
Вот это сладкое "а мне будет все равно", которым так утешается самолюбие задетое неудачными попытками приблизить недоступный объект!  Нам не рассказали, что маленькая Герда, добившись слез на глазах Кая, превращается в Снежную королеву и присваивает ее дворцы. Ну или так: отпочковывает нового ледяного Кая, который занят своим вечным покоем. Который презирает Герду за ее попытки добиться своего, за усилия и за надежды.

Но если опять вернуться к сказке как к метафоре души, то надежда есть.  Не погнушаться принять помощь от всех героев, встреченных по дороге. И даже от Снежной королевы принять ее спокойствие и невозмутимость. Не пропасть в волшебном сне, не остаться во дворце, на стать разбойником. Было бы желание. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все мы знаем революционную дуру Машу Баронову: Сегодня Маша решила напомнить о себе открытым письмом Эдуарду Лимонову, вклинившись в его заочную переписку с О.Кашиным. Вот что пишет один из героев (точнее одна из героинь) уличных протестов прошлого года. А http://svpressa.ru/ ...
«Зато в СССР не было нищих» – такой аргумент часто звучит в спорах о минувшей эпохе. Однако, как свидетельствуют исторические хроники, вплоть до 60-х годов нищенство в СССР не просто процветало, а зачастую являлось для многих единственным способом прокормиться. Гражданская война привела ...
Я надысь черновик этого поста открыла Звиняйте, люди! Сегодня ему время. Вы знали, что с глубокой древности и до XIII века Балтийское море называли в России «Варяжским морем» ? Образно его называют Средиземным морем Севера из-за его расположения среди суши. Но оно является частью ...
Сегодня пятница и по старой доброй традиции мы с подружками собрались "на тёрки". Собираемся мы теперь реже, чем раньше, но два раза в месяц, а так же в пятницу перед любым праздником обязательно. Сегодня был плановый сбор. Поговорить, вина вкусного попить, еды вредной поесть, похвастаться ...
Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ) – федеральный музей с универсальной гуманитарной тематикой. Создан по инициативе академика Д.С. Лихачева в 1988 г. Музей располагается в  нескольких зданиях. Это восемь самых разных объектов от  памятников архитектуры XVIII ...