рейтинг блогов

Снегирь - мы в ответе за тех, кого приручили

топ 100 блогов ruslanviktorov24.12.2023 Снегирь - мы в ответе за тех, кого приручили

Студенты мореходки Никита и Максим отправляются проходить практику на рыболовное судно «Снегирь». Суровые моряки совсем не рады, что теперь им придётся не только учить двух подростков, но и следить, как бы те не испортили снаряжение и не свалились за борт в холодные волны Баренцева моря. Пока новенькие с переменным успехом притираются к команде и новым условиям, улов оставляет желать лучшего, и капитан решает ненадолго заплыть в территориальные воды Норвегии.



Сегодня после просмотра отечественного фильма зрители крайне редко задают себе вопрос: «Это же все про меня! Откуда он узнал?!». Такое случается, когда создатели картины попали в самый центр мучающих тебя проблем, испытываемых тобой чувств — и тут уж сразу делается все равно, из какой там жизни рассказанный сюжет и похожи ли на тебя герои фильма. Главное, что их мучат те же вопросы и тебе знакома или их боль, или их радость. Вот такое чувство у меня было во время просмотра новой работы Бориса Хлебникова «Снегирь».

Если прочитать синопсис сценария или посмотреть трейлер, то можно подумать, что в первую очередь зрителя ждет противостояние между стихией и людьми, с перерывами на сальные шутки экипажа судна. Но этот фильм не про морскую романтику и приключения.

Первоначальное название картины было «Три минуты молчания», так как сюжет основан на одноименном романе Георгия Владимова.

Жаль, что авторы решили переименовать фильм. По международным договорённостям, минута молчания — это специально назначенные трёхминутные временные интервалы в течение каждого получаса для передачи радиосигналов тревоги, бедствия, безопасности. Идеальное описание для мрачного сюжета, показанного в фильме.

Историю действительно можно разделить на определенные интервалы, каждый из которых по-новому раскрывает персонажей и меняет отношение зрителя к ним.

Первые сорок минут фильма проходят в достаточно легкой непринужденной манере. Мы лишь следуем за двумя молодыми героями, которые знакомятся с экипажем и бытом современных российских рыболовов.

Благодаря, умелой работе оператора постоянно создается ощущение присутствия в том или ином событии. Ты наблюдаешь за героями не со стороны, а буквально оказываешься в эпицентре происходящего, будь то первая рыбалка, дружеский и не очень ужин в кают-компании или тяжелая работа в трюме корабля. Погружение в атмосферу здесь максимальное. То, с какой любовью к детализации быта подошли создатели, вызывает чувство глубокого уважения.

Изначально может показаться, что автор решил показать, насколько современная молодежь не готова к серьезным трудностям, с которыми можно столкнуться в специфичных профессиях. Временами это выглядит мило и забавно, этакие комедийные приключения бытовых инвалидов на рыболовном судне.

Многие молодые зрители наверняка увидят ситуации, с которыми сталкивались сами. Когда бывалый и опытный с некой долей сарказма начинает учить чему-либо молодого и «зеленого». Но здесь в этих сценах нет издевки или пренебрежения, наоборот, ты с удивлением обнаруживаешь, что даже в суровом морском волке может проявляться практически отеческая любовь даже к малознакомым ребятам. Александр Робак сыграл здесь, пожалуй, одну из своих лучших ролей в карьере.

Да и в целом, отмечу, что кастингу нужно сказать отдельное спасибо — идеальное попадание во все образы. Будь то, совершенно безбашенный персонаж Юрик в исполнении Тимофея Трибунцева или инфантильный юноша Никита, которого сыграл сын режиссера Макар Хлебников. Актеры отлично раскрывают своих героев. И с каждой новой сценой персонажи становятся все объемнее и интереснее.

К концу первого часа повествования суровая история воспитания резко меняет свое настроение. Причем это не связано с каким-либо драматичным событием. Просто происходит диалог, который в корне меняет настроение и взаимоотношение между экипажем и новичками. По сути, эта сцена является ключевой во всем фильме. По сути, это первая та самая минута молчания в фильме.

Авторы сталкивают лбами два разных поколения, которые абсолютно не понимают друг друга.

Одни будто застыли во времени. Живут на проржавевшем траулере, где в капитанской рубке все еще звучат российские хиты 90-х, где для решения проблемы улова необходимо опять нарушать закон, где нет места для себя. Есть лишь сложная работа как единственный способ как-то выживать в современной действительности. Другие живут по течению, не строят долгосрочные планы, и всячески демонстрируют апатичность и неготовность адаптироваться к социуму.

Именно нежелание услышать друг друга и показанный вакуум между поколениями в итоге приводит к драме. Фраза о том, что море не прощает ошибок, здесь продемонстрирована просто и быстро. И это вторая минута молчания. Произошедшее событие происходит неожиданно. Никакой дополнительной подготовки или моральных рассуждений на тему отцов и детей.

В этом фильме найдется что-то знакомое для всех.

Третий акт временами может показаться морской адаптацией «Делу храбрых», фильма, рассказывающего о подвиге пожарных в Аризоне. Шторм и развернувшаяся из-за него спасательная операция показывают неожиданный героизм простого русского моряка, готового рисковать собственной жизнью. Просто потому что он может, и так надо.

Именно в шторм хорошо демонстрируется та сама разница поколений, где закаленный временем мужик способен совершить подвиг, а молодой и неопытный хочет просто забиться в угол. При этом из-за хитрого сюжета первого нельзя назвать положительным героем, а второго безвольным нытиком.

В этом особый шарм «Снегиря», где нет черного и белого. И после просмотра увиденное захочется обсудить с близкими. Все события, характеры и диалоги очень органично вплетены в сюжет, тем самым делая историю максимально многообразной и интересной для детального изучения и обсуждения.

Наконец, развязка происходит уже на берегу. Финальный монолог героя Александра Робака буквально пронзает зрителя. И это третья минута молчания, где зритель сам должен решить, согласен ли он с фразой и выводом персонажа или нет. Тот случай, когда правильного ответа нет, и каждый сам выбирает для себя подходящий.

Посмотрите, не пожалеете. Давно такого в России не снимали


Моя оценка: 5 баллов из 5.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отож Пропал лупень Надо ли меньше пить? Или Las ta olla, kurat . ...
*застенчиво* А вам нравится "Баллада о борьбе"? И злодея следам не давали остыть, И пpекpаснейших дам обещали любить, И, дpузей успокоив и ближних любя, Мы на pоли геpоев вводили себя. Да, я до сих пор в какой-то мере книжный ребёнок. И мне не стыдно. ...
Здравствуйте, знаю, что уже копья сломаны на этом, но я давно не писала сюда, поэтому подскажите, пожалуйста. Ребенок 8 лет с выявленной аллергией на куриный белок 1 класса. Яйца ест, не задыхается, пятнами не покрывается. Аллерголог запретила все куриное по причине нашего обращения к ней ...
Тут вот в порыве самобичевания директор ЦРУ на публику начал рассказывать, что "ЦРУ ошиблось" недооценив последствия "Арабской весны" Ну вы знаете эти ошибки, вроде тех, когда разведка дала неверную информацию для обоснования вторжения в Ирак или когда разведка "недооценила" угрозу ...
Три десятилетия назад главные сакраментальные вопросы русской жизни - «Кто виноват?» и «Что делать?» - были трансформированы в слова, прозвучавшие в песне группы «DDT». И звучали они куда более тревожно, чем в оригинале: «Что же будет с Родиной и с нами?». Не удивительно, ведь то было и в ...